Из объятий России — в переговоры с МВФ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Из объятий России — в переговоры с МВФ

Валюта
862
С пятницы НБУ внезапно отпустил курс гривни, хотя и не вполне отказался от влияния на него. Именно на таком решении настаивал Международный валютный фонд в ходе переговоров с украинской властью о предоставлении нового кредита, и на это условие Янукович был готов согласиться еще в ноябре 2013 года. Правда, тогда дал добро на расширение коридора колебаний курса, верхняя граница которого была определена на уровне 8,5 грн за доллар.
Впрочем, эксперты прогнозируют что именно к такому курсу мы и вернемся, так как скачок до 9 грн/$ обусловлен не только объективными факторами, но и банальной паникой, которая привела к повышенному спросу на валюту.
По словам Елены Щербаковой, главы департамента денежно-кредитной политики НБУ, объективных предпосылок для того, чтобы изменить валютную политику, не было. Те проблемы, которые существуют в экономике, не новые, но привычным путем их решать больше не получается. Одной из причин такого поворота руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен называет политический и управленческий вакуум, который образовался во власти: “одно правительство ушло в отставку, а другое — исполняющее обязанности. Возможно, это оказалось удобным моментом для принятия такого решения”.
Внешнее влияние
Кроме всего прочего, внезапное решение Нацбанка перейти к рыночному формированию курса (пускай и не полностью) совпало по времени с приездом в Украину главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон и замгоссекретаря США по вопросам Европы и Азии Виктории Нуланд. Обе дамы прибыли для того чтобы озвучить условия, на которых украинское правительство сможет получить помощь от США, ЕС и МВФ.
Напомним, речь идет о €19 млрд, которые Украина может получить в результате подписания договора с Международным валютным фондом. Эти средства нам готовы предоставить в период с 2014 по 2020 год в виде кредита и дополнительных грантов в размере €150-200 млн в год. И Эштон, и Нуланд подтвердили готовность оказать финансовую поддержку, но также напомнили, что она возможна только в случае проведения структурных реформ в экономике. Отказ от регулирования курса нацвалюты остается одним из требований.
В конце 2013 года требования МВФ были подвержены жесткой критике как украинским правительством, так и президентом Януковичем. В результате от дальнейших переговоров Украина отказалась и сделала выбор в пользу “легких” русских денег. Но потом свое слово сказала улица: под ее давлением ушел Азаров, что поставило под вопрос дальнейшее сотрудничество с РФ. Судя по всему, у Януковича не осталось выбора, так как без валюты девальвация может стать глубокой и неконтролируемой.
В такой ситуации выбирать не приходится, власть вынуждена идти на компромиссы, и пятничное решение НБУ — первый сигнал того, что диалог будет возобновлен. Примечательно, что переговоры с МВФ в декабре вел Сергей Арбузов еще в должности вице-премьера. Кроме того, именно Арбузов встречался со Штефаном Фюле в Брюсселе и обсуждал детали торгового соглашения с ЕС. И если Янукович в Сочи не сумел договориться с Россией о продолжении сотрудничества, Арбузов продолжит переговоры с Западом уже в роли и.о. главы Кабмина.
Прекратить административное влияние на курс призывал не только МВФ. О необходимости такого шага эксперты говорили уже давно, потому что такая политика приводит к быстрому сокращению золотовалютных резервов и росту дефицита платежного баланса государства.
Свободный курс и макропоказатели
На этой неделе Арбузов заявил, что причин для пессимизма нет и все под контролем. В частности, он напомнил, что к началу года платежный баланс вышел в плюс на $2 млрд, в то время как его дефицит год назад составлял более $4 млрд. Однако это традиционная манипуляция фактами от правительства, потому что позитивный результат был достигнут за счет размещения гособлигаций, в том числе тех, которые были выкуплены российским ФНБ ($3 млрд), а так же отсрочкой по долгам Нафтогаза (долг $3,3 млрд). Фактически, это профицит, который со временем выльется в дефицит.
Поэтому рейтинговые агентства, такие как Fitch, при оценке текущего состояния экономики ориентируются на состояние текущего счета, дефицит которого на конец 2013 года составил $16,1 млрд (8,9% ВВП). Это значит, что импорт существенно превышает экспорт. Именно проблему выравнивания сальдо торгового баланса и призвана решить девальвация нацвалюты. Удешевление экспорта должно сделать украинские товары более конкурентоспособными на внешних рынках, а профицит — настоящим. Профицит за счет заработанных, а не одолженных средств. Девальвация и ее последствия в виде повышения спроса на украинский экспорт в свою очередь сделает больше для отечественной промышленности, чем пошлины и ограничения для импорта.
Регулирование курса стоит денег, причем иностранных, которые Украина не зарабатывает ни за счет торговли, ни за счет инвестиций. Золотовалютные резервы в Украине формировались в основном за счет займов, а потом тратились на то, чтобы отдавать предыдущие долги и проводить интервенции НБУ на межбанке. Так, только в январе стабильность курса обошлась в $1,7 млрд, по официальным данным НБУ. В условиях, когда доступа к внешним заимствованиям нет, удержание курса приводило к стремительному сокращению этих резервов.
Не девальвацией единой
Девальвация в сегодняшних условиях полезна, но нельзя ждать от нее чудесного преобразования экономики. Роман Шпек, глава НАБУ, напоминает, что падение гривни 2004-2008 годов особой пользы не принесло. “Эффект от девальвации краткосрочен, им нужно успеть воспользоваться. Но без реформ мы быстро съедим все преимущества, и придется снова девальвировать”. По его словам, НБУ сделал только первый шаг, теперь ответ за Кабмином.
Об этом говорил и официальный представитель МВФ Джерри Райс. По его словам, внедрение более гибкой политики курсообразования должно проводится наряду с мерами по усилению финансового сектора, урегулированием положения в налогово-бюджетной сфере, повышением тарифов на газ и отопление для населения, а также проведением комплексных структурных реформ, которые способствуют улучшению бизнес-климата в стране и поддержат рост ее экономики.
Если Кабмин пойдет на следующие шаги и предложит план реформирования, а Украина получит кредит от фонда, есть шанс стабилизировать экономику. Важно понять, что курс, за который держался НБУ, не соответствовал экономическим реалиям и в любом случае нуждался в корректировке. Просто при поддержке из России валютные потрясения можно было бы отложить до 2015 года, но масштаб их мог быть совсем другим.
Мария Стасенко
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас