Зачем налоговикам контроль над трансфертным ценообразованием — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Зачем налоговикам контроль над трансфертным ценообразованием

Казна и Политика
498
25 декабря Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об усовершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО). При его доработке ко второму чтению предлагается исключить норму о расширении контроля на внутренние операции между резидентами, распространить действие закона на металлургическую, химическую и другие отрасли, для которых сейчас сделаны исключения, и внести другие изменения.
Большой интерес политиков к теме ТЦО объясняется тем, что этот механизм является одним из главных каналов вывода средств за границу и уменьшения уплаты налогов (в первую очередь налога на прибыль). Но если бы ТЦО применялось только для этих целей, то его бы давно просто запретили. Однако оно во всем мире существует, хотя и подвергается налоговыми органами жесткому контролю.
Суть ТЦО как методики финансового управления состоит в том, что компании внутри одного холдинга или подразделения одной компании оказывают друг другу услуги, передают товары не по себестоимости, а по ценам, называемым передаточными или трансфертными. Цель этого состоит в повышении эффективности деятельности отдельных единиц холдинга или компании. При этом одна из единиц может быть создана специально для целей уменьшения налогов, уплачиваемых всей структурой, например, путем размещения в офшорной зоне.
ТЦО само по себе не является злом, заключение сделок между зависимыми лицами не является правонарушением. Задача налоговиков состоит в том, чтобы устранить влияние взаимозависимости лиц на условиях сделок, при этом не забывая о том, что происходит вмешательство в не запрещенную законом хозяйственную деятельность.
Контроль над трансфертными ценами, в отличие от обычной налоговой проверки, не преследует цели выявления нарушения норм налогового права. По сути, это процедура определения суммы налога, направленная на его справедливое взимание в условиях, одинаковых как для зависимых, так и для независимых участников делового оборота.
Как правило, национальное законодательство по ТЦО использует в качестве основы нормы руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010). В нем дается определение связанных лиц, определяются признаки контролируемых сделок и порядок определения справедливых цен, приводится содержание отчетности по ТЦО и др.
Сергей Гусев
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас