Пиррова победа Германии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пиррова победа Германии

Фондовый рынок
736
Конституционный суд Германии вынес постановление, отменяющее обязательство Европейского центрального банка о покупке неограниченного количества правительственных облигаций бедствующих стран Еврозоны, и призвал Европейский суд утвердить вынесенное решение. До этого момента схемы с прямыми денежными операциями (ОМТ) фактически не будут действовать, ослабляя способность ЕЦБ работать в качестве эффективной и надежной инстанции на финансовом рынке в то время, когда европейские правительства по-прежнему не хотят заполнять пустоту. Немецкий суд считает, что ОМТ нарушают запрет на кредитно-денежное финансирование правительств. По мнению суда, эта схема может быть законной, только если она имеет ограниченный прогнозируемый размер, исключает убытки по государственному долгу и избегает «вмешательства в ценообразование на рынке». Проблема в том, что почти все политические программы ЕЦБ нарушили бы эти принципы, поэтому данное решение означает резкий откат для Европы. Разумеется, ЕЦБ в принципе мог бы по-прежнему использовать ОМТ, по крайней мере, пока Европейский суд не вынесет официальное решение. Однако на практике рост протестов в Германии против ОМТ и других политических мер ЕЦБ не позволит использовать эту программу, как предполагалось, т.е. осуществлять эффективную интервенцию на рынки государственных облигаций для прекращения паники.
Ограничение объемов закупки государственных облигаций ЕЦБ, как того требует Немецкий суд, было бы абсурдом, поскольку это может легко спровоцировать спекуляции на рынке. В результате ЕЦБ придется использовать альтернативные политические инструменты для борьбы с неэффективными финансовыми рынками. Это означает, что снова придется поддерживать банки, а также использовать новые инструменты, оказывающие непосредственное воздействие на компании и домохозяйства кризисных стран. Решение суда укрепляет позиции немецкого правительства и членов парламента страны, которые хотят сократить поддержку кризисным странам и выступают против дальнейшего распространения независимости в Европе. Учитывая разногласия вокруг программы ОМТ и стремление избежать судебных постановлений в будущем, немецкий парламент, возможно, станет выступать в пользу только тех программ спасения, которые исключают поддержку ОМТ, например, использование «кредитной линии в целях предосторожности» Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ) вместо более гибкой «кредитной линии с усовершенствованными условиями».
Это, безусловно, плохие новости, так как подобное решение ограничивает эффективность работы Европейского стабилизационного механизма. Пример Португалии может стать прецедентом, если она обратится за помощью к ЕСМ в ближайшие месяцы, хотя ее положение может быть достаточно прочным, чтобы ей не потребовалась поддержка в виде ОМТ. Пока неясно, как отнесутся финансовые рынки к решению немецкого суда. Сначала реакция на новости может быть незначительной из-за отсутствия непосредственной угрозы финансовой стабильности в еврозоне. Но главный вопрос – как отреагируют рынки на плохие новости о государствах или банках в будущем. Сплошной цикл обратной связи между государствами и банками в странах еврозоны в последнее время стал еще более заметным, так как банки являются держателями даже еще большей доли государственных облигаций своих стран. Нарушенная способность ЕЦБ бороться с государственными и валютными рисками означает, что ему придется разорвать этот цикл через банки – более трудный и менее эффективный подход, который повышает вероятность паники на рынках и усугубления кризиса.
Тем не менее, ограничение способности ЕЦБ бороться с взаимозависимостью государств и банков оказывает более сильное давление на политиков еврозоны в плане непосредственного решения банковских проблем. Предстоящая оценка качества активов ЕЦБ и последующие стресс-тесты европейских банков могут стать последним шансом восстановить банковскую систему Европы и избежать долгосрочного экономического спада в японском стиле. В этом отношении решение немецкого суда подчеркивает необходимость быстрого создания Европейского банковского союза, включая эффективно функционирующие механизмы для контроля и урегулирования споров. И наконец, необходимо изменить существующий договор. Решение суда согласиться с доводами против программы ОМТ может спровоцировать кучу исков против европейских институтов, например ЕЦБ и ЕСМ, в случае несогласия граждан стран-участниц с их действиями. Вынесенное постановление призывает политиков тщательно проанализировать Лиссабонский договор Европейского союза, не только для укрепления ЕЦБ и валютной политики, но и в отношении всех незаконченных институциональных реформ.
Постановление немецкого суда ставит под угрозу способность ЕЦБ действовать в качестве эффективного кредитора в последней инстанции, тем самым уменьшая его независимость и в конечном счете подрывая его способность решать проблемы, связанные с рыночной паникой и кризисом, и, следовательно, выполнять свое основное обязательство по обеспечению ценовой стабильности. Данное постановление требует от европейских правительств безотлагательного создания успешного и эффективного банковского союза и укрепления ЕСМ для помощи кризисным странам.
По материалам Project Syndicate
По материалам:
forexpf.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас