Ралли на заправках — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ралли на заправках

Энергетика
2018
Бензин и дизельное топливо в Украине безостановочно дорожают. Лидером выступают АЗС группы «Приват» (сети под брендами ANP, «Авиас», «Укрнафта» и др.). Цены на их заправках всего за три дня синхронно выросли на 30 копеек, сообщает группа «А-95». С 13 по 16 августа бензин подорожал на 90 копеек за литр. Такие же изменения происходят и в других крупных сетях. У «Укр-Петроля» все виды топлива поднялись на 15 копеек за литр. Подорожало топливо на АЗС «Параллель», «Татнефть», «Маркет», «Надежда», ZOG, «БРСМ-Нафта» и других. Всего с начала прошлой недели, отмечают в «А-95», средние по стране цены на все марки бензинов выросли на 78 копеек за литр, а дизельное топливо — на 77 копеек.
Август этого года стал тревожным для автомобилистов еще и потому, что белорусский экспортер нефтепродуктов — ЗАО «Белорусская нефтяная компания» сократила свои поставки в Украину. Предлог благовидный и даже, как утверждают в «БНК-Украина», предусмотрен контрактом — ожидаемый плановый ремонт белорусских нефтеперерабатывающих предприятий.
Представитель белорусской компании пояснял, что контрагентам направлены письма о снижении в августе объемов отгрузки, но не смог указать, на сколько будут уменьшены поставки нефтепродуктов. «Как только ремонты НПЗ завершатся, они будут восстановлены до планового уровня», — обнадежил он и сообщил, что в целом в течение года компания рассчитывает поставить в Украину бензина и дизтоплива примерно столько же, сколько и в минувшем году. В концерне «Белнефтехим» агентству Интерфакс сообщили, что плановые капитальные ремонты ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» будут производиться с середины августа до третьей декады октября.
Частичная потеря белорусского бензина для украинского рынка не может не быть чувствительной. По данным «А-95», в январе—июне 2014 года импорт бензина в Украину сократился на 21% — до 899 тысяч тонн. Причем в июне сокращение составило 42% по сравнению с июнем прошлого года. В то же время доля белорусского бензина в структуре украинского импорта выросла с 48% до 55%. Импорт дизтоплива в Украину в первом полугодии сократился на 19% против аналогичного периода 2013 года, а в июне — на 21%. Правда, поставки белорусской солярки выросли на 13%, а их доля в импорте увеличилась с 46% до 64%.
Как видим, на помощь Украине пришел ее новый друг, президент Беларуси Александр Лукашенко. В телефонном разговоре с Президентом Украины Петром Порошенко он пообещал, что республика обеспечит снабжение нашей страны горючим в период уборочной кампании.
Впрочем, решающего значения для потребителя эта помощь не имела. Цены на автотопливо, как видим, продолжают расти. И основная причина этого — девальвация гривны. Вместе с тем из-за девальвации и роста цен существенно упал (по мнению экспертов, на 20%) спрос на бензин. Тем более что многим автомобилистам не остается ничего другого, как перейти с высококачественного топлива на фальсификат. Рост спроса на него не мог не породить роста предложения как на рынке криминального фальсификата, так называемой бодяги, так и на рынке бензиновых смесей.
Президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук отмечает: «Продают, не платя налогов, поэтому продают дешевле. Лидер в этом — БРСМ-нефть, которую связывают с предыдущим министром энергетики Ставицким. Министра уже нет, а его дело процветает. Тотального контроля государства тоже нет. Департамент технического регулирования Минэкономики, на кого возложены эти функции, во-первых, я так чувствую, не имеет соответствующего финансирования для проверок; во-вторых, наверное, и специалистов таких не имеет». Во времена президентства Януковича количество заправок БРСМ-нефти в стране выросло в 27 раз — с 20 до 140. Эксперты утверждают, что к обычному бензину там добавляют химические соединения, позволяющие удешевить его. Не вредят ли они к тому же еще и здоровью людей?
Из-за неуплаты акцизов от реализации такого горючего бюджет страны недополучил 7,3 миллиарда гривен, подсчитали эксперты. Они считают, что на каждом литре бензина сомнительного качества собственник получает до трех гривен прибыли. «Этого достаточно не только для того, чтобы пополнять оборотные средства, — говорит Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95», — но и для того, чтобы коррумпировать силовые структуры, дать льготу клиенту, чтобы он продолжал заправляться таким горючим». «Как можно серьезно относиться к этому так называемому альтернативному топливу, если на многих производствах нет даже лабораторий по проверке качества таких смесей?» — спрашивает Куюн и советует не покупать горючее на сомнительных АЗС.
Между тем Антимонопольный комитет Украины видит проблему с другой стороны. Он считает, что в высоких ценах на бензин виноваты заправки. Соответствующее заявление сделал государственный представитель АМКУ Михаил Русинский. По его словам, штрафные санкции от АМКУ угрожают сетям «Лукойл Украина», «Окко нефтепродукт», «WOG Ритейл», «Альянс Холдинг» и «Золотой Экватор», так как они имеют признаки монопольного положения на более чем 180 региональных рынках розничной реализации светлых нефтепродуктов. Нарушителям, по словам Русиновского, грозят штрафы в размере 10% от дохода за прошлый год. 12 субъектов хозяйствования, как сказал представитель АМКУ, получили обязательные к рассмотрению рекомендации.
Что впереди у рынка автомобильного топлива Украины? Самое большое влияние на него, как и раньше, будет оказывать курс гривны. Если он и дальше будет падать, то, как уверены эксперты, продолжит свой рост и цена нефти. Но, по их мнению, есть еще один риск. Как известно, Украина сделала принципиально возможной остановку транзита российской нефти (14 миллионов тонн), идущей по нашей территории в страны Евросоюза, откуда мы импортируем почти половину необходимых нефтепродуктов. Эксперты считают, что в этом случае европейские нефтепереработчики, в частности Чехия, Словакия и Венгрия, могут столкнуться с дополнительными издержками в связи с изменением в логистике поставок. Скажется ли это на ценах для Украины?
P.S. Как остановить рост цен на бензин? В этом нашей стране решила помочь Беларусь. В августе она обеспечит транзит в Украину около 15 тысячи тонн голландского бензина. Как сообщил посол Беларуси в Украине Валентин Величко, в Амстердаме его государство закупило нефтепродукты, которые будут доставлены в порт Вентспилс (Латвия), а оттуда цистернами в Украину. «Мы понимаем, насколько это важно, как это сегодня необходимо», — сказал посол.
Виталий Княжанский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас