Как Киев будет делиться властью с регионами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как Киев будет делиться властью с регионами

Казна и Политика
541
В распоряжении Forbes оказалась концепция разработанной правительством реформы местного самоуправления. Она направлена на расширение независимости регионов – в том числе финансовой. О необходимости сократить централизацию финансовых и административных ресурсов в Украине говорят уже несколько лет, но сепаратистские процессы на востоке страны явно показывают, что тянуть с увеличением самостоятельности регионов больше не стоит.
Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине была одобрена Советом Европы. «Совет Европы продолжает рекомендовать, что концепцию стоит принять на самом высоком политическом уровне без дальнейших дискуссий и откладываний. Последующие усовершенствования можно сделать позже, на этапе реализации и подготовки соответствующих законодательных актов», – следует из текста экспертной оценки СЕ. Документ передан на рассмотрение депутатским фракциям.
Forbes также ознакомился с проектом.
Как следует из преамбулы, необходимость реформы обусловлена неэффективностью текущей системы местного самоуправления и несоответствием ее настоящим реалиям. Начиная с 1991 года, количество сельских жителей в стране уменьшилось на 2,5 млн человек, а с карты за этот период исчезло 348 сельских населенных пунктов. При этом число сельсоветов продолжало расти: за 23 года их количество увеличилось на 1067. В результате, по данным разработчиков, на сегодня в Украине создано около 12 000 территориальных общин. У более чем 6000 общин численность жителей составляет менее 3000 человек, из них у 4809 – менее 1000 человек. В 1129 общинах численность населения менее 500 человек.
Дотационность 5419 бюджетов местного самоуправления составляет 70%, 483 территориальные общины на 90% содержатся за счет средств государственного бюджета.
Основной акцент в концепции сделан на надлежащее качество публичных услуг и особенности формирования административно-территориального устройства. В концепции нет четкого ответа на главный вопрос: за счет чего будет обеспечиваться финансовая самостоятельность местного самоуправления. В документе лишь перечислены принципы, на которых такая самостоятельность может быть построена.
Среди них – сохранение дотаций выравнивания, бюджетные трансферты, местные налоги и сборы, размеры которых будут определяться на местном уровне.
Во всей многостраничной концепции конкретным ставкам и размерам налогов, на которые смогут рассчитывать регионы, отведен один абзац.
Так, авторы документа обещают закрепить за местными бюджетами часть средств (не указывая их размер), которые поступают от уплаты на прибыль вновь созданных юридических лиц в течение пяти лет от даты инвестирования в юридическое лицо. В интервью Forbes министр регионстроя Владимир Гройсман говорил, что речь может идти о 25% налога на прибыль новосозданных предприятий. Но эта уступка вряд ли окажет принципиальное влияние на наполнение местных бюджетов. Основные поступления в госбюджет генерируют уже созданные предприятия, а экономическая конъюнктура сейчас не способствует регистрации новых предприятий. Но даже в случае инвестиционного бума в отдельно взятом регионе в первые годы работы новые компании не генерируют достаточного денежного потока для налогообложения.
Местным общинам также будет разрешено устанавливать ставки местных налогов и сборов, предоставлять льготы, привлекать внешние заимствования, распоряжаться земельными ресурсами.
Минимальная административно-территориальная единица базового уровня будет определяться с учетом доступа к основным публичным услугам, которые будут предоставляться населению (так, например, время прибытия скорой помощи и пожарной службы не должно превышать 30 минут).
Проект концепции предполагает наличие такого института как «местный референдум».
Реализация программы рассчитана на два этапа – первый, подготовительный (2014 год), во время которого будут внесены изменения в Конституцию, и второй (2015-2017 годы), за время которого будут проведены местные выборы уже с учетом реформ местного самоуправления.
Конституционные правки
Отдельного внимания требуют предложенные изменения в Конституцию Украины. Основной акцент государственного управления планируется перенести с местных государственных администраций непосредственно на глав этих администраций.
Часть функций местных администраций будет перенесена на исполнительные органы, формируемые местными советами.
Основа финансовой независимости территориальных общин будет закреплена изменениями к ст.142 Конституции. К уже существующим ресурсам в виде движимого и недвижимого имущества, доходов местных бюджетов, земли и местным природным ресурсам добавится часть общегосударственных доходов.
Срок полномочий местных советов составит четыре года, а не пять лет, как сейчас.
Во время обсуждения концепции на уровне руководства фракций в парламенте стало известно, что представители Партии регионов высказали ряд критических замечаний, в частности, об отсутствии в концепции конкретных положений о разграничении налоговых поступлений и формировании независимых местных бюджетов.
Несмотря на предварительное одобрение документа со стороны Совета Европы, концепция представляет собой больше площадку для торга, чем конкретный план реформ. Он малопонятен для местных элит и для общества, поэтому в представленном виде может быть встречен критически. И неудивительно, так как концепция не решает главного вопроса: кто и в каком объеме будет распоряжаться бюджетными средствами.
Юрий Шпак, Анна Ковальчук
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас