Эбола вызвала в Западной Африке подобие зомби-апокалипсиса — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эбола вызвала в Западной Африке подобие зомби-апокалипсиса

Мир
13934
Ни усилия врачей, ни массированная иностранная помощь, ни введение карантинных зон не помогают остановить распространение смертельной болезни, от которой нет лекарства
История с распространением лихорадки Эбола чем дальше, тем больше напоминает лихой голливудский триллер об ордах зомби, стремительно распространяющихся по планете. Разница только в том, что подхватившие заразу люди в большинстве случаев (60-90%) просто умирают, а Героя, который за пару часов придумал бы спасительную вакцину, на горизонте пока не видно.
Как и полагается по законам жанра, все началось с незаметного инцидента. В декабре прошлого года в сельскую больницу в Гвинее поступил двухлетний мальчик с температурой и лихорадкой. Врачи изо всех сил пытались спасти его, но ничего не смогли сделать: ребенок вскоре умер, причем правильный диагноз ему так и не поставили.
Западная Африка – регион нищий и отсталый, двухлетние мальчики там умирают с печальной регулярностью, поэтому этот случай мог бы пройти незамеченным. Однако вскоре симптомы непонятной болезни стали проявляться у его матери, бабушки и сестры, которые также спустя некоторое время скончались. Но самое неприятное, недуг одного за другим начал выкашивать людей, близко общавшихся с членам несчастной семьи, в том числе – из других деревень.
К февралю заболевших было уже 35, а умерших – 23. Ситуацией озаботилось правительство страны, уведомившее о происходящем Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Специалисты, прибывшие в Гвинею для выяснения ситуации, диагностировали у больных Эболу – болезнь, ранее в этих краях не встречавшуюся. Именно поэтому, собственно, местные врачи и не могли сходу поставить правильный диагноз больным.
В Гвинею прибыли специалисты благотворительной организации Врачи без границ (ВБГ), которые уже в апреле, оценив ситуацию на месте, объявили, что регион находится на пороге “беспрецедентной вспышки заболевания”. Американцы, также направившие в Западную Африку своих специалистов-эпидемиологов, сказали, что проблема есть, но ВБГ несколько сгущает краски – Эболу еще можно остановить.
Как оказалось, американцы были неправы. Пока борьба с болезнью шла в Гвинее, несколько зараженных людей уже успели оказаться в соседних Сьерра-Леоне и Либерии. В либерийскую столицу Монровию поступила женщина из Гвинеи, у которой были все те же симптомы. Местные врачи, как и в случае с мальчиком, не разобрались, в чем дело, начав лечить ее от малярии. В результате почти весь медперсонал, общавшийся с больной (полтора десятка человек), сам оказался на больничных койках. Что хуже, за время инкубационного периода врачи и медсестры успели разнести заразу по густонаселенным районам либерийской столицы. В соседней Сьерра-Леоне ситуация повторилась практически идентично.
В местных условиях эпидемия начала распространяться по экспоненте. Тут надо пояснить, что болезнь передается при близком контакте с инфицированным человеком. Например, можно заразиться, надев одежду больного или поспав на его постели. Поскольку вирус содержится во всех жидкостях и выделениях человеческого тела – слюне, крови, сперме, рвотных массах и так далее, то люди, живущие с зараженным человеком, практически обречены подхватить болезнь. Это тем более верно для условий западноафриканских городов, где большинство людей живет в страшной тесноте в трущобах, где нет ни канализации, ни водопровода, а обычное мыло – фантастическая роскошь. Кроме того, по местным обычаям, тело умершего человека полагается всей семьей перед погребением омывать. Если он умер от Эболы, это практически гарантирует домочадцам и многочисленной родне несчастного аналогичный диагноз. К тому же из-за жуткой нищеты одежду и личные вещи умерших родственники обычно не выбрасывают, а делят между собой. Последствия – аналогичные.
Несмотря на усилия правительств, волонтеров и иностранных медиков, все лето число заболевших стремительно росло. Только официальные данные свидетельствуют, что заболели более шести тысяч человек. По мнению специалистов, в действительности их раз в семь больше. Дело в том, что из-за особенностей местной культуры далеко не все заболевшие идут лечиться, предпочитая обращаться к колдунам и шаманам, обещающим исцеление народными методами. Поскольку с вирусологией эти люди обычно не знакомы, процент исцеления от их ритуалов минимален.
Что хуже, местные умельцы выдумали еще один способ лечения: они пьют кровь тех, кто перенес Эболу, но выжил. Новоявленные “вампиры” охотятся на выздоровевших, доставляя последним массу неудобств. Кровь переживших болезнь стала ходовым товаром на черном рынке. Кстати, вирус полностью пропадает из крови выздоровевшего лишь через несколько недель, поэтому здоровый человек, хлебнув ее в качестве “прививки”, рискует сам заболеть.
Пока население разнообразит свою жизнь народными средствами борьбы с болезнью, правительства стран принимают свои меры. Как и фильмах про зомби, пораженные районы объявляются закрытыми, что, как и в кино, вызывает панику у людей, оказавшихся за “красной чертой”. Они, разумеется, тут же пытаются вырваться оттуда и сбежать как можно дальше. Вполне естественно, что с собой они зачастую тащат и вирус. Случаи заболевания Эболой уже отмечены в Сенегале и Нигерии. Последнее – особенно опасно, так как в самой густонаселенной стране Африки фактически идет гражданская война, поэтому ни о какой гигиене и уж тем более – иностранных врачах там и речи быть не может.
По признанию специалистов, изначальное занижение масштабов бедствия, неумелые действия властей, страшная бедность, антисанитария и скученность населения уже привели к тому, что эпидемия вышла из-под контроля. Международные авиалинии отменили все рейсы в Гвинею, Сьерра-Леоне и Либерию. США уже направили туда три тысячи военнослужащих, которые в срочном порядке будут сооружать полевые госпиталя на несколько тысяч коек. Начал работать авиамост, по которому из Сенегала в регион постоянным потоком идут медикаменты, оборудование и врачи. Однако все эти усилия уже недостаточны. Президент США Барак Обама обрисовал ситуацию так: “Нам надо бежать марафон со спринтерской скоростью”. По его словам, мир прилагает совершенно недостаточно усилий для борьбы с болезнью, что может привести к гибели десятков, если не сотен тысяч людей.
Обама человек не слишком эмоциональный, поэтому едва ли стал бы пугать мир параноидальными предсказаниями. Наверняка он знает, о чем говорит. Кроме того, не стоит забывать, что Эбола вполне может распространиться за пределы Африки. В США ею переболели уже два человека, один случай был зафиксирован на торговом судне, направлявшемся из Гвинеи в Одессу. К счастью, в обоих случаях удалось не допустить дальнейшего распространения болезни. Но это повезло сейчас, а что будет, когда больных будут сотни тысяч или даже миллионы, предсказать очень трудно. Ясно лишь одно: местные жители, обладающие хоть какими-то деньгами, массово побегут за границу, туда, где риск заболеть будет минимальным. И никто не даст гарантии, что все они будут здоровы. Эпидемия может стать глобальной, причем особенно пострадают бедные, ведущие вооруженные конфликты страны, в которых уровень здравоохранения и санитарии оставляет желать лучшего.
В этой ситуации странам мира, обладающим квалифицированными специалистами и необходимыми ресурсами не мешало бы принять меры сейчас, пока смертельная зараза, в соответствии с голливудскими канонами, не добралась до них. Тем более, что ни вакцины, ни эффективного лекарства против Эболы не существует.
Иван Яковина
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас