Если не выиграть, то изменить правила игры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Если не выиграть, то изменить правила игры

Аграрный рынок
1361
Торговая война с Россией достигает своего пика. Восточный «партнер» активно пытается разорвать все связи с отечественной экономикой, накладывая чуть ли не ежедневно под абсурдными предлогами табу на украинскую продукцию. Например, запрет Россельхознадзора на ввоз говядины украинского производителя. Результатом такой политики стало то, что за последний год мы ввезли на 23,3% меньше товаров на территорию РФ. И это еще не конец. Именно поэтому главным для украинского бизнеса сегодня должен быть вопрос диверсификации рынков сбыта. А вариантов – множество.
Кроме ЕС и России, Украина поставляет свою продукцию в Азию, Америку и Австралию. Но сегодня эксперты выделяют еще одну большую, малоосвоенную и весьма перспективную для нас нишу – африканский рынок. «Страны этой зоны демонстрируют достаточно высокие темпы экономического развития. Конечно, мы понимаем, что это развитие – почти с нуля. Но Африка сейчас работает над тем, чтобы стать экономическим лидером мира. Впервые, после окончания гражданских войн, началось восстановление экономики. И мы видим, что довольно успешно», – отмечает директор департамента Ближнего Востока и Африки Министерства иностранных дел Украины Андрей Заяц.
Еще одним аргументом «за» африканский рынок является недавно проведенный по инициативе Барака Обамы первый в истории саммит «США – главы государств и правительств Африканского континента». В саммите приняли участие 50 делегаций и представители более 100 американских и африканских компаний и корпораций. Однако не только в США обратили внимание на этот рынок. Например, Китай уже давно проводит в отдельных странах континента экономическую экспансию.
СУБСАХАРСКАЯ АФРИКАПРИОРИТЕТ
Значительное внимание украинскому бизнесу эксперты рекомендуют обратить на страны Субсахарской Африки (расположены к югу от пустыни Сахара), которые сегодня не уступают в развитии крупнейшим экономикам мира.
По данным Национального института политических исследований, за последние пять лет импорт стран этого региона вырос на $125 миллиардов (до $345 миллиардов). Крупнейшими импортерами 2013 года в этом регионе стали ЮАР ($103,5 миллиарда), Нигерия ($47,8 миллиарда), Ангола ($22,1 миллиарда) и Кения ($16,2 миллиарда).
Однако доля украинских экспортеров в эти страны остается достаточно малой. С начала года мы ввезли в страны Субсахарской Африки товаров на $477,5 миллиона. Это около 2% от общего экспорта Украины. В Нигерию и Сенегал больше всего было экспортировано черных металлов, в ЮАР – зерновых, а на рынки восточных стран региона – удобрения.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, ИНФРАСТРУКТУРА И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
Впрочем, в Африке есть немало украинских проектов, и весьма успешных. «Одна украинская компания в Конго построила линию электропередачи. Ее протяженность – около 100 километров. Теперь начинают строительство новой. Наши люди, которые там работают, очень довольны, им хорошо платят», – рассказывает ответственный секретарь Африканского клуба Руслан Гарбар.
И это не единственный пример, отмечает он. «Еще один из наших известных бизнесменов построил в Конго завод по изготовлению изделий из меди – пластины, провода – то, что в связи с развитием энергетики очень нужно в Африке», – добавляет Гарбар. Эксперт отмечает, что энергетическая отрасль – одна из приоритетных для развития украинского бизнеса в Африке. «Даже сам президент Нигерии Джонатан Гудлак сказал, что если бы у них не было проблем с энергетикой, то они могли бы гарантировать рост ВВП на 3-4% в год», – говорит ответственный секретарь Африканского клуба.
Среди других, не менее перспективных, – продовольственная отрасль. «Мы можем поставлять в Африку кукурузу и пшеницу, сухое молоко и другую молочную продукцию», – говорит главный специалист отдела двустороннего сотрудничества и международных договоров Департамента международного сотрудничества и инвестиционной деятельности Министерства инфраструктуры Украины Мария Гончаренко. По ее словам, остаются также перспективы для поставок мяса птицы. «На сегодня мы полностью удовлетворяем внутренний рынок, поэтому можем экспортировать эту продукцию, в частности, и в Африку», – отмечает она.
Однако, отмечает Руслан Гарбар, в этой области возникает проблема с поставкой. «Африканцы отличаются тем, что перед тем как что-то купить, они должны это подержать в руках. Иначе не купят. Поэтому нужно, чтобы товар был там», – говорит он. По его мнению, Украина может поставлять больше продовольствия, но если отечественный бизнес не будет бояться и откроет склады в Африке, с которых тамошние оптовики будут скупать продукцию.
Третья перспективная отрасль – инфраструктурная. «В Африке очень быстро развиваются города. И им нужен водопровод, канализация, газопровод. Наши трубы длиной 30-40 метров, их нужно сваривать – это дополнительные расходы и заботы. А наш институт Патона разработал единственную в мире технологию. Благодаря ей можно изготавливать трубы на месте длиной до 1 км, причем от 20 см до 1 м диаметром (переоборудование занимает всего сутки) на базе отходов нефтеперерабатывающих заводов. Или если нет завода – на рынке есть множество дешевого сырья. Самое главное, что эта установка – передвижная. Это чрезвычайно удобно», – объясняет Гарбар.
Что касается географии инвестиций, то, по мнению ответственного секретаря Африканского клуба, она должна быть не довольно велика. «Нельзя стремиться охватить весь рынок сразу. Лучше выбрать 5-6 стран и там активно работать», – говорит он. Среди таких стран эксперт называет Мозамбик. «Очень много говорят об Анголе – да, это перспективный регион. Но там уже работают китайцы. Наш бизнес может попытаться, но тогда высоких результатов ждать не стоит. А в Мозамбике, вдоль его побережья – очень много залежей газа и нефти. Пока там есть немного итальянцев, они все исследуют. И Украине тоже стоит обратить внимание на этот еще не освоенный регион», – объясняет он.
По прогнозам эксперта, освоить эти страны мы можем примерно за год. «Для начала мы могли бы сделать несколько факторий. И опереться на наших людей, которые там есть. Завозить туда товар и продавать. В таком случае уже через год мы сможем удвоить экспорт в Африку», – говорит Гарбар.
РЕЖИМ МАКСИМАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА ЭКСПОРТЕРАМ
Но для этого, объясняют эксперты, нужно немало работать. «Должна быть система для экспортера. Она должна состоять прежде всего из экспортно-кредитного агентства. Без денег в Африке нечего делать», – говорит директор Департамента торгово-экономического сотрудничества Министерства экономического развития и торговли Украины Руслан Осипенко. По его словам, важна также поддержка региональных экспортеров. «Бизнес в Ровно или Виннице почти ничего не знает об Африке. Нужно, чтобы он мог прийти в центр, где ему расскажут о проекте, предоставят кредитование и поддержат на начальном уровне», – добавляет он.
Также препятствием, по словам Осипенко, является отсутствие информационной поддержки экспортеров. «У нас есть государственное агентство, которое подчиняется Министерству экономического развития и торговли. Но оно не работает. Круг «брать информацию извне, давать экспортерам и передавать от экспортеров вовне» – разорван. Нужно его восстановить», – объясняет Руслан Осипенко.
Подобное мнение и у Руслана Гарбара. «Нужен такой центр, в котором бы координировалась вся информация по проектам, которые можно делать в Африке. Чтобы предлагать эти проекты тем, кто может их реализовать. Конечно, проблема в деньгах. У государства их нет. А в крупных компаниях – есть. И нужно их заинтересовывать», – говорит он.
Для решения этих проблем, убежден Руслан Осипенко, нужно, во-первых, создать политическую систему. «Президент или кто-то из министерства должен определить три-четыре страны, которые являются стратегически важными для Украины, и посетить их. Чтобы показать этим странам, что мы в них заинтересованы», – говорит он. Во-вторых, создать межправительственную комиссию, которая будет заниматься координацией экспортно-импортных отношений на правительственном уровне. «Сегодня на 54 страны, с которыми сотрудничает Украина, у нас всего восемь межправительственных комиссий», – добавляет Осипенко.
В-третьих, необходимо организовать единый центр выставочной деятельности. «Часто национальные выставки у нас происходят на довольно низком уровне. Туда приезжают неизвестные предприятия или те, кто сам смог приехать. Нет критериев отбора, по которым можно попасть на эту выставку. А это важный аспект популяризации наших производителей за рубежом», – объясняет эксперт Минэкономразвития.
В-четвертых, организовать систему образования. «Кадровая составляющая – одна из главных. Если мы не работаем с кадрами – с товаром мы далеко не доедем. Поэтому нужно этим заняться на государственном уровне и постоянно работать. В каких формах – зависит от государства», – говорит директор Департамента торгово-экономического сотрудничества Министерства экономического развития и торговли Украины.
Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас