После Евро хоть потоп! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

После Евро хоть потоп!

Казна и Политика
6185
Чемпионат Европы по футболу у нашей страны не отберут. Однако экономический эффект от проведения турнира, равно как и ожидаемое влияние на имидж Украины, может быть диаметрально противоположен желаемому.
Футболу быть!
С начала мая нарастает поток отказов высоких должностных лиц государств - членов ЕС от посещения заключительных матчей чемпионата Европы, которые пройдут в Украине. Причины - события в Качановской колонии, политические репрессии против членов правительства Юлии Тимошенко. Австрия, Голландия, вероятно, Германия. Возможно, к ним присоединится кто-то еще... Не думал, что печально памятные бойкоты Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе повторятся, пусть даже и в облегченной форме. Промелькнуло и сообщение о возможном переносе Евро-2012 из Украины в другую страну. Но УЕФА заявила, что так вопрос не стоит. Во-первых, спортивная федерация не реагирует на политические события.
Во-вторых, в обозримом прошлом подобного рода прецедент был лишь однажды, когда чемпионат мира по футболу-1986 был перенесен в Мексику из Колумбии, так как в последней двумя годами ранее случилось разрушительное землетрясение. В-третьих, даже сверхблагополучные в футбольном отношении Англия и Германия не взялись бы за проведение турнира такого масштаба за месяц до его начала. Но многие трезвомыслящие эксперты понимают: ожидать позитивного воздействия Евро-2012 Украине бессмысленно. Более того, есть вероятность значительного осложнения экономического положения страны вследствие неадекватных финансовому состоянию казны затрат на проведение турнира.
Подсчитали - прослезились
Невозможно выяснить, какую точно сумму потратили на подготовку к футбольному первенству. В конце апреля профильный вице-премьер Борис Колесников заявил, что Украина израсходовала $4,2 млрд (или 33,6 млрд грн).
Поверить этому утверждению сложно. Хотя бы потому что цифра выглядит нереальной. А еще потому что за пару недель до заявления Колесникова председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, нардеп от Партии регионов Александр Зац заявил, что потрачено 80 млрд грн. А особенно потому что общая сумма по "Программе подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу" составляет 126,26 млрд грн. Кто-то может поверить в то, что утвержденный бюджет был не полностью "освоен"? Учтем и то, что сметы на строительство объектов, в частности стадионов во Львове и Киеве, неоднократно увеличивались.
Предлагаю оттолкнуться от цифры 126,26 млрд грн и утверждения г-на Заца относительно того, что из общей суммы расходов государственные средства составляют 80% (с точки зрения автора, это заниженные данные, но так как предложить свой вариант не получается, будем оперировать ими). Получается, что организация футбольного праздника выкачала из госбюджета 101 млрд грн (или $12,6 млрд). Согласно Закону Украины "О Государственном бюджете на 2012 год", сумма доходов госказны с изменениями, необходимость которых продиктована предвыборными инициативами президента (т.е. размер госбюджета увеличен), определена в размере 366,6 млрд грн. Получается, что расходы на подготовку к Евро-2012 составляют 27,55% от доходов госбюджета. Цифра пугающая. Понятно, что компенсировать затраты не обязательно именно в этом году. Однако изыскивать источники погашения расходов (читай - ликвидации дефицита) придется, и сделать это нужно будет в ближайшие несколько лет. К этому вопросу вернемся позже. Пока же поговорим о неоправдавшихся ожиданиях импульса от Евро-2012 к бурному росту украинской экономики. Начнем с того, что, по прогнозам аналитиков инвесткомпании Da Vinci AG, убытки Украины от проведения чемпионата могут составить $6-8 млрд.
Напрасные ожидания
Первая проблема - в завышенных надеждах, в неверной идентификации бенефициаров, в ошибочной ассоциации их с государством, что было сформировано отечественными "маркетологами от спорта" и восторженными футбольными экспертами, которые не сильны в экономике. Теми, которые утверждали, что после первенства каждый украинец ощутит позитивное влияние от его проведения. Основные отрасли, получающие прибыль от организации подобных турниров, - индустрия питания, отельный и туристический бизнес, строительные компании. Данные направления в Украине не принадлежат государству. Более того, сомнителен и выдвигаемый некоторыми постулат о том, что рост доходов общепита, строительных фирм, гостиниц и туроператоров резко пополнит госбюджет. Дело в том, что владельцы нововозведенных отелей освобождены от налогообложения на длительный период. В свою очередь пищевики и туристические компании давно и достаточно успешно используют схемы по оптимизации налогообложения.
Не лучше выглядят "убедительные доводы" пропагандистов чемпионата о том, что, например, Австрия и Швейцария по итогам Евро-2008 получили доход в сумме 470 млн евро (на двоих), а Португалия в 2004-м - 300 млн евро. Но этим странам (особенно двум первым) не пришлось с нуля возводить стадионы (или коренным образом их перестраивать, как в случае с НСК "Олимпийский", что дороже нового проекта). У них не было необходимости думать о новых терминалах, взлетно-посадочных полосах и дорогах. Следовательно, затраты на проведение турниров изначально были меньшими. Но самое главное в том, что доходы были получены не госбюджетами этих стран, а частными компаниями. Имеющий минимальные познания в экономике поймет, в чем разница. И уж тем более различит понятия "доход" и "прибыль".
Вторая, еще более важная проблема заключается в том, что в силу невысокой и постоянно снижающейся инвестпривлекательности Украины частные финансовые доноры слабо приобщились к смете затрат на Евро. Это кардинально отличается от австро-швейцарского и португальского первенств. Да и по сравнению с Польшей наша ситуация выглядит безрадостно. Там около 35% расходов пришлось на частные инвестиции. Оставшуюся сумму разделили между госбюджетом Польши (60%) и финансовой помощью Евросоюза (40%).Евро-2012 изначально не давал Украине шансов не то что заработать, но и окупить затраты. Но даже если отбросить необоснованный оптимизм чиновников, то следует признать, что и реальными шансами для поддержания ключевых отраслей экономики страна не воспользовалась. Приведу пример: на фоне строительства и реконструкции стадионов, аэропортов, вокзалов, гостиниц отечественный горно-металлургический комплекс практически не ощутил увеличения спроса на продукцию черной металлургии. Зато только в 2011 году, при колоссальном профиците мощностей украинского ГМК, в Украину было импортировано более 1 млн тонн стальной продукции. Парадокс...
Чем дыры латать будем?
Вернемся к вопросу о компенсации расходов госбюджета на Евро-2012. Вариантов несколько. Начнем с малореальных. Первый - бурный рост промпроизводства и соответствующее наращивание поступлений налогов. Но все показатели указывают на вероятность обратного хода событий - ВВП страны в 1-м квартале 2012 года сократился на 0,3% по сравнению с 4-м кварталом 2011 года. Если учесть, что скоро прекратится стимулирование промпроизводства в связи с подготовкой к Евро-2012 (пусть и далеко не самое эффективное), а также ухудшением конъюнктуры основных экспортных рынков, перспективы динамики ВВП выглядят не совсем радужно.
Второй - покрытие дефицита бюджетов следующих лет за счет масштабных заимствований. Здесь свободных внутренних финансовых ресурсов нет и не предвидится, получение займов от зарубежных частных инвесторов маловероятно из-за низкой инвестпривлекательности Украины и нарастания напряженности на международных финансовых рынках. Третий - сотрудничество с международными финансовыми организациями. Но МВФ и Мировой банк ломают голову над тем, как Испанию бы с Португалией спасти от дефолтов. Не до Украины! Тем более что власть нашей страны хронически не выполняет обязательства перед Фондом. Стоит добавить и то, что вследствие внутриполитических нюансов тот же ЕС отказался от финансирования ряда программ, реализуемых в Украине.
Теперь о реальных вариантах компенсации затрат. Их два. Первый - усиление фискального давления на все виды предпринимательства. Но бесконечно это длиться не может, потому что ресурсы отечественного бизнеса и без того почти исчерпаны.
Остается второй вариант - запуск печатного станка банкнотно-монетного двора НБУ с соответствующими последствиями для промпроизводства, курса гривни, финансовой системы, благосостояния граждан. Кстати, почему-то апологеты будущих успехов экономики Украины предпочитают не думать о том, что высокие государственные затраты на проведенную в Афинах летнюю Олимпиаду-2004 внесли ощутимый вклад в крах экономики Греции…
Людвиг Мизес
По материалам:
ВВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас