Фондовый рынок обвалился — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Фондовый рынок обвалился

Фондовый рынок
1910
Вчера украинский фондовый рынок обвалился. Инвесторы продолжали оживленно распродавать активы, опасаясь эскалации силового противостояния в стране. Торговая сессия закончилась полным падением основных индексов. В частности, единственный биржевой индекс индикатор Украинской биржи (UX) упал на 4,22% до 889,71 пунктов, а ПФТС – на 4,16%, до 309,67 пунктов. Объем торгов на UX составил 14,7 миллиона гривен, а ПФТС – 437,3 миллиона гривен. Падение на биржах показали акции «Укрнафты», «Алчевского меткомбината», «Райффайзен Банка Аваль», «ДТЭК Днепроэнерго», Полтавского ГОКа, «Донбассэнерго».
Из-за напряженной внутренней ситуации параллельно взлетела до рекордного уровня доходность краткосрочных евробондов Украины. По данным агентства Bloomberg, ставки по долларовым евробондам с погашением в июне 2014 года подскочили на 25 базисных пунктов – до рекордных 23,17% годовых. Кредитные дефолтные свопы, отражающие стоимость страховки от дефолта по гособлигациям Украины, подорожали на 27 базисных пунктов, до 1225 базисных пунктов, что является максимальным значением с июля 2009 года. Все это вызвало резкое удешевление акций украинских компаний на Варшавской фондовой бирже – их цена снизилась более чем на 8%! На языке финансистов это означает, что желающих купить украинские активы на этой международной площадке гораздо меньше, чем продавцов. Это удар по финансовой и инвестиционной политике таких компаний.
По словам опрошенных «Днем» экспертов, такой сценарий – очень плохой сигнал для Украины. «Фондовый рынок – это один из индикаторов на уровне цены валюты, ВВП, экспорта-импорта. Это один из индикаторов национального здоровья, который падает. Это, вполне возможно, преддефолтное состояние. Хотя пока сказать, будет ли это так, нельзя. Есть шансы, что протестующие договорятся», – говорит изданию управляющий партнер Ernst & Young Алексей Кредисов.
С другой стороны, говорит собеседник «Дня», в составе крупной международной финансовой организации не исключено, что это повлечет отзыв западными инвесторами своих средств из акций или других ценных бумаг украинских компаний.
Мы пытались получить комментарии от Всемирного банка, но в офисе никто не отвечает, а мобильный телефон пресс-секретаря банка был вне зоны досягаемости. Старший советник по внешним связям представительства ЕБРР в Украине Антон Усов сообщил, что пока никаких комментариев относительно этой темы и дальнейшего кредитования он не может предоставить, потому что ждут заявления руководства головного офиса.
«Потенциально это может быть», – признает в разговоре с «Днем» исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко. «Любая нестабильная ситуация (военные действия и столкновения) могут квалифицироваться как форс-мажор. Это не способствует ведению бизнеса… Мы сегодня разговаривали с некоторыми бизнесменами о том, что такой сценарий действительно возможен… Непредсказуемость в краткосрочной и среднесрочной перспективе стимулируют решение об оттоке денег из страны», – добавила она. По словам Деревянко, большинство иностранных компаний и инвесторов с осторожным оптимизмом смотрят на Украину и надеются, что скоро все эти события разрешатся. «Должна насупить развязка, которая будет приемлемой для всех и поможет понять, как будет разворачиваться ситуация в Украине. Пока – состояние ожидания», – заключает она. На вопрос «Дня», поступали ли к ним заявки от ваших членов об уходе из Украины, она сказала, что пока компании-участницы ЕБА (как юрлица) остаются в Украине , но некоторые приняли решение выйти. Сотни миллиардов гривен не пришли в экономику страны, так как Украина не демонстрирует рост и не понятно, как будет развиваться ситуация, добавила она. А о возможных потерях и говорить не стоит.
«К нам обращались инвесторы. Мы ведем несколько проектов по закрытию бизнеса… », – комментирует «Дню» ситуацию с бизнес-настроений управляющий партнер Ernst & Young Алексей Кредисов. По его словам, их выход из украинского рынка вызван рядом причин: «Это определенная совокупность: ведение бизнеса, демократия, то, что происходит на улице, отсутствие квоты компромисса. Это мое понимание ситуации. Но никто из инвесторов конкретно не сказал «Закрываем, потому что горят шины». По его словам, сейчас на рынке не наблюдается тенденция возвращения международными компаниями своих денег. Очень мало времени прошло, считает он. Бизнесу для принятия решения нужно не два дня, а недели, месяцы, иногда полгода. «Западный бизнес более испуган. Украинский имеет прививки к таким событиям. К тому же ему бежать некуда. Западный менеджмент находится в состоянии шока. Несколько топ-менеджеров вылетели из страны», – делится своими наблюдениями Кредисов.
Не верит в возникновение масштабных проблем с возвратом денег по ценным бумагам украинских компаний председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак: «Я не думаю, что будут требования о досрочном возврате денег от международных держателей акций, как компаний, так и государства. Все понимают, что политический процесс (даже такой острый) все равно временный. А производственные мощности находятся за пределами политических противостояний», – говорю он. Вот чего можно ожидать, так это валютной турбулентности. «У всех украинцев (начиная с банкиров и заканчивая простыми гражданами) единственная реакция защиты своих активов – поменять на твердую валюту. Поэтому будет повышенный спрос на валюту», – добавляет Новак. В связи с этим НБУ нужно было бы закрыть на несколько дней межбанковский рынок, как в свое время сделали США во время терактов 11 сентября, чтобы избежать валютной паники.
Учитывая тот факт, что дефолт возможен, говорит президент Центра экономических реформ Александр Пасхавер, никто из международников не побежит вкладывать деньги в нашу страну. «Не будут и наши владельцы завозить инвестиции через Кипр и другие оффшоры. Будут ждать какого-то порядка. А для этого нужно выполнить два условия. Во-первых, дать рынку успокоения или в форме либерально-демократической, или же – в диктаторской. А во-вторых, принципиальная перезагрузка институтов власти», – добавляет Пасхавер.
«Финансовой мощности в экономике хватит на один месяц. Эта беспечность и позволяет оппозиции и регионалам воевать за портфели, жертвуя стабильностью в стране», – так объяснил «Дню» один из нардепов в парламенте, пожелавший остаться неизвестным.
Пока верстался номер, Reuters распространило информацию, что Европейский инвестиционный банк временно прекращает свою деятельность на территории Украины. «До тех пор, пока ситуация не улучшится, мы приостанавливаем бизнес в Украине», – заявил президент банка Вернер Хойер.
К ТЕМЕ!
Риск дефолта Украины превысил 60%
Массовые протесты в Киеве подняли стоимость страховки от дефолта (кредитно-дефолтных свопов) по государственным облигациям Украины с погашением в июне на 27 базисных пунктов – до 1225 базисных пунктов.
Такая оценка стандартных кредитно-дефолтных свопов предусматривает, что за пять лет инвесторам, которые владеют украинским госбумагами на 10 млн долларов, придется заплатить за кредитно-дефолтные свопы более 6,1 млн долларов (за 1,225 млн долларов ежегодно).
Соответственно, риск дефолта Украины по июньским бондам превысил 61%.
Доходность гособлигаций Украины на фоне кровопролития в Киеве поднялась на 25 базисных пунктов – до 23,17% годовых.
Это рекордная стоимость займов для страны, свидетельствует статистика Bloomberg.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас