АТО реформ не заменит


АТО реформ не заменит

“Доволен ли я лично работой? Конечно, нет! Хотелось бы сделать больше, хотелось бы сделать лучше”, – так попрощался с премьерским постом Арсений Яценюк, выступив вечером в Раде 24 июля.

За час до этого депутаты фактически выразили вотум недоверия Кабинету министров, забросав министра финансов Александра Шлапака вопросами, в которых недвусмысленно читалось: вашим инициативам не доверяем. А потом не хватило голосов даже на включение правительственных законопроектов в повестку дня…

А ведь еще накануне было очевидно: “правительство камикадзе” столкнулось с самым сильным политическим кризисом в своей недолгой истории. “Медовые 100 дней”, сопровождаемые обещаниями реформ, всплесками восхищения молодостью команды и свободным общением премьер-министра с западными чиновниками и СМИ, скрылись за историческим поворотом. Наступили суровые будни. И, похоже, в Кабмине поняли, что они гораздо более строгие, чем представляет себе широкая общественность. И есть смысл остаться “в белом”, заблаговременно подав в отставку, пока не началось осеннее наступление масс под лозунгами “Хлеба и работы”.

В распаде правящей коалиции, несомненно, есть большая вина экономического блока Кабмина. На дворе уже не март, это тогда любая инициатива приведенного с Майдана правительства набирала по умолчанию 250-300 голосов. Столкнувшись с низким бюджетными поступлениями (а платежная дисциплина в стране с каждым днем ухудшается) и нарастающими, как снежный ком, затратами на боевые действия на востоке страны, Кабмин написал законопроекты о внесении изменений в госбюджет и Налоговый кодекс.

Они вызвали большой резонанс. Фокуса с тем, как можно не платить бюджетникам два месяца и при этом сохранить управление страной, похоже, не понял никто. Накануне голосования комитет Верховной Рады по вопросам бюджета “завернул” один из законопроектов. Член этого профильного комитета Олег Канивец заявил, что одной из причин было очевидное стремление правительства вернуться к “пагубной практике ручного управления”, прикрываясь введением военного положения (которое президент Порошенко решил в итоге не объявлять, мотивируя это тем, что воюющей стране МВФ кредитов не предоставляет). Немало народных депутатов в интервью то и дело стали обвинять правительство в том, что оно хочет прибрать к рукам такие широкие полномочия, которых не пыталось получить даже правительство Януковича-Азарова.

От зерна и до скважин

Впрочем, лавина экономических противоречий между депутатскими группами значительно мощнее. Стремление лишить налоговых льгот крупные аграрные предприятия вызвало недовольство даже в родной для премьера фракции. Иван Кириленко пообещал любые поставки продовольствия армии, лишь бы только сохранился прежний льготный налоговый режим. Министр финансов пытался было предложить компромисс, что зернотрейдеры не будут получать возмещение НДС до конца 2015 г. (или до конца 2014-го, если со следующего года крупные сельхозпроизводители перейдут на общую систему налогообложения), но не тут-то было.

Аграриев поддержало углеводородное лобби. Владельцы скважин и заправочных комплексов выступили единым фронтом против попыток повысить ставки платы за использование недр при добыче газа и нефти. Игорь Коломойский и его бизнес-группа поддержали эту инициативу, еще и прекратив продажу топлива на своих автозаправках. А это – каждая третья в Украине. Вдобавок группа “Приват” заблокировала намерение правительства истребовать дивиденды на государственные корпоративные права (только по “Укрнафте” это 1,3 млрд грн).

Это уже второе поражение правительства Яценюка в борьбе с бизнесом по добыче углеводородов. Весной рентные платежи на добычу также не были повышены, хотя это удалось сделать по металлургам, которые проиграли политическую схватку. Напомним, что с апреля был изменен порядок уплаты ренты за добычу железорудного концентрата. Вместо заниженной в разы по мировым стандартам ставки на недропользование в размере 3,64 грн с каждой тонны руды был введен адвалорный налог в размере 5% от стоимости товарной продукции. То есть если раньше налог насчитывали на стоимость руды, то теперь – на стоимость товарной продукции, в которую включают расходы на обогащение и другие операции. Фактически рентные платежи выросли в 3-3,5 раза.

Когда в парламенте подняли вопрос о себестоимости добычи углеводородов, это также сыграло не на руку правительству, хотя аргументы министра Шлапака якобы были убедительными. Да, компании, добывающие в Украине газ для промышленности, до сих пор умудряются иметь рентабельность более 1500%. Но здесь Кабмину следует не взывать к совести бизнесменов или идеалов Майдана, а раз и навсегда покончить с практикой, при которой один и тот же товар стоит совершенно разные деньги. Иначе олигархия будет процветать: отечественная история учит, что основой капитала многих маршалов отечественного бизнеса является именно доступ к очень дешевому сырью.

Пытаясь спасти положение и найти таки средства для наполнения бюджета, правительство предложило ввести специальный налог на АТЕ. И здесь осечка: война затягивается, и все новые калеки и “грузы 200” делают борьбу с терроризмом менее популярной с каждым днем акцией. Поэтому к экспресс-инициативе правительства ввести дополнительный 1,5-процентный сбор на фонд заработной платы парламентарии отнеслись, мягко говоря, прохладно. Они просто представили, что им скажут избиратели, к которым они вскоре снова обратятся за мандатом. Тем более что неделю назад Министерство экономического развития и торговли пафосно анонсировало концепцию налоговой реформы, согласно которой предусматривалась появление единой ставки социального взноса в размере 18% (вместо нынешнего минимума в 36,77%). Да и вообще – сокращение налогов до восьми штук.

Надо быть проще

Как оказалось, речь не идет о секвестре. Это в марте после смены власти в Киеве доходы и расходы госбюджета были уменьшены примерно на 25 млрд грн, а его дефицит сокращен на 3 млрд. Нынешние же правки называть секвестром бессмысленно: доходную и расходную части Кабмин уже видит возросшими на 6 млрд грн.

Судя по тексту законопроекта № 4308, правительство планирует получить больше налога на доходы физических лиц (3,3 млрд грн), НДС с произведенных в Украине товаров (0,4 млрд), платы за пользование недрами (9 млрд), программ помощи ЕС (4 млрд), экологического налога (2 млрд грн).

Но, пожалуй, наиболее консервативное лечение Яценюк и Ко предложил для НАК “Нафтогаз Украины”. Схема в голове премьера выглядела следующим образом: уставный фонд этой госкорпорации продолжают накачивать. Суперсумма – 104 млрд грн (дополнительное увеличение на 71 млрд). Эти облигации потом потихоньку скупит Нацбанк, фактически обеспечив эмиссию около 9 млрд долл. Деньги все равно должны уйти за границу в виде газовых платежей Российской Федерации и непосредственно на цены не будут давить, разве что на валютный курс. И не беда, что “Газпром” оценивает долг Украины за газ в 4,46 млрд долл., впереди осень – пожалуй, придется брать энергоресурс из трубы.

Такая инициатива позволила экспертному сообществу поставить еще несколько неудобных вопросов правительству: а что у нас там с состоянием расчетов за энергоносители после повышения тарифов, к чему привели инициативы реформаторов в НАК и не является ли эта суперемисия лебединой песней “Нафтогаза” перед его торжественными похоронами вместе со всеми долгами? Впрочем, парламент и здесь сыграл в свою игру, отказавшись от разрешения правительства создавать хоть какие-то концессии на базе газотранспортной системы. И теперь не очень понятно, сможет ли в сентябре НАК выплатить по облигациям 1,6 млрд долл. или стартует кросс-дефолт?

Члены правительства так долго рассказывали, как много воровали их предшественники и какое благоденствие наступит, если вернуть награбленное и заткнуть щели, через которые вытекали доходы казны, что стали сами себе задавать вопрос: фискальная служба перекрыла эти щели и схемы, или просто взяла их на вооружение?

Кажется, правительство Яценюка не поняло главного – надо действовать проще. Скажем, налог на депозиты. Лишь третья версия этой подати оказалась предельно понятной – все платят 15% с полученного процентного дохода. Без исключений для бедных, богатых или “жертв Конотопской битвы”. У меня нет сомнений, что с августа этот налог наконец заработает и станет одним из самых прозрачных.

Впрочем, мысли в этом направлении приходят в головы чиновников все чаще. Например, появились предложения ввести одинаковые ставки акцизного сбора на спиртовые настойки и водку или приравнять в налоговом плане биотопливо к дизелю, а также убрать льготы по билетам на скоростные поезда типа “Интерсити” (ведь билеты на дешевые поезда облагаются НДС). Меньше исключений из правил – меньше тех, кому удается быть “равными”.

Пробои в стратегии

“Правительство камикадзе” смогло вполне удачно решать оперативные задачи финансирования госмашины, но по сути так и не решило те принципиальные задачи, которых требует общество.

Есть как минимум три вопроса, на которые сегодня власть ответить толком не может.

Вопрос первый: где обещанные реформы? Идеи заморозить социальные выплаты, еще больше перераспределить бюджет в пользу силовых структур, а также “выбить” программы помощь ЕС экономическими реформами, при всем уважении, не является ими. Так же, как и формирование новой реформаторской структуры по лекалам бывшей при администрации президента. Реформирование функций государства – это именно то, что проходит с наибольшим скрипом. Похоже, изнутри это просто не лечится.

Вопрос второй: почему еще весной в основу бюджета не было положен реалистичный макропрогноз, который уже учитывает потерю Крыма, нарастающий сепсис на Востоке, грядущий обвал экспорта в страны Таможенного союза, девальвация, которая привела к сжатию импорта, сокращение потребления со стороны населения? Фактически правительство передало вопрос макроэкономического прогнозирования на уровень международных организаций.

Сегодня макропрогноз утверждается во время работы миссии МВФ. Так, в марте, когда появился прогноз падения реального ВВП на 3%, так произошло и в июле, когда этот прогноз был ухудшен до минус 6,5%. Только сейчас руководство Национального банка признает, что рост потребительских цен составит 17-19%, а Минфин – что ни на какой средний обменный курс 10,5 грн/долл. больше надеяться не стоит. Реальная ситуация такова, что этой осенью падение экономики превысит 8%, инфляция – 20, безработица – 10%. Также с высокой вероятностью следует предполагать еще один виток девальвации, энергетический кризис и резкое падение платежной дисциплины в промышленном секторе (уже сейчас многие предприятия на востоке страны получают лишь 30-50% средств за отгруженную продукцию). Все это требует нового пересчета бюджета в сентябре, когда остро встанет вопрос о третьем транше кредита stand-by.

Вопрос третий: когда государственные расходы станут прозрачными? Ни одной публикации расходов казны в онлайн-режиме не появилось, а попытка реформирования системы госзакупок сразу же наткнулась на необходимость закупок без тендеров для нужд силовиков (при этом общественные инициативы помощи армии еще значительно эффективнее государственных интендантов). Вот, скажем, министр Шлапак обнародовал данные, что месяц проведения АТО обходится стране в 1,5 млрд грн. Почему мы эти данные должны принимать на веру?

Исходя из данных по “мирному времени”, на нужды Министерства обороны понадобилось бы 1,14 млрд грн в месяц, на нужды пограничников – 217 млн​​, Внутренних войск – 109 млн грн. Выходят те же полтора миллиарда. То есть, другими словами, боевые действия на востоке страны делают военный бюджет страны вдвое больше.

Если следовать расчетам Минфина, заложенных в Резервном фонде 9 млрд грн хватит на шесть месяцев войны (если аппетиты силовиков и тех, кто греет руки на армейских поставках, конечно, не вырастут). Однако, судя по тексту указа президента “О праздновании 23-й годовщины независимости Украины”, высшее руководство страны поставило задачу победить боевиков до 24 августа. Об этом свидетельствуют и заявления руководителей отдельных батальонов, воюющих на Донбассе. Иначе планировать военные парады в Киеве и Одессе, торжественное собрание, салюты и фейерверки во всех областных центрах в честь побед украинского оружия по крайней мере неуместно. Примечательно, что в указе президента сумма расходов на парады-цветы-собрания не указана, но источники в администрации президента говорят о смете на уровне 150-200 млн грн.

Идея выделить 7 млрд грн “на восстановление освобожденных территорий и решение проблем переселенцев” широкими массами вообще воспринимается в штыки. В памяти многих всплывает “бездонная бочка” Грозного, на восстановление которого долгие годы шли миллиарды российских долларов, а взамен на Кавказе и в Москве появлялись очень богатые люди. Хотим ли мы этого? Можем себе это позволить?

Кроме того, экономическая сфера остается под влиянием огромного количества регуляторов, что приводит к сохранению коррупционных схем. Новая власть так и не доказала, что готова к решительной борьбе с коррупцией, в том числе сама с собой. Все аресты и преследования имели скорее политические мотивы, чем прямые обвинения в отмывании денег, взяточничестве. Так и не созданы конкурентные условия на госслужбе, чтобы туда имело смысл переходить из бизнеса или неправительственных организаций из соображений стабильной и конкурентной заработной платы.

Искать баланс бюджета необходимо, так же, как и двигать вперед обещанные реформы. В этом плане курс нового правительства должен изменить вектор. Нужно искать пути экономии на внешних выплатах (очевидно, для этого потребуется реструктуризация внешнего долга), радикального сокращения чиновников ряда некритичных министерств и ведомств с полным просмотром функциональных обязанностей оставшихся (например, без ущерба для безопасности страны можно сократить до 50% работников Минкульта или Минмолодежи). Следует создавать равные условия для всех предпринимателей, требуя справедливой (рыночной) платы за пользование народными ресурсами, в том числе государственными корпоративными правами. И, наконец, правительству безотлагательно необходимо повышать доверие к своим действиям. Кроме как прозрачностью движения государственных денег и образом жизни “как у всех” этого не добиться.

Андрей Блинов

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Кабмин
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua