Что такое «программа МВФ военного времени»? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что такое «программа МВФ военного времени»?

Кредит&Депозит
542
В конце осени в Украину должна прибыть миссия Международного валютного фонда. Ее цель – проведение объединенного обзора развития экономики страны. Об этом сообщил руководитель департамента внешних связей МВФ Джерри Райс на прошлой неделе. После этого результаты работы миссии будут переданы на рассмотрение Совета директоров МВФ, заседание которой состоится в конце 2014 года – начале 2015 года.
Результатом визита и заседания Совета директоров может стать предоставление МВФ третьего и четвертого траншей единым платежом. Однако, вероятно, кроме осмотров, МВФ будет еще одну работу, которую анонсировал Президент Украины Петр Порошенко. «Нужно пересмотреть программу с МВФ – она была рассчитана на мирное время. Сейчас нужно внести в нее коррективы, учитывая ход последних событий», – сказал Президент на прошлой неделе.
О каких коррективах идет речь – пока неизвестно. В НБУ «Дню» подтвердили, что украинская сторона попросила МВФ объединить третий и четвертый транши. «Оно (объединение траншей. – Авт.) вызвано задержкой с завершением первого просмотра и поможет нам сохранить установленный график выплат», – сообщили в пресс-службе регулятора.
«Думаю, прежде чем говорить о внесении корректив в соглашение о МВФ, правительству необходимо было бы иметь свою программу экономических реформ на военное время. И сейчас немного паники вносит тот факт, что Президент утверждает, что он отвечает за экономическую программу. Но по Конституции именно правительство должно заниматься этой программой экономических реформ, – комментирует заместитель председателя НБУ (1991 – 1992 и 2005 – 2009 ГГ.), заместитель министра финансов Александр Савченко. – У нас остался один год. Именно за это время Путин планирует довести Украину до дефолта. Недавно начали говорить о программе экономических реформ до 2020 года. Но если мы хотим разрабатывать программы на шесть лет, то это совершенно неправильно. Народ не станет терпеть столько времени, он уже требует реформ. И их должен разрабатывать НБУ, а не Президент».
А. Савченко считает, что новая программа с МФВ может стать началом экономической военной политики. «Многие страны воюют. К слову, в СССР только в первый год войны был спад производства, а на следующий – уже был рост. Все списывать на войну – это неверно», – говорит он.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Наиболее болезненный вопрос для Украины, и не только в вопросе сотрудничества с МВФ – регулирование финансового рынка. В Фонде настаивают прежде всего на сбалансировании бюджета Украины. «Нужно сокращать бюджетные расходы. Таким образом мы сможем уменьшить налоги на бизнес. Потому что сейчас у нас как? Бюджет постоянно расширяют, и вместе с ним увеличивают налоги. Бизнес не может работать: у людей забирают последние сбережения через девальвацию и инфляцию. Правительство сегодня оперирует такими инструментами, как заимствования, эмиссия, инфляция и девальвация», – объясняет А. Савченко.
«Эта программа – не лучший выбор для Украины. Надо было так долго ждать, чтобы это понять? Фактически, МВФ дал Украине кредит на погашение им долга. Эта программа без нашей внутренней программы возрождения экономики и в мирное время – не годится», – отмечает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. По его словам, Украина от этого сотрудничества не получила никакой помощи. «Арсений Яценюк говорил весной, что мы должны обеспечить макроэкономическую стабильность. И поэтому нам нужно соглашение с МВФ. Потому договору мы будем иметь три процента падения, а если объявим дефолт – это десять процентов. А сегодня ожидаем девять процентов падения с соглашением с МВФ, но без макроэкономической стабильности и без шагов по возрождению национальной экономики. Это называется провал экономической политики действующего правительства», – отмечает А. Сугоняко.
Эксперт убеждает: заявления властей о том, что главная задача власти – это занять деньги, – несерьезнае. «Будто помощь извне решит проблему обороны в Украине или наполнит бюджет страны», – иронизирует авторитетный специалист банковской сферы.
Из экономического пике нас может вывести только украинская экономика, убежден эксперт. «Только мы в Украине сможем изменить структуру нашей экономики и наполнить бюджет, который поможет выиграть в войне с Россией. Никто извне не будет финансировать нас сдвиги в экономике нашей страны, которые пошли бы ей на пользу. Власть обязана опираться на народ и совместными усилиями поднимать экономику. Для этого его нужно воспринимать как субъекта и говорить с ним честно, правдиво. Тогда и появится доверие между властью и народом, на основе которой возродится Украина и ее экономика», – объясняет президент Ассоциации украинских банков. По его словам, для этого, как минимум, нужно привлечь преступников к ответственности и вернуть награбленные капиталы. «Мы будто забыли о том, что у нас есть крупный бизнес, который несет по меньшей мере моральную ответственность за то, что происходит на востоке страны, за кровь, пролитую на Майдане. Новая власть не смогла привлечь предыдущих преступников во власти к ответственности и вернуть награбленные ими капиталы в бюджет, чего требуют интересы страны для макроэкономической стабилизации и победы в войне», – отмечает он и добавляет, что крупному бизнесу следует научиться думать о своих долгосрочных интересах и интересах страны, которые, кстати, совпадают.
ЭНЕРГЕТИКА
Не менее важной частью сотрудничества с МВФ является реформирование энергетического сектора. Однако здесь стоит не просто вносить коррективы, а менять долгосрочную перспективу сотрудничества с западными партнерами, советует директор Центра глобальных исследований «Стратегия XXI века» Михаил Гончар. «Нет никаких гарантий, что в дальнейшем, скажем, российская сторона не будет прибегать к диверсионным действиям не только на контролируемой сейчас территории, но и в других регионах Украины, и наносить еще больший вред энергетической инфраструктуре. И тогда что, опять останавливаться и корректировать программу?» – говорит Михаил Гончар.
По его мнению, нужно менять систему подходов, принимать соответствующие широкомасштабные политические решения. Например – предоставление Украине со стороны не только МВФ, но и других международных финансовых институтов именно финансовой поддержки, а не кредитов. «Если на спасение Греции или Португалии, например, были потрачены сотни и десятки миллиардов евро, то объем помощи, должны были бы предоставить ЕС и другие международные финансовые институты, должен был бы составлять десятки миллиардов евро, как минимум. Это должно быть политическое решение», – отмечает эксперт. Ведь, по сути, Украина сегодня приняла на себя удар, направленный против действующего миропорядка, который Россия стремится изменить.
«И если для Европы принципиально комфортно пережить зимний период, то пусть они и платят россиянам. Не мы должны получать деньги из бюджета, который трещит по швам, чтобы погашать долг «Газпрома» и покупать газ. Пусть Европа позаботится о своих интересах и дает деньги, которые транзитом пойдут в Москву. А так они хотят, чтобы и за наш счет был найден компромисс, и чтобы мы сами за это заплатили », – заключает Михаил Гончар.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РЕФОРМА
«День» уже писал о том, что МВФ одним из условий выделения третьего транша поставил создание Антикоррупционного бюро в Украине и изменение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. И назначил для этого конкретное время – до конца осени.
Как известно, 16 сентября Рада не проголосовала за соответствующий законопроект № 5085 «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции». Спикер Верховной Рады Александр Турчинов уже созвал внеочередное заседание Верховной Рады на 7 октября. Предполагается, что на заседании будут рассматривать именно правительственные антикоррупционные законопроекты. Но будут ли они проголосованы?
«Этот закон сейчас является приоритетом у Президента, правительства и спикера. Поэтому, думаю, есть большие шансы, что его проголосуют, а те депутаты, которые раньше за него не голосовали, одумаются. Я надеюсь, что политические лидеры проведут с ними разговор. Только коррупционер не может проголосовать за Антикоррупционное бюро», – говорит исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк. По ее словам, закон должен быть принят или 7 октября, или 14 октября – во время очередного пленарного заседания. «Упрощение эти условия МВФ на том основании, что в стране война – смешное обоснования. Потому что это совсем не связанные вещи. Я не вижу никаких оснований не бороться с коррупцией сейчас, наоборот», – говорит Каленюк.
АГРАРИИ
«Предложения, которые записаны в Меморандуме в части изменения налогообложения АПК, мягко говоря, не выдерживают критики», – считает генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа. Речь идет о приближении системы налогообложения АПК в общую систему.
Во-первых, объясняет Лапа, в случае отмены режима аккумуляции для сельхозпроизводителей правительство будет вынуждено пойти на полноценное возмещение за экспортом зерновых и масличных культур. Это приведет к тому, что бюджет потеряет львиную долю финансирования.
«Во-вторых, я не совсем вижу, как общая система налогообложения может быть администрирована в АПК при условии, если в двух соседних хозяйствах может быть разная урожайность. Даже по объективным причинам – под влиянием погодных условий. Как налоговый инспектор может проверить урожайность и соответственно базовое налогообложение?» – спрашивает генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Он также прогнозирует, что в случае введения такой системы много игроков покинет рынок. И это тоже негативно повлияет на общий бюджет государства.
Также среди требований МВФ – отмена льгот для аграриев. Однако в Украине это делать – совсем некстати, замечает В. Лапа. Ведь, если говорить об объемах поддержки отрасли, то даже с учетом налоговых льгот, в Украине она составляет около двух процентов от валовой продукции АПК, в той же России – около 12 – 13%, а в ЕС – 18 – 19%.
«Собственно, в ходе введения льгот говорилось о двух компонентах. Первый – при отсутствии программ прямой бюджетной поддержки нужно найти инструмент, как поддержать отрасль. Второй – упрощение системы администрирования. Потому что ни государство, ни сельхозпредприятия администрировать его не могут. И оба компонента на сегодня остаются актуальными», – добавляет В. Лапа.
Петр Порошенко:
«Надеюсь, парламент поддержит законопроект о создании Антикоррупционного бюро»
Президент Украины Петр Порошенко рассчитывает на принятие парламентом на следующей неделе пакета антикоррупционных законопроектов, в частности, законопроекта о создании Антикоррупционного бюро, сообщает interfax.kiev.ua. «Я надеюсь, что на следующей неделе нам удастся на внеочередной сессии украинского парламента принять ряд законопроектов и обеспечить выполнение Украиной обязательств по борьбе с коррупцией. И Верховная Рада поддержит мой антикоррупционный законопроект о создании Антикоррупционного бюро», – сказал Президент в совместном заявлении для прессы с федеральным канцлером Австрии Вернером Файманом в Киеве в среду. Глава украинского государства выразил уверенность в том, что эффективная борьба с коррупцией поспособствует созданию благоприятных условий для инвестиционного климата. Как сообщалось, внеочередное заседание Верховной Рады состоится 7 октября.
Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас