У украинских авиакомпаний намечается новое распределение неба: кто может остаться без рейсов? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

У украинских авиакомпаний намечается новое распределение неба: кто может остаться без рейсов?

1169
По данным Международных авиалиний Украины, рынок авиаперевозок упал почти на 30%. Резкий рост цен на билеты в гривне, выход из работы аэропортов Донецка, Луганска и Симферополя, общее напряжение в стране повлияли на отрасль не лучшим образом. Но похоже, что добавить проблем авиаперевозчикам могут и украинские чиновники.
Нелетное время
Кризис переживают авиакомпании не только в Украине. Так, авиакомпания Deutsche Lufthansa AG, вторая по величине в Европе, сократила чистую прибыль во втором квартале 2014 г. на 32,2%. Причиной такого падения стали забастовки работников, отрицательные курсовые разницы и избыточные мощности на определенных направлениях. Свою негативную роль сыграл и украинский кризис, и ухудшение отношений Европы с Россией. В частности, подразделение Austrian Airlines сократило выручку во II квартале и увеличило операционный убыток на 26%, до 44 млн евро. Компания уже отреагировала на сокращение, пересмотрев плановый рост мощностей с 5% до 3%.
Российский авиаперевозчик “ЮТэйр” также взял курс на то, чтобы избавиться от неэффективных маршрутов. Компания планирует сконцентрироваться на бюджетных перевозках, отказавшись от развития премиум-сегмента. Таким образом перевозчик планирует экономить 5 млрд рублей в год.
Авиастраховщики также имеют свои хлопоты – они опасаются роста числа выплат и исков по полисам, связанным с военными рисками: повреждение самолетов в результате боевых действий. Резерв только по двум самолетам Malaysia Airlines, один из которых пропал без вести, а другой был сбит в Донецкой области, составляет около $150 млн. Согласно опросу, проведенному Financial Times, авиакомпании по всему миру в этом году могут получить более $2 млрд страховых возмещений. Это самые большие убытки для страховой и авиационной отраслей со времен теракта 11 сентября 2001 года. Ежегодные сборы по военным рискам в авиастраховании не превышали $60 млн. Однако за последние дни некоторые андеррайтеры страховых компаний более чем в 3 раза увеличили стоимость страхования военных рисков.
К украинским авиакомпаниям эта волна пока не дошла, отметил гендиректор Wizz Air Украина Акош Буш. “У нас, например, есть крупные долгосрочные контракты со страховыми компаниями и сейчас мы не видим никакой разницы в подходе. Естественно, что каждый перевозчик должен прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить неприкосновенность и безопасность собственности, которую он берет в аренду. Я пока не видел каких-либо изменений или ограничений в этом плане”, – пояснил он.
Новые правила распределения маршрутов
Госавиаслужба предложила ужесточить правила выдачи назначений на авиамаршруты. Однако, некоторые положения в предложенном Проекте приказа Госавиаслужбы “Об утверждении авиационных правил “Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий” вызывают критику в самих авиакомпаниях. По мнению генерального директора Wizz Air Украина Акош Буша они откинут украинскую авиаотрасль на шесть лет назад.
“Привязывать маршруты международного назначения к однолетним внутренним и чартерным рейсам просто не приемлемо для нас. Мы автоматически выключаемся из распределения и не сможем претендовать на новые маршруты. Мы обращали внимание сотни раз, что наши самолеты не подходят для внутренних перелетов. Мы пробовали это несколько раз и это не работает. Мы не готовы становиться чартерным перевозчиком, если нас попытаются к этому вынудить. Мы лоукост-перевозчик, мы летаем от одного пункта к другому, чартерными рейсами мы не занимаемся. Поэтому мы и отмечали, что нужно в полной мере работать по правилам договора “Открытое небо”, и не выборочно, а по всем. Его положения будут способствовать работе в Украине перевозчиков всех категорий: и внутренних, и чартерных и международных”, – пояснил он.
“Кроме того, там есть и другие условия, которые предусматривают конкурс на те или иные маршруты. По существующим в Украине правилам выигрывать их будут крупные авиакомпании, другими словами – монополии. Я не хочу указывать на спекуляции в этом проекте, но надеюсь, что министерство и регулятор пересмотрят свою позицию и внесут изменения в этот законопроект. Этот проект – не в интересах украинских авиапассажиров”, – подытожил Акош Буш. Что делать, если проект Госавиаслужбы все-таки примут, пока никто не знает.
“Будет ли он принят, как есть, без изменений, или в него будут внесены правки? Трудно предсказать. Но если это случится – что ж, будем работать с тем, что есть”, – добавил он.
“Открытое небо” – за и против
Договор “Открытое небо” пугает украинских перевозчиков тем, что больше ничего не будет ограничивать иностранные авиакомпании в их желании работать в Украине, ведь он снимет ограничения по назначению рейсов между Украиной и ЕС. Любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину после оповещения украинских транспортных ведомств о своих намерениях. В первую очередь, украинским перевозчикам будет сложно конкурировать из-за цены. С топлива, которое реализуется для гражданской авиации в Украине, взимается акцизный сбор. В результате оно становится в 1,5 раза дороже, чем в Европе. Также в Украине дороже обходятся наземное обслуживание, страхование и лизинг. Поэтому билеты украинских компаний на порядок дороже, чем тех же европейских. И это не принимая во внимание лоукосты.
Также останется проблема слотов в аэропортах. Формально все компании находятся в одинаковых условиях. Однако, по принципу “кто раньше встал – того и тапки”, украинским перевозчикам могут достаться слоты в неудобные для пассажиров часы.
Однако, гендиректор Wizz Air Украина считает, что подписание договора о “свободном небе” пойдет только на пользу украинской авиаотрасли. С введением в действие положений договора, в Украине появятся перевозчики всех категорий и не надо будет заставлять компании работать в тех направлениях, которые им невыгодны или не подходят. А пассажиры будут иметь больший выбор и более низкие цены.
Из наших ближайших соседей договор “Открытое небо” подписала Грузия. Но с тех пор в стране количество национальных авиаперевозчиков уменьшилась более чем вдвое, так же как и гражданский авиафлот. Однако, если посмотреть на опыт другого нашего соседа – Молдовы, – то там после соглашения об общем небе с Европой цены на перелеты упали на 35%. Поэтому, очевидно, если “Открытое небо” придет в Украину, выживут те компании, которые лучше приспособятся к новым условиям.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас