Фальшивый «Кипр» — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фальшивый «Кипр»

4758
«В Крыму будут созданы условия ведения бизнеса, аналогичные Кипру», – заявил на днях «министр по делам Крыма» Олег Савельев в интервью московской газете «Ведомости». Он не нашел свежей идеи, кроме создания оффшорной зоны, чтобы возразить против введения третьего уровня санкций Запада. «Западные секторальные санкции не скажутся на работе инвесторов в Крыму, – утверждает он. – Желающие инвестировать в Крым есть. Среди них есть и европейские, и американские компании. Мы провели большое количество переговоров с инвесторами – и с действующими, и с потенциальными. Обсуждаются новые проекты». Министр РФ утверждает, что вполне конкретные и серьезные проекты в таких отраслях, как туризм, медицина, виноделие, порты, аэропорты и другая инфраструктура, энергетика. Ну и так далее.
Проектов, идей и желания инвестировать в Крым никогда не было мало, раньше их было больше, но в России до сих пор не поняли, что все дело-то не в их наличии, а в их реализации. О каких инвестициях в транспортные проекты говорит «министр РФ по делам Крыма» Олег Савельев, если всего лишь за день до этого Европейский Союз принял решение о запрете финансовой поддержки транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры Крыма и Севастополя. А раньше санкции ввели США, они коснулись банковской сферы и судостроительной отрасли. О введении санкций говорят Канада, Япония, Норвегия и другие страны.
В официальном сообщении говорится, что Евросоюзом, в частности, запрещено предоставление любого финансового займа или кредита, связанного с созданием, приобретением или развитием инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций или энергетики в Крыму или Севастополе. Государствам – членам Евросоюза запрещено приобретение акций или ценных бумаг паевого характера на предприятиях, созданных в Крыму или Севастополе, занимающихся вышеперечисленными инфраструктурами. Также запрещено в этих же секторах создавать любые совместные проекты. Кроме того, запрещается предоставлять любую финансовую ссуду или кредит, непосредственно связанные с эксплуатацией нефтяных, газовых и минеральных ресурсов в Крыму или Севастополе. Запрещено приобретение или расширение участия предприятий и приобретение акций и ценных бумаг паевого характера, компаний в Крыму или Севастополе, которые занимаются эксплуатацией нефти, газа или минеральных ресурсов.
И это не шутки. Например, в Санкт-Петербурге уже прекратил работу туроператор «Экспо-тур», который продавал путевки на теплоход Adriana, нарушивший запрет на заход в крымские порты. Проблемы у фирмы начались из-за круиза по Черному морю, запущенного в прошлом году. Adriana должна была заходить в порты Новороссийска, Ялты, Сочи, Севастополя и Стамбула, однако в этом сезоне владелец судна – карибская компания Adriana Shipping LTD – изменил маршрут, оставив лишь Севастополь и Стамбул. В результате многие туристы потребовали вернуть деньги.
СТАРАЯ-СТАРАЯ ИДЕЯ
Напомним Олегу Савельеву, что идея создания оффшорных зон в Украине обсуждается еще с 1995 года с подачи экономиста-реформатора Виктора Пинзеника. А в марте 2013 года народный депутат Украины от Крыма Лев Миримский выступил с предложением создать оффшорную зону в Крыму. Миримский считал, что предприниматели выводили бы деньги в Крым, и оффшор дал бы приток инвестиций. Но деньги в банке – это еще не инвестиции! Более того, «загвоздка» оказалась в том, что, как показал анализ идеи, создание такого оффшора позволило бы прямо в своей же стране легализовать «грязные» деньги, полученные преступным путем. Вполне естественно, что Украина на это не пошла. Причем это было в то время, когда мировой финансовый мир выступил против существования оффшоров на Земном шаре.
Однако, не обращая внимания на мировой и украинский опыт, в апреле 2014 директор департамента Минэкономразвития России Андрей Соколов также заявил, что предложит правительству России создать оффшор в Крыму. Он говорил, что это заставит фирмы, владеющие российскими активами через оффшоры, перерегистрироваться в Крыму. О намерении превратить Крым в «серьезную альтернативу» оффшорам обещал ранее и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, как писали те же «Ведомости». Тогда министерство, говорил Соколов, изучило мотивы организаций, регистрируются в оффшорах, – «как у белых (Швейцария, Голландия), так и в черных (какой-нибудь Белиз и др.)», и пришло к выводу, что подобный льготный режим на полуострове вполне возможен. Условия могут быть определены в новом законе об особой экономической зоне в Крыму по аналогии с Калининградом. Хотя для Крыма предусматривалась определенная специфика: все резиденты и держатели капиталов, прежде чем получить льготы, должны инвестировать в Крым не менее 150 млн рублей, а только потом могли быть освобождены от налогов, кроме налога на прибыль в 10% и акцизов.
РЕГИОН, КОТОРОГО НЕ ЖАЛЬ
Конечно, экспериментировать с зонами можно. Надо только найти регион, которого для этого не жалко. В Крыму полностью согласны, что Москве Крым подходит именно в такой роли – кому там жаль тех крымчан, если уже начали ставить эксперименты, начиная с «псевдореферендума», то надо продолжать. Сейчас Гражданский кодекс России позволяет российским компаниям пользоваться иностранным правом, если контрагент по сделке или его мажоритарный акционер – иностранная компания. МинКрым предложит внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы распространить эту норму не только на иностранных резидентов, но и на компании, зарегистрированные в Крыму.
Все бы ничего, но откуда возьмется столько иностранных партнеров, согласных ради эфемерной идеи сотрудничества с россиянами нести столь жесткие санкции Евросоюза, вплоть до банкротства, как это произошло с Санкт-Петербургской компанией? Еще при том условии, что Евросоюз не будет молча наблюдать, как ловкие российские бизнесмены их обманывают, и усилит санкции.
С другой стороны, Конгресс США скоро рассмотрит законопроект о запрете признавать Крым частью России, и это станет гарантией того, что к ним присоединятся другие страны и санкции будут вводиться мировым сообществом всерьез и надолго, а бизнес, особенно финансовый, привык зримо представлять свое будущее. В условиях непризнанного Крыма это станет невозможным. Поэтому что бы ни придумали в Москве – Лже-Гонконг, фальшивый Кипр или же просто Псевдо-Крым, но от жестких экономических реалий мировой экономики спрятаться не удастся.
Андрей КЛИМЕНКО, эксперт «Майдана иностранных дел», главный редактор портала BlackSeaNews:
- Эта идея из серии того же юмора, с которым надо относиться к идеям Российской Федерации по развитию Крыма. В чем смысл внутренней оффшорной зоны? Из того, как об этом говорит «министр по делам Крыма» Олег Савельев, они перебрали много вариантов, но за образец решили взять кипрский опыт. Как она работает? Во-первых, там запрещена любая деятельность, кроме финансовой. И смысл оффшора на Кипре, если говорить схематически, чтобы было понятно, заключается в том, что металлургический завод в Нижнем Тагиле, или завод самоваров в Туле, например, или любая другая компания регистрируется там, открывает счет в банке и нанимает двух работников – фиктивного директора и бухгалтера. И все. Таким образом компания через кипрскую регистрацию и счет в кипрском банке избегает налогообложения у себя на родине, то есть там, где организовано основное производство. Какая выгода от этого оффшорной зоне? Производства нет, производственных предприятий нет, рабочих мест всего два, доходы бюджета – это очень низкие или льготные налоги, в несколько раз меньше, чем на родине предприятия. Но это имеет смысл, если производство находится в одной стране, а оффшор в другой. А зачем это России на российской же территории? Я не думаю, что все другие территории и регионы России будут в восторге от того, что размещенные у них производства будут «крымскими нахлебниками», будут использовать их трудовые, материальные, энергетические ресурсы и уклоняться от местного налогообложения, а малюсенькие налоги платить уже в Крыму. Какая польза от этого фокуса российскому бюджету? Я не думаю, что и Крым будет в восторге от того, что к ним придут два рабочих места, будут симулировать бурную деятельность, платить в бюджет какой-то мизер и таким образом увиливать от налогов в Нижнем Тагиле или в Туле. Это бессмысленно.
Пожалуй, это будет иметь смысл только в том случае, если в этой оффшорной зоне будут регистрироваться не российские, а иностранные компании. Возможно ли это сейчас? Почему регистрировались на Кипре, кстати, до того, как он вступил в Евросоюз? Потому что знали, что там четко соблюдается банковская и коммерческая тайна, а именно надежно засекречена информация о реальных владельцах. То есть фигурирует везде номинальный владелец компании, за ним стоит Кипр, а реальный владелец не раскрывается. Это условие на территории современной России, где не существует никаких тайн от государства, ФСБ, других органов, невозможно. Более того, на пути любых инвесторов, банкиров, промышленников, бизнесменов будет стоять известная всему миру российская коррупция, которая потребует себе разницу от снижения налогов, и никакого снижения не получится.
Кроме того, на пути любых инвесторов, банкиров, промышленников, бизнесменов будут стоять санкции мирового сообщества, которые уже достигли третьего уровня и не исключено, что и дальше ужесточатся. Поэтому эту идею следует рассматривать как несостоятельный фейк, как и все другие проекты «ускоренного развития» Крыма и превращения его в «самодостаточный регион». В Крыму есть потенциал для самодостаточности, но дело в том, что в составе нынешней России «самодостаточный Крым» невозможен по определению, как бы ни мечтали об этом экономисты-невежды.
Никита Горенко
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас