Украина - не Литва, но литовский СПГ-опыт может быть поучителен — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина - не Литва, но литовский СПГ-опыт может быть поучителен

Энергетика
1552
СПГ-проекты Литвы и Украины стартовали одновременно, но по состоянию на сегодня, очевидны не только разные достигнутые промежуточные результаты, но и различный уровень энтузиазма в реализации проектов.
Украина на протяжении последних 5 лет прорабатывала проект создания терминала для приема и разгрузки природного газа, который транспортируется в жидком (сжиженном) виде специализированными танкерами – метановозами. Такой объект газовой инфраструктуры имеет название приемный СПГ-терминал. Из указанных пяти лет, лишь последние 2 года принесли очевидные результаты. Литва в течении одного года приняла судьбоносные решения по аналогичному проекту и теперь имеет четкие сроки его реализации. Украина может только позавидовать или равняться на такой темп продвижения идеи.
Литовские реалии
Прошло 9 месяцев со дня старта проектов. Осенью 2011 г. прошли тендеры по результатам которых Украина выявила компанию, которая сделает технико-экономическое обоснование проекта (ею стала испанская «Socoin»), а Литва, шагнув дальше, определила поставщика плавучего СПГ-терминала. Дальнейшее продвижение проектов также имело несколько разную судьбу, которая была обусловлена разным уровнем государственной поддержки.
Так, 12 июня 2012 г. сейм Литвы одобрил законопроект о реализации проекта строительства СПГ-терминала, который также обяжет газопотребляющие компании страны покупать на терминале 25% потребляемого природного газа. 15 июня 2012 г. Президент Литвы Даля Грибаускайте подписала соответствующий закон. По ее словам: "Этот закон - реальный шаг к энергетической самостоятельности. Литва, осуществляя проект терминала сжиженного газа, после 22 лет независимости начинает создавать газовый рынок, который гарантирует альтернативу дорогому российскому газу и конкурентные цены для жителей".
Новый закон предусматривает, что до декабря 2014 г. в Литве должен появиться СПГ-терминал и обеспечивающая его надежную деятельность инфраструктура. Правительство Литвы рассчитывает, что реализация СПГ-проекта создаст конкурентные условия на газовом рынке и снизит цену поставляемого "Газпромом" природного газа.
СПГ-терминал и сопутствующая инфраструктура признаны объектами, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности Литвы, а оператор СПГ-терминала - предприятием стратегического значения для безопасности страны. Кроме того, СПГ-терминал является проектом особой государственной важности. В Украине, до настоящего времени, подобный объект не снискал аналогичного уровня государственной поддержки.
В Литве, строительство и развитие инфраструктуры СПГ-терминала будет финансироваться как из собственных средств государства, так и из заемных. Расходы по строительству и эксплуатации терминала, портовой инфраструктуры и газовых сетей будут включаться в цену услуги по поставке газа в соответствии с государственной ценой и порядком, установленном комиссией по энергетическому контролю. Высока вероятность того, что на финансирование проекта могут быть также использованы средства помощи Евросоюза и иные законные доходы.
Согласно утвержденному проекту закона, литовские потребляющие газ компании будут обязаны покупать через СПГ-терминал не меньше 25% годового объема используемого газа, чтобы обеспечить постоянную работу терминала в Клайпеде. Компания Klaipedos nafta, контролируется государством и специализируется на перевалке нефтепродуктов, реализует этот проект. Она уже провела оценку влияния проекта на окружающую среду, подготовила и утвердила план развития терминала. Подтверждено, что плавучий СПГ-терминал и газовое оборудование построит компания Hoegh LNG (Норвегия).
Как уже сообщалось, в конце марта 2012 г., после утверждения акционерами Klaipedos nafta, вступил в силу договор аренды судна будущего терминала с компанией Hoegh LNG сроком на 10 лет. Также договором предусмотрено управление и обслуживание (ремонт) плавучего хранилища с оборудованием регазификации (для переведения газа из жидкого – в газообразное состояние) на борту с правом его выкупа. После выкупа судно еще может эксплуатироваться 30 лет. Аренда судна начнется в сентябре - ноябре 2014 г., его вместимость составит 170 тыс.куб.м. По заказу Hoegh LNG судно выпустит южнокорейский концерн Hyundai Heavy Industries - начать строительство корпуса танкера намечается в сентябре.
Аренда судна-терминала обойдется литовской госкомпании Klaipedos nafta, в 689 млн.дол.США (около 1,791 млрд.литов) за 10 лет, судно будет предоставлено в аренду во второй половине 2014 года. Норвежское предприятие не только предоставит в аренду судно с командой, но и будет предоставлять услуги по надзору за ним и управлением им. Стоимость береговой инфраструктуры составит примерно 200 млн. евро (690 млн. литов). Для сравнения, стоимость строительства украинского наземного СПГ-терминала, по расчетам «Socoin», составит около 900 млн.евро.
Как отмечалось, литовский проект предусматривает строительство плавучего терминала. На специализированном судне (обычно СПГ-танкер), которое будет пришвартован в южной части Клайпедского порта, будут размещены хранилища для СПГ, а также дополнительное оборудование для регазификации. С береговой инфраструктурой судно будет соединено трубопроводом, где будет осуществлено подключение к магистральному газопроводу. Газопровод от Юрбаркаса (Jurbarkas) до Клайпеды проложит компания Lietuvos dujos.
Возможный вид СПГ-терминала в Литве (плавучий)
Возможный вид СПГ-терминала в Украине (наземный)
Мощность СПГ-терминала составит 2-3 млрд.куб.м/год, и это при ежегодном потреблении газа в Литве около 2,5 млрд.куб.м, который поставляется из России! Что касается украинского проекта, то его мощность составит 5-10 млрд.куб.м, при текущем уровне потребления газа в стране 65 млрд.куб.м/год, в т.ч. 40 млрд.куб.м – российского. Таким образом, литовский проект на 100% закроет потребности страны в импортном российском газе, а украинский – лишь на 25%.
Украинская реальность
В конце марта 2012 г. «Socoin» презентовала результаты ТЕО, на протяжении последующих 2 недель, т.е. на средину апреля, было анонсировано утверждение документа Кабинетом Министров Украины. К сожалению, и по сей день его нет. Руководству госпредприятия «LNG-терминал» - которое занимается реализацией СПГ-проекта в Украине, остается только не терять надежды, что следующие этапы проекта (проектирование и строительство) состоятся в недалеком будущем, но повлиять на их приближение оно не в силах. Пока что, сроками «недалекого будущего» определена осень 2012 г. Но как известно именно в это время другие события (выборы в парламент) будут на первых полосах газет и интернет-ресурсов, что фактически не оставляет шансов для СПГ-проекта.
Выводы неутешительны
Как мы видим, все больше и больше доказательство того, что данный проект является чисто спекулятивным, и изначально был рассчитан на то, что в переговорах с РФ по газовому вопросу он мог бы стать козырем. Но это не сработало. В то время как страны, действительно заинтересованные в диверсификации, не говорят много, а реально делают последовательные шаги для ее достижения, украинская реализация хорошей идеи, которая могла бы дать реальную диверсификацию и энергетическую безопасность, откладывается на неопределенный период...
Александр Лактионов, кандидат наук
эксперт в области энергетики
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас