Бюджетная децентрализация: Как поделят налоги между регионами и центром (инфографика) — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджетная децентрализация: Как поделят налоги между регионами и центром (инфографика)

Казна и Политика
1603
На этой неделе парламент рассмотрит кабминовский законопроект по бюджетной децентрализации, который должен усилить финавтономию регионов. Это будет первым шагом на пути к общей децентрализации, анонсированной Украиной в начале года. Согласно документу, доходы местных бюджетов могут вырасти за счет передачи части налогов из центра на места (подробнее см. в инфографике). Принятие закона, уверены в Кабмине, увеличит доходы местных бюджетов в 2—3 раза.
Бюджетная децентрализация: Как поделят налоги между регионами и центром (инфографика)
КИЕВ. Кабмин решил ввести новые виды межбюджетных трансфертов — базовую дотацию, субвенции на образование, медицину. Теперь из госказны напрямую, а не через местные бюджеты, как раньше, будут оплачиваться зарплата медиков и учителей; «коммуналка»; покупка медикаментов и питания для школьников. Соответственно расходы регионов сократятся и сэкономленые деньги можно будет тратить на развитие, например школ и больниц.
РЕГИОНЫ. Проект позволит регионам самостоятельно определять, как тратить собственные доходы, например с налогов, продаж или аренды городского имущества. А еще они сами будут решать, как проводить операции — через Госказначейство или банк (из тех, что входят в десятку крупнейших). Такой подход поможет местным советам получить допдоходы в банках, в том числе за счет начисления процентов на остаток средств на счетах. Кроме того, в Кабмине хотят списать долги советов по среднесрочным и беспроцентным кредитам, которые находятся на учете в Госказначействе. Также Кабмин предлагает провести децентрализацию расходов в социально-культурной сфере. Так, планируется с национального уровня на региональный или местный передать некоторые библиотеки, музеи, заповедники, театры, медицинские и образовательные учреждения, спорткомплексы. То есть деньги на них будут выделяться из местных бюджетов, а не государственной казны.
ЭКОЛОГИЯ. По мнению Кабмина, увеличение поступлений в регионы от экологического налога позволит на местах покрыть расходы, связанные с сохранением лесного хозяйства и природно-заповедного фонда, содержанием ветбольниц и лабораторий, строительством и реконструкцией водопроводных и канализационных сооружений, модернизацией теплоснабжения, ремонтом домов, лифтов, уличного освещения. Важная инициатива в законопроекте — идея передать на местный уровень полномочия по финансированию проектов ликвидации предприятий угледобычи, углепереработки и добычи торфа. Эти объекты в основном размещены в Донецкой, Луганской, Кировоградской, Волынской и Львовской областях. При этом в Кабмине отмечают, что соотношение расходов на эти цели у Киева и регионов будут равнозначными — 50х50: часть средств пойдет из госбюджета в виде субвенции, а часть из местных бюджетов за счет эконалога.
ШАНСЫ. По мнению глава комитета ВР по вопросам налоговой политики Виталия Хомутынника, у документа есть шансы на существование. «Мы готовы поддержать инициативы правительства, которые предусматривают упрощение администрирования налогов и децентрализацию финансов. Но сейчас сложно прогнозировать результаты голосования. Коалиции не существует». А замглавы Комитета по вопросам соцполитики и труда Павел Розенко считает, что закон примут в первом чтении, после чего доработают: «Идея прекрасная, но документ вызывает вопросы. Регионам дают полномочия и передают налоги, но в условиях кризиса это лишь цифры на бумаге. Надо подумать, как обеспечить регионы живыми деньгами».
ЭКСПЕРТЫ: В регионах нужны хорошие управленцы
Аналитик Павел Мельник отмечает, что реальную реформу можно осуществить, если у руля городов будут хорошие управленцы: «Финавтономии для регионов мало. Нужно уметь использовать рычаги и привлекать инвестиции. Сначала надо решить проблему подготовки управленческих кадров». А глава Фонда «Украинская перспектива» Александр Вилкул обеспокоен, что в военное время реформа децентрализации может принести негативные плоды: «В стране экономический и политический кризис, гуманитарная катастрофа. Очень важно, чтобы за термином «децентрализация» правительство не попыталось переложить ответственность за проблемы в экономике страны и регионов на плечи местных властей. Правительство должно представить гражданам страны четкую картину, как людям жить дальше».
На местах видят перспективы. «От принятия бюджетной децентрализации мы получим только плюсы. Но важно правильно распределить местные налоги и госналог, и чтобы эти правила не менялись каждый раз с принятием нового бюджета. Это даст возможность планировать развитие городов и районов», — говорит депутат Львовского облсовета Мирослав Сеник. А депутат Одесского горсовета Александр Остапенко считает, что для реформы децентрализации мало вносить изменения только в Бюджетный кодекс: «Для этого надо менять и Налоговый кодекс. Регионы должны быть готовы компетентно решать вопросы децентрализации. Поэтому желаемого результата сможем достигнуть не раньше осени 2015-го».
Коновалова Христина, Варвара Ткачева
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас