Государственную собственность – за бесценок... — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Государственную собственность – за бесценок...

Казна и Политика
845
Правительство предлагает расширить список объектов, которые можно передать в частную собственность. Соответствующий законопроект №4541а «О внесении изменений в закон «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации» зарегистрирован в Верховной Раде. В соответствии с ним, количество объектов, которые больше не подлежат приватизации, сократится почти на две трети (!) – с 1478 до 543 объектов.
Авторы законопроекта заверяют: документ направлен на «усиление контроля государства за сохранением и использованием имущества предприятий, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, в том числе расположенных на оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь; выведение производства спирта этилового за пределы государственной монополии и введение конкуренции в отмеченной отрасли; введение конкурентной процедуры продажи имущества предприятий агропромышленного комплекса; защита предприятий, которые исключаются из перечня, от внеприватизационных процедур ликвидации и отчуждения их имущества, в частности в процедурах банкротства».
В случае принятия парламентом предложенных изменений, приватизация коснется едва ли не всех секторов экономики Украины. В частности, это – ликеро-водочная, спиртная, энергетическая, угольная, машиностроительная и авиационная отрасли.
В то же время в документе предусмотрен новый механизм усиления контроля государства над сохранением и использованием имущества предприятий, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации. «Законопроектом предлагается утвердить перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации (250 объектов), и перечень акционерных обществ, государственные пакеты акций которых не подлежат приватизации (19 объектов)», – сообщили в пресс-службе правительства.
Кроме этого, законопроект содержит еще две новации. Первая – это частичная приватизация, в которой контрольный пакет акций (60%) остается государству, а остальные – приватизируются по решению Кабинета Министров и Совета национальной безопасности и обороны. По мнению авторов, это поможет привлечь инвесторов в стратегические предприятия. Пока в этом списке насчитывается лишь три компании – «Энергоатом», НВКГ «Заря-Машпроект» и «Турбоатом». Вторая новация – запрещение на приватизацию объектов права государственной собственности, расположенных на оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь. В этот список вошел 271 объект. В перечне запрещенных к приватизации предприятий правительство предлагает оставить «Укргідроенерго», «Укрспецтрансгаз», НАК «Нафтогаз України», «Укртранснафта», «Укргазвидобування», «Укртрансгаз», аэропорты «Борисполь» и «Львов», донецкие СКБ радиотехнических приборов, ПАО «Топаз» и ГАХК «Топаз», киевские завод «Радар» и ГАХК «Артем», Сбербанк и Укрэксимбанк.
«День» спросил у экспертов, сможет ли масштабная приватизация помочь украинской экономике? И вообще актуальны ли торги госимуществом?
КОММЕНТАРИИ
Андрей НОВАК, председатель «Комитета экономистов Украины»:
- Законопроект, который делает попытку масштабной приватизации, когда страна находится в состоянии войны, – это продолжение масштабной спекуляции на войне. Она уже происходит несколько месяцев на валютном рынке и теперь распространяется на сферу государственной собственности.
Ныне нельзя выставлять никаких объектов на приватизацию, потому что их стоимость будет минимальной, ведь еще неизвестны последствия окончания войны и вообще, когда война закончится. Очевидно, эта приватизация делается ради конкретных лиц, которые хотят под шумом проблем с войной за бесценок забрать остатки государственной собственности.
Тем более, поступления в государственный бюджет от приватизации будут минимальными, и существенно не улучшат его состояние, не позволят решить проблемы. Это чистой воды экономическое преступление государственного масштаба.
Приблизительные убытки для экономики сложно подсчитать. Ведь ныне цена объектов – минимальная. Тем более, эти объекты раньше не выставлялись на продажу и неизвестно, по каким ценам их будут отдавать на приватизацию. Но, если речь идет почти о тысяче объектах, то, при условии, что эти объекты продавались бы в мирное время, бюджет может недополучить десятки миллиардов гривен.
Наиболее «интересными» для приватизации будут те объекты, которые обеспечивают постоянные финансовые поступления – инфраструктурные проекты, морские и речные порты, ресурсные предприятия. Возможно, даже посягнут на предприятия, которые работают в военно-промышленном комплексе.
Будут ли люди и компании, которые выкупают эти компании, придерживаться условий приватизации и какими будут эти условия, можно спрогнозировать, сравнив с 90-ми годами. Когда на приватизацию очень быстро за бесценок выставлялись объекты государственной собственности, а новые владельцы потом не придерживались условий договора.
Владимир ЛАНОВЫЙ, бывший министр экономики Украины:
- Масштабность продажи объектов на приватизацию говорит не о структурированном и профессиональном подходе, а о попытке увеличить количество имущества, от которого правительство хочет получить деньги и наполнить бюджет. То есть, это просто фискальная операция и она, к сожалению, никоим образом не связана с реформированием экономики.
Нам нужно не просто передавать в частную собственность имущество, а создавать конкурентные рынки. Государственные предприятия, как правило, являются монополистами, и поэтому их необходимо реструктуризировать. Во-вторых, нужно отойти от продажи пакетов акций в одни руки. Начать раздроблять их и привлекать как можно больше людей для участия. Это изменяет социальную структуру общества и избавляет нас от олигархата, который первый стоит в таких процедурах, как приватизация, и только ухудшает состояние нашей экономики.
В то же время процедуры, по которым будет проводиться приватизация, – закрыты, доступа широкого круга возможных инвесторов как зарубежных, так и внутренних, – нет, как и в методологии Фонда государственного имущества не прописана широкая подписка на акции. Соответственно условия процесса приватизации с точки зрения цены и доходов от продажи – худшие. Поэтому цена за эти объекты будет минимальной.
Главные последствия масштабной приватизации – усиление позиции олигархов и отсутствие среднего класса. Также монополизация рынков и процесса ценообразования. Это приводит к деградации производства.
Такие решения оттягивают нас от реформ, в которых нуждается экономика. Поэтому, очевидно, ухудшение экономического положения Украины будет продолжаться.
Мария Юзыч
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас