Почему в Украине такая маленькая зарплата? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему в Украине такая маленькая зарплата?

Казна и Политика
17920
Жизнь в Британии в целом, конечно, дороже, но не в пять раз. Литр молока в Киеве стоит 8 гривен, а в Бристоле – 13. Прекрасная двухкомнатная квартира недалеко от центра Бристоля сдается за 625 фунтов (8000 грн). В Одессе аренда такой же будет стоить около 5000 гривен. Согласно данным сайта Expatistan, который сравнивает стоимость жизни в разных странах, жить в Бристоле всего лишь вдвое дороже, чем в Одессе. Почему же тогда такая большая разница в доходах?
Почему в Украине такая маленькая зарплата?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, как в наших странах считается зарплата. Как известно, она составляет определенную долю в расходах на производство товара. По данным Госкомстата расходы на оплату труда в процентах к операционным расходам (или часть зарплаты в расходах на производство) с 2005 года менялись так.
Можно повысить плату за счет увеличения этой доли? Семь лет назад именно эта идея пришла в голову депутатам Блока Литвина Екатерине Ващук и Олегу Зарубинскому. Тогда они разработали законопроект о повышении ее минимум в три раза. В пояснительной записке они отметили, что фонд оплаты труда составляет 12% в структуре себестоимости (от 33% до 50% от него забирают налоги), а в странах Запада эта доля достигает 35%. Представим себе, что Верховная Рада повелительным порядком назначила бизнесу повысить украинцам зарплату. К чему это приведет?
“Если долю зарплаты в операционных расходах увеличить законодательно, то это, безусловно, приведет к коррупции, – считает исполнительный директор Case Украина Дмитрий Боярчук. – Чиновники, которые будут делать оценку расходов на заработную плату, будут брать взятки за приписки нужных процентов. И коррупции здесь не избежать никак, потому что много предприятий при таком повышенном уровне зарплат просто не смогут работать и обанкротятся. Обычно такие мероприятия еще и сжимают рынок труда и никакой пользы ни людям, ни бюджету, ни бизнесу не приносят”.
Но тут надо еще учесть, что искусственное повышение зарплат обязательно вызовет соответствующее удорожание товаров, а правительство будет вынуждено повышать зарплату бюджетникам, что увеличит бюджетный дефицит, который и так растет с каждым годом. “Административное повышение зарплаты – это то же самое, что и административное повышение цен. Это всегда приводит к дефициту, – говорит президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. – Если вы будете административно повышать зарплату, то весь капитал отсюда уйдет, даже тот, что здесь есть”.
Итак мы видим, что идея просто увеличить долю зарплаты в расходах категорически ошибочна с самого начала. Максимум, что здесь можно сделать – уменьшить подоходный налог, но за счет этого повышения достичь не получится: максимум на 30-50%. В то же время такая инициатива может ударить по наполнению бюджета.
Рентабельность не спасет
Еще одна идея по увеличению зарплаты касается повышения ее за счет рентабельности, то есть разницы между расходами и доходами на единицу товара. По официальным данным Госкомстата, в Украине этот показатель колеблется на уровне 4%. Конечно, большинство компаний занимается “оптимизацией” налогообложения, скрывая реальную рентабельность, чтобы, среди прочего, платить и большую зарплату своим рабочим. Но чтобы поднять уровень окладов счет рентабельности, надо уговорить владельцев бизнеса отказаться хотя бы от ее части, что маловероятно при ее маленьких размерах. Оценить, насколько это мало, можно после сравнения с аналогичным показателем в Великобритании. По данным Бюро Национальной Статистики (pdf), рентабельность Британских предприятий в среднем составляет около 12%.
Почему в Украине такая маленькая зарплата?
Рентабельность напрямую зависит среди прочего и от эффективности производства.
“Для действительного роста зарплаты нужно увеличить эффективность производства, например, за счет уменьшения затрат энергии, – считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Наши технологии настолько устаревшие, что в среднем на производство некоторых товаров расходуется в 3,5 раза больше энергии, чем в ЕС или США?”.
Кроме энергоэффективности, на рентабельность влияет также и степень модернизации.
“Если большое поле обрабатывает современный комбайн, то у его водителя и механика будет большая зарплата: они успевают выработать много продукции за короткое время, – объясняет это исполнительный директор Case Украина Дмитрий Боярчук. – Если техника устарела, и для производства одного центнера ржи нужно больше рабочих рук, они, соответственно, распределяют полученную прибыль на большее количество частей, а значит их зарплата меньше”. По мнению Дмитрия Боярчука, на размер зарплаты также влияет так называемая “немонетарная” коррупция, когда бизнес разрешается открывать только “своим” людям. Это приводит к тому, что продукцию производят не самые эффективные, а те, кому удалось доказать свою лояльность тем, кто выдает разрешения.
Но рентабельность – это по сути часть, которую получает владелец, и она не может быть автоматически добавлена ​​к зарплате работников, потому что на это не согласятся прежде владельцы бизнеса: кто же захочет работать с рентабельностью, близкой к нулю?
“У нас достаточно много рабочей силы и при этом высокая фактическая безработица, – говорит Александр Пасхавер. – Именно поэтому владельцы устанавливают такой низкий уровень зарплаты. Есть также фактор отсутствия консолидации рабочих – это же все процессы взаимного давления”.
Здесь стоит отметить, что в Украине много именно низкоквалифицированных рабочих, у которых нет никакого выбора, поэтому они соглашаются работать за низкую плату (иногда такую ​​ситуацию называют “скрытой безработицей”, потому что эта плата часто сопоставима с помощью центра занятости). Официальный же уровень безработицы в Великобритании и Украине одинаков и равен, согласно сообщениям 7%.
ВВП: слишком большая разница
Итак рентабельность британского бизнеса по официальным данным на 8% выше украинской. Это, конечно, не означает, что и зарплата должна быть выше именно на этот процент – просто на острове выгоднее вести бизнес, чем в Украине. Вполне возможно, что британские профсоюзы давлением на владельцев достигли некоторого повышения платы водителей автобусов именно за счет рентабельности, как об этом говорил Александр Пасхавер. Но здесь речь идет не о 8%, а обо всех 500% (это разница платы в Одессе и Бристоле)! Каким образом это произошло?
“В Британии долю зарплаты считают не от операционных расходов, а от ВВП”, – подсказал мне решение редактор журнала The Economist Эдвард Лукас. Так может, надо лишь сравнить долю зарплаты в ВВП наших стран, и все сразу станет ясно?
Национальный профсоюзный центр Великобритании (TUC) в своем исследовании The Great Wages Grab (Большое ограбление зарплаты) объясняет этот расчет следующим образом: “Доля зарплаты – это часть ВВП страны, которая возвращается к рабочим в форме их заработка. Например, если ВВП равнялся бы 100 фунтам и 50 из них возвращались бы назад к работникам, то доля зарплаты равнялась бы 50%”.
На графике видно, что эта доля с 1948 до 2012 года колебалась в пределах от 51 до 65%.
Почему в Украине такая маленькая зарплата?
А что же в Украине? Госкомстат также имеет статистику доли зарплаты в ВВП.
Как видим, доля зарплаты украинцев в национальном ВВП почти равна британской. Значит, дело не в доле, а в размере самого ВВП. Разница сразу становится заметной, если сравнить ВВП наших стран. По данным Госстата в 2012 году Валовой внутренний продукт нашей страны составил 30 901 грн в расчете на одного человека. В Великобритании этот показатель равен 38032 доллара (или почти 312 000 грн) – то есть в 10 раз больше украинского. Но если наши ВВП отличаются в 10 раз, то, соответственно, в 10 раз (а не в 5, как мы рассчитали) меньше должна была быть и зарплата водителя автобуса в Одессе! И вот здесь появляется неожиданный, но очень знакомый нам всем фактор: “черная” зарплата в конвертах и “оптимизация” доходов. Именно они и портят всю статистику.
“Задумайтесь над тем, почему работники в Украине позволяют владельцам платить им такую ​​низкую плату. И почему структура экономики позволяет владельцам ее платить, – говорит Александр Пасхавер. – И здесь речь идет только о легальной части платы. Более ясное понимание того, что происходит, может возникнуть, когда мы увидим размеры теневых зарплат и теневых доходов”.
Это означает, что по официальной украинской статистике одесский водитель зарабатывают не 4000 гривен, а меньше: вспомним, что его зарплату мы брали именно не по статистике, а с сайтов предложения работы, где оклады ближе к реальности, чем в отчетности. Конечно, мы не можем сказать, что именно транспортные предприятия так “оптимизируют” налоги, но средняя температура по стране именно такая. В мае 2013 года министр экономического развития Игорь Прасолов заявил, что уровень “теневой” экономики в Украине в 2012 году достиг 45% от ВВП.
Итак, наш одесский водитель автобуса будет зарабатывать в 5 раз меньше своего Бристольского коллеги, пока разрыв между нашими ВВП не начнет существенно сокращаться. Если доля зарплат в ВВП Украины и Британии почти одинакова, то ясно, что в случае увеличения самих ВВП, увеличится также и денежный эквивалент этой участи. Но, судя по текущим тенденциям, произойдет это не скоро. В 2012 году Всемирный банк оценил рост украинского ВВП в 0,2%, а в 2013-м было падение на 1,1%. Прогнозы же вообще неутешительны: рост возможен по 1-2% в год. Такими темпами мы догоним ЕС в лучшем случае через 250 лет при условии, если рост ВВП в Европе вообще прекратится.
Еще одна важная причина низких зарплат в Украине – сверхвысокая ставка кредитов. В Британии эта ставка с 2009 года держится на уровне 0,5%. В Украине это 20% годовых в гривне и 9% – в долларах США. Такие дорогие деньги заставляют наших предпринимателей экономить на всем, и, к сожалению, зарплата работников часто подпадает под сокращение в первую очередь.
Олег Шинкаренко
По материалам:
lb.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас