Украинские ритейлеры в Крыму. Что дальше?


Украинские ритейлеры в Крыму. Что дальше?

15 мая истекает срок, данный Минэкономразвития и торговли Украины на подготовку законопроекта о работе украинского бизнеса в Крыму. Новый закон поставит ритейлеров перед необходимостью выбора — уйти или остаться в Крыму.

На данный момент полуостров успели покинуть несколько крупных розничных операторов. Среди них — сеть магазинов товаров для дома Jysk, испанская группа Inditex, отменившая открытие в симферопольском ТРЦ “Меганом” магазинов Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti и Oysho, крупнейший продавец обуви в Украине MTI, одежная сеть Kira Plastinina, электронщики Moyo, а также сети ресторанов быстрого питания “Сушия” и McDonalds.

Какие еще розничные сети могут покинуть Крым?

Первые ласточки

Первыми “кандидатами на вылет” стала “МЕТРО Кеш энд Кери Украина”, приостановившая 9 апреля работу двух гипермаркетов в Симферополе и Севастополе. Они закрылись под предлогом инвентаризации, которая, по словам очевидцев в Симферополе, “совпала” с полной распродажей товаров. Скидки достигали 60%, и количество товаров в магазинах таяло на глазах. Поговаривали, что украинская “дочка” Metro Group покинет полуостров. Вместо нее управлять гипермаркетами станет российский менеджмент.

В конце апреля начальник отдела корпоративных коммуникаций Metro Олеся Оленицкая заявила Delo.UA, что магазины в Крыму снова работают в штатном режиме, но перешли под юрисдикцию специально созданной компании Retail Property 5.

Сеть “Ашан” решила передать управление единственным на полуострове гипермаркетом российскому подразделению французской сети. Уход из Крыма был бы чреват для компании большими убытками. Средний оборот гипермаркета сети составляет порядка 460 млн грн. Магазин в Крыму был открыт лишь 27 февраля 2014 года. А значит, до окупаемости вложенных в него около 20 млн евро еще очень далеко.

Цена ухода

На данный момент на полуострове продолжают работать ключевые украинские ритейлеры — АТБ, Novus, Fozzy Group (“Сільпо”, “Фора”), “Фуршет” и “Ритейл Групп” (“Велика кишеня”, “Велмарт”).

По мнению коммерческого директора “Ритейл Групп” Дмитрия Каширина, на полуострове останутся те игроки, которые успели обжиться выгодным “насиженным” местом, и те, для которых крымское направление было существенной частью бизнеса. “Если сравнивать сеть из пятисот магазинов, у которых на полуострове их 20, и компанию, у которых в Крыму всего один магазин, но в целом по Украине их четыре, то сложнее уйти, конечно же, последним”, — говорит он.

Это мнение подтверждают показатели как уже “свернувшихся” компаний, так и тех, кто пока борется за место под солнцем. Так, из 27 магазинов Jysk в Крыму находилось всего 3. Оборот одного составляет в среднем 9 млн грн, а значит, уходя из Крыма Jysk теряет в среднем 27 млн грн.

Значительно более внушительные показатели у компаний, которые пока не заявили о своем уходе с полуострова. Так, крупнейший украинский ритейлер “АТБ” насчитывает на полуострове 60 магазинов из 855 магазинов сети по Украине. Средний оборот одного из них составляет около 21 млн грн. А значит, уходя из Крыма “АТБ” лишится части оборота в 1,5 млрд грн.

У Fozzy Group в Крыму 17 магазинов из 452, работающих по Украине в целом. Учитывая тот факт, что оборот одного магазина составляет в среднем 47 млн грн, закрытие крымского направления обернется для компании снижением оборота на 799 млн грн.

Не рискнет сворачивать свой бизнес в Крыму и Novus. Исходя из того, что в среднем оборот одного магазина равняется 90 млн грн., при уходе из Крыма компания может уменьшить свой оборот на 720 млн грн. При этом из 27 магазинов сети в Украине в Крыму находится восемь, а значит, покинув его, компании придется проститься с третью бизнеса.

У сети “Фуршет” в Крыму 16 магазинов из 117 по Украине. Оборот одного составляет в среднем 43 млн грн. В случае закрытия крымских точек сеть уменьшит оборот на 688 млн грн.

По оценке Дмитрия Каширина, оборот обоих крымских точек компании “Ритейл Групп” составляет в среднем всего 150 млн грн. Решение о их дальнейшей судьбе пока не принято. “Сами магазины, конечно, работать будут. Под той или иной вывеской, под тем или иным брендом”, — двусмысленно прокомментировал эксперт.

Придут ли русские?

По словам директора консалтинговой компании RetaiNet Александра Ланецкого, продуктовым розничным компаниям придется при закрытии понести серьезные убытки из-за того, что их товар скоропортящийся, а распродать все продукты в магазине нереально. Они могут достигать не менее одного месячного оборота магазина. В этой ситуации украинским ритейлерам выгоднее подыскать покупателей на свое имущество в Крыму.

По словам Ланецкого, переговоры о переуступке магазинов российским Х5 Retail Group и “Магнит” ведут сразу несколько национальных операторов. Для россиян это едва ли не единственная возможность выхода на рынок полуострова. Выходить открыто они не могут, в особенности те из них, которые имеют зарубежных партнеров, ведь отношения с ними могут существенно ухудшиться из-за работы ритейлеров на спорной территории.

Впрочем, в ТРЦ “Меганом” (Симферополь) говорят, что заявки от российских ритейлеров все же поступают. Последних уж очень привлекают перспективы — два миллиона жителей, которые хотят есть, низкие арендные ставки и ненасыщенность рынка. Ведь доля продуктовых сетей на рынке торговой недвижимости полуострова составляет лишь 30%, тогда как в России — 55%. Но останавливает низкая по сравнению с Россией покупательная способность крымчан.

Остаться в живых

Тем операторам, которые примут решение оставаться в Крыму, предстоит пройти процедуру перерегистрации магазинов. Под этим подразумевается создание российского юридического лица согласно российскому законодательству и переоформление магазинов на него.

Помимо этого, согласно распоряжению первого заместителя председателя совета министров Крыма Руслана Темиргалиева, все торговые сети Крыма должны будут перейти на российскую систему налога на добавленную стоимость, который составляет 18%.

Впрочем, после того как все крымские магазины смогут соблюсти эти два требования, их ждет другая проблема — наполнение магазинов. Сегодня до 80% ассортимента составляют поставки из материковой Украины. В случае введения санкций на эти поставки магазинам придется с одной стороны искать новых поставщиков. С другой — налаживать морской путь доставки.

“Оба эти фактора могут повысить стоимость продукции минимум на 50%”, — говорит председатель ассоциации “Торговля Крыма” Сергей Макеев. Рассчитывать на местных производителей не приходится — они могут обеспечить не более 2% существующей потребности. Но это под силам российским поставщикам, которые уже начинают осторожно “стучаться” в крымские магазины. Впрочем, ведут с ними переговоры пока неохотно, ведь продукты питания российского производства на 20-25% дороже украинских аналогов.

Елена Ковтун

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Какое будущее ожидает Крым?
Смотри также
В Контексте Finance.ua
Опросы