Чего ждать украинскому образованию в ближайшее десятилетие — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Чего ждать украинскому образованию в ближайшее десятилетие

Личные финансы
3988
Немалая часть нововведений должна быть внедрена в ближайшие два года
В самом конце октября Министерство образования и науки опубликовало документ, принятие которого определит ключевые «правила игры» для всех учебных заведений на следующие 10 лет. «Концепция развития образования Украины на период 2015-2025 годов» будет утверждена после публичного обсуждения, но и в качестве проекта она дает понять, как мыслит новое руководство Минобразования и, соответственно, какие реформы оно намерено продвигать.
«Комментарии» ознакомились с документом и, опустив декларативные заявления вроде «обеспечить всем равный доступ» и «привести в соответствие с мировыми стандартами», выбрали наиболее интересные предложения, которые могут изменить отечественную сферу образования в ближайшем будущем.
Дошкольное образование
Судя по предложениям МОН, сферу дошкольного образования ожидает глубокая модернизация. В частности, будут внедрены как централизованные формы обучения для детей в возрасте от рождения до шести лет (в условиях учебного заведения), так и домашнее воспитание. Для чего, правда, его придется обеспечить соответствующей нормативно-правовой базой.
С 2017 года в Украине должны официально появиться дошкольные заведения семейного типа (в том числе в жилых помещениях), а также корпоративные либо ведомственные детские сады. Будут легализированы уже существующие центры развития детей, работа которых до сих пор не лицензирована.
Более гибкими станут образовательные программы. В Минобразования хотят обеспечить их вариативность, а окончательный выбор программ возложить на сами детсады и родителей. Между деятельностью, инициированной взрослыми, и деятельностью, инициированной детьми, должен быть достигнут баланс, а основным принципом образования детей в возрасте от 3 до 5 лет станет принцип свободной игры.
Будет усилена работа с семьями – в том числе и за счет домашних визитов с целью выяснения их потребностей в обучении детей. Кроме того, заметное внимание авторы Концепции уделяют инклюзивному образованию. В частности, в МОН предлагают создать систему раннего вмешательства для детей с нарушениями развития с последующим предоставлением интегрированных услуг в условиях инклюзивного образования.
К 2017 году в министерстве намерены охватить обучением в детсадах до 85% детей дошкольного возраста (от 4 лет), и к 2020-му – до 95%. Для этого в ближайшие три года будут освобождать помещения дошкольных заведений, занятые другими учреждениями, и активно строить новые.
Среднее образование
Для школьников у МОН есть плохая новость – их, «в соответствии с европейскими нормами», собираются усадить за парты на 12 лет. Согласовать с евростандартами собираются и продолжительность учебного года. Правда, в Концепции не уточняется, на стандарты каких именно стран Европы мы будем равняться, а в разных государствах учеба и начинается, и заканчивается по-разному.
В 2017 году старшую школу ждет переход на профильное образование. А с 2018 года предлагается ввести обязательную национальную многоуровневую сертификацию выпускников старшей школы и учреждений профессионального образования по иностранным языкам и компьютерным компетенциям.
Роль Внешнего независимого оценивания (ВНО) будет лишь усиливаться: проходить его будут не только одиннадцатиклассники, но и «выпускники» младшей и средней школ. Стоит упомянуть, что и в высшем образовании не обойдется без ВНО: в МОН предусматривают «активизацию исследований в области тестологии, психометрии, педагогических измерений с целью развития технологий внешнего независимого оценивания для обеспечения его стабильно высокого качества».
В грядущее десятилетие в Министерстве намерены восстановить лабораторную и практическую части естественной подготовки (физика, химия, биология, география), оборудовав школы новейшими лабораторными комплексами и расходными материалами. Также предлагается создать комплексную общегосударственную программу гражданского воспитания и системы ценностного ориентирования (на уровне дошкольного и среднего образования) и обеспечить мониторинг с целью недопущения распространения ксенофобии и прочих видов нетерпимости. Уже с 2015 года в школы вернут военно-спортивную и медицинскую подготовку, гражданскую оборону и обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Школы должны стать более автономными: им делегируется право принятия большинства решений. Должность директора предлагают сделать выборной – сроком на 5 лет с заключением контракта. Также должно быть легализовано семейное и индивидуальное обучение.
Начальная шестилетняя школа будет функционировать при любом количестве учеников, базовая – при наличии не менее 100, а старшая – при наличии не менее 200 учеников. Впрочем, если обеспечить обучение детей в другой школе невозможно, то количественным фактором будут пренебрегать.
Профессиональное и высшее образование
Многие предложения по реформированию высшего образования уже известны – например, переход на трехступенчатую систему (что должно произойти уже в ближайшее два года), трехлетний бакалаврат, двухлетнюю магистратуру и четырехлетнюю программу подготовки докторов философии. Также должен появиться «нулевой курс» для тех, кому после получения среднего образования (которое, напомним, будет профильным) нужно переучиться на новую специализацию. Параллельно в МОН намерены развивать, и в Концепции этому уделено немало внимания, сами учебные заведения. Для них создадут материально-технические и организационные условия для формирования образовательно-научных кластеров, и предоставят им широкую финансовую и управленческую автономию.
В ближайшие пять лет в главном образовательном ведомстве страны намерены провести комплекс мероприятий, направленных на системное поощрение научной и профессиональной активности преподавателей, их академической мобильности, в том числе международной. Будут расширяться практики творческих отпусков и стажировок, а в отечественные университеты приедут иностранные профессора. К 2020 году они должны «засветиться» в 15% образовательных программах, к 2025-му – в 30%.
Что касается профессионального образования, то в нем будет два уровня: квалифицированный рабочий и младший специалист (мастер, организатор производства). При этом будет предусмотрена возможность интеграции младшего специалиста со степенями высшего образования.
Кроме того, должны быть разработаны региональные программы развития профессионального образования при участии работодателей, которые будут опираться на реальную потребность в специалистах с учетом перспектив развития регионов.
Стоит отметить, что украинским преподавателям и учебным заведениям в целом придется нелегко – их ждут серьезные изменения. Будет реформироваться система оплаты труда – от привычной единой тарифной сетки в Министерстве, судя по проекту Концепции, намерены отказаться, преподаватели вузов будут переведены «на контракт», и требования к педагогам в целом возрастут. Взамен МОН обещает ввести надбавки за использование прогрессивных методик и технологий обучения, предоставлять льготные кредиты на строительство или приобретение жилья, адресные компенсации для частичного покрытия стоимости съема жилья и другие бонусы.
Похоже, что в ближайшие два года сотрудникам Минобразования придется очень много работать. Значительная часть нововведений запланирована именно на 2015-2017 годы – начиная от разработки новых стандартов высшей школы и заканчивая предоставлением финансовой и прочей автономии вузам. Хочется верить, что параллельно в МОН плотно займутся и развитием отечественной терминологии. В проекте Концепции бросаются в глаза английские слова, вставленные для пояснения тех или иных понятий, а то и просто ввиду отсутствия внятного перевода: «национальный сurriculum», «home visits», «center-based» и «home-based»… И, стоит отметить, далеко не всегда их использование оправдано.
Олекса Шкатов
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас