Как нажиться на гадком утенке — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как нажиться на гадком утенке

Фондовый рынок
1040
Нелюбимые аналитиками акции оказались самыми прибыльными — к такому парадоксальному выводу пришел ресурс MarkwetWatch, в конце 2013 года опубликовавший соответствующее исследование. Выяснилось, что аналитики слишком подвержены «стадному чувству» и поэтому могут не заметить некоторые изменения на рынке.
Автор MarketWatch Бретт Арендс (Brett Arends) выделил десять компаний из американского биржевого индекса S&P 500 с худшими рекомендациями аналитиков по состоянию на конец 2012 года. Затем Арендс подсчитал, что произошло бы, если бы он вложил в каждое предприятие по тысяче долларов, а прибыль от инвестиций потратил на покупку новых ценных бумаг. Выяснилось, что за год (без учета налогов и сопутствующих расходов) десять тысяч долларов превратились бы в 16,7 тысячи.
Однако если бы Арендс по аналогичной схеме покупал акции компаний, высоко оцененных аналитиками, за год его десять тысяч долларов превратились бы в 14 тысяч. Таким образом, доходность составила «лишь 40 процентов». Этот показатель, безусловно, лучше, чем в целом по фондовому рынку, который за год в среднем вырос на 31 процент, но все же не может сравниться с прибылью от вложений в предприятия с негативной репутацией, достигшей 67 процентов годовых.
Американские горки
На значительный рост котировок компаний, акции которых годом ранее не пользовались спросом у инвесторов, в конце 2013 года обратило внимание и агентство Bloomberg. Издание выделило трех неудачников 2012 года — сеть магазинов электробытовой техники Best Buy, компьютерного производителя Hewlett Packard и поставщика оборудования и программного обеспечения PitneyBowes.
В конце 2012-го каждая из этих компаний жестко критиковалась инвесторами. В частности, в ноябре аналитик компании ISI Group Брайан Маршалл понизил свой прогноз по акциям HP до нейтрального уровня, объяснив это тем, что предприятие превратилось в ловушку для инвестора — акции компании недооценены, но из-за постоянного потока негативной информации они не могут вернуться к своей справедливой рыночной стоимости.
2013-й показал, что аналитики серьезно просчитались. По итогам прошлого года акции HP подорожали на 98 процентов, Best Buy увеличил свою капитализацию на 239 процентов, а PitneyBowes — на 117 процентов. Поток негативных новостей по поводу этих компаний прекратился в тот момент, когда аналитики на это и не надеялись.
Список Bloomberg может считаться показательным: HP и Best Buy присутствуют в большинстве аналитических материалов в качестве примера того, как к покупателям возвращается уверенность по поводу компаний. Еще один характерный пример — оператор потокового телевидения и видео Netflix: его акции за прошлый год выросли в четыре раза.
Рост котировок на фоне «прохладных» прогнозов аналитиков — единственное, что объединяет эти компании. У каждой из них — свои причины для роста. Например, на капитализацию HP, которая несколько последних лет находится в кризисе из-за падения спроса на персональные компьютеры, влияет реструктуризация компании. В то время как ключевые финансовые показатели HP (выручка, чистая прибыль, прибыль на одну акцию) не улучшаются или даже незначительно ухудшаются, внутренние реформы внушают инвесторам уверенность в будущих прибылях.
Биржевой индекс S&P 500 в его современной версии рассчитывается с 1957 года. В него входят крупнейшие по капитализации компании США, чьи акции торгуются на биржах Nasdaq и NYSE.
В 2012 году специалисты крайне пессимистично оценивали перспективы сетевого гиганта Best Buy, который столкнулся с жесткой конкуренцией онлайн-магазинов и, прежде всего, Amazon. Best Buy предрекали скорое банкротство — неудивительно, что по итогам 2012-го акции ритейлера потеряли 49 процентов стоимости. Однако в 2013-м новый глава компании Хьюберт Джой (Hubert Joy) сумел переломить ситуацию, сократив часть персонала и добившись лучшей координации между онлайновой и оффлайновой версиями Best Buy. Внезапное возрождение ритейлера вместе с эффектом низкой базы привели к росту стоимости акций магазина в три раза. Трейдеры сумели быстро среагировать на отличные результаты Best Buy по итогам праздничных продаж 2012 года, а затем приняли во внимание реформы Джоя.
Netflix отличается как от HP, так и от Best Buy. Если последние две компании представляют собой большие корпорации, столкнувшиеся с системными проблемами, то Netflix — агрессивно развивающееся и сравнительно молодое предприятие. В основе бизнес-модели компании лежит продажа видео через интернет. В последнее время эта бизнес-модель отпугивала и инвесторов, и аналитиков. Так, по итогам 2011 года акции Netflix подешевели на 59 процентов, а специалисты не рекомендовали их покупать в преддверии 2012-го.
Пессимистичный настрой в отношении Netflix сохранялся весь 2012 год. Лишь в начале 2013-го после отчета компании за 2012-й, который оказался далеко не провальным, инвесторы стали более благосклонно оценивать перспективы оператора, а за прошедший год акции Netflix выросли более чем на 300 процентов. Изменение настроения инвесторов связывают с ростом популярности потокового видео, которое можно покупать через интернет.
Лучшую динамику роста стоимости акций далеко не всегда демонстрируют самые известные компании, представленные в индексе S&P 500. По итогам 2013 года лидируют Netflix (ее акции подорожали почти на 300 процентов), производитель компьютерных комплектующих и полупроводников Micron Technology, чьи акции за год выросли на 250 процентов, и Best Buy чья капитализация увеличилась на 245 процентов. Для сравнения, акции Coca-Cola за период с января 2013 по начало 2014 года подорожали лишь на 6,92 процента, McDonald’s — на 6,68 процента, а General Motors увеличила капитализацию на 35,3 процента.
По мере того, как покупатели будут воспринимать услуги Netflix как более привычные, а не новаторские, акции компании, скорее всего, будут дорожать. На пользу оператору может пойти и снижение волатильности по ее ценным бумагам. Как только участники рынка определятся со своим отношением к Netflix, ценовой коридор для ее акций сузится, что придаст ценным бумагам больше стабильности, а значит и больше привлекательности у широкого круга инвесторов.
Феномен роста стоимости акций компаний, которые в прошлом разочаровывали инвесторов, характерен не только для 2012-2013 годов. Один из ведущих банков США — Bank of America — по итогам 2011 года был почти списан со счетов биржевыми игроками. Однако уже в следующем году его акции подорожали в два раза. Схожую динамику продемонстрировали и ценные бумаги британского банка Lloyd’s. Если в 2011-м они подешевели на 60,6 процента, то по итогам 2012-го, наоборот, выросли на 80,8 процента.
Биржевая логика
Почему аналитики ставят не на самые прибыльные компании? По мнению автора MarketWatch, дело в том, что они не хотят рисковать своей репутацией, то есть рекомендовать клиентам покупать ценные бумаги потенциально проблемных компаний. Кроме того, по словам Арендса, финансовые специалисты чрезвычайно подвержены конформизму: если на рынке главенствует убеждение, что, например, акции Apple — это удачное вложение, то большая часть консультантов будут предлагать приобретать именно их. «Стадный инстинкт» аналитиков играет против предприятий-неудачников — никто не рекомендует покупать их акции, что приводит к дальнейшему снижению их стоимости. Финансовые показатели эмитента при этом могут быть вполне солидными.
Однако означает ли это, что непопулярные акции в перспективе обязательно будут расти в цене? Естественно, нет. Но Bloomberg на всякий случай выделил главных неудачников 2013 года — ими стали производитель золота Newmont, добытчик железной руды Cliffs Natural Resources и угольная компания Peabody Energy. В агентстве считают, что их акции могут резко подорожать, если мировая экономика в 2014-м ускорится — и спрос на минеральное сырье возрастет.
Похожий список — десяти компаний с лучшими и худшими прогнозами аналитиков на 2014 год — опубликовал и Арендс из MarketWatch. Примечательно, что в списке десяти компаний с лучшими рекомендациями аналитиков не оказалось привычных для подобных рейтингов Apple и инвестхолдинга Berkshire Hathway, которых аналитики, видимо, считают переоцененными. Зато специалисты прочат безоблачное будущее авиакомпании Delta Airlines — правда, за 2013-й она и так подорожала на 139 процентов.
В число предприятий, в которые не рекомендуется вкладывать средства, попали энергетическая компания Consolidated Edison, страховщик Progressive Corporation и производитель различных видов упаковок Bemis Corp. Кроме того, в нем же алюминиевый гигант Alcoa, который страдает от снижения мирового спроса на фоне неустойчивого роста глобального ВВП. Если в 2014-м году акции нелюбимых аналитиками компаний будут по-прежнему расти сильнее остальных, акции Alcoa станут лидерами индекса S&P 500, а деньги инвесторов достанутся не только ей, но и всем алюминиевым компаниям мира, в том числе и российскому «Русалу».
Арендс в своей заметке для MarketWatch напоминает, что игра на бирже всегда сопряжена с риском. В оригинале он использует выражение «You pays your money and you takes your chances», которое можно условно перевести как «риск неотделим от игры». У этого выражения есть и другое значение, которое более актуально для фондового рынка — вся власть принадлежит покупателю. В этом смысле на рынке в 2014 году точно ничего не поменяется.
Александр Ратников
По материалам:
Лента.РУ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас