Луценко vs Украина — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Луценко vs Украина

Криминал
1343
Неоднократно критикуя особенности уголовного преследования оппозиционных политиков, Европа уже взялась и за юридическую сторону вопроса. 17 апреля в Страсбурге прошли слушания по первой жалобе "Луценко против Украины". Защита экс-министра в победе не сомневается, но какими могут быть ее последствия?
Пока суд – за дело…
С того момента, как украинская Фемида плотно взялась за рассмотрение уголовных дел против когда-то высокопоставленных представителей былой власти, оппозиционеры предупреждали, что каждый шаг отечественного правосудия обратит на себя внимание Запада. События последующих около полутора лет позволили дать оценку этому предположению. Регулярные критические заявления европейских и американских политиков, все более резкие резолюции ПАСЕ и Европарламента, промедление с парафированием Соглашения об ассоциации – политический "отклик" на происходящее в Украине было трудно не заметить. Но на такой сугубо политической ступени интерес к работе "избирательной юстиции" (пользуясь выражением зарубежных правозащитников) не остановился – в игру довольно быстро вступил Европейский суд по правам человека.
Обращение "подсудных" оппозиционеров в Страсбург – шаг более чем ожидаемый. Свои жалобы в Европейский суд по правам человека защита фигурантов громких процессов (в первую очередь – Юлии Тимошенко, Валерия Иващенко, Юрия Луценко) отправляла уже не раз и, вероятнее всего, останавливаться на "достигнутом" они не будут. Особенно если учесть, что пока уже поступившие жалобы ЕСПЧ достаточно оперативно как для структуры такого масштаба и загруженности принимал к рассмотрению и адресовал запросы украинским властям. А "пробным шаром" для ЕСПЧ, похоже, станет процесс "Луценко против Украины".
Суть претензий представителей бывшего главы МВД к украинскому государству касается нескольких моментов. Первую жалобу в Страсбург адвокаты экс-министра отправили в январе 2011 года – и в ней опротестовывалось взятие Юрия Луценко под стражу. Другая жалоба – на особенности лечения (или, вернее, нелечения) в стенах СИЗО отправилась во Францию в августе прошлого года, и именно ее, по словам защитников, признали первоочередной. И хотя до ее рассмотрения дело пока не дошло, 6 апреля Юрия Луценко все-таки перевели в больницу… Также еще летом 2011-го в планы защиты вошла жалоба на несправедливость суда в целом, но всерьез оспаривать приговор сторонники недавно осужденного на четыре года Луценко, скорее всего, смогут уже после того, как его дело пройдет апелляцию, а то и кассацию. Страсбург обычно предпочитает браться за те дела, по которым гарантированно нельзя добиться пересмотра в родных юридических пенатах…
Рассмотрение по первой по счету жалобе Юрия Луценко стартовало в Страсбурге 17 апреля. В этот день в суде прошли слушания по вопросу незаконности ареста и длительного (уже почти 16-месячного) содержания бывшего министра под стражей. Представители истца уверены, что обстоятельства ареста Луценко нарушили статьи 5 ("Право на свободу и личную неприкосновенность") и 6 ("Право на справедливое судебное разбирательство") Европейской конвенции о защите прав человека (на страже которой и стоит ЕСПЧ). Кроме того, сторона осужденного экс-министра убеждена, что суровая мера пресечения объясняется не опасностью самого Юрия Луценко и масштабами вменяемого ему преступления, а желанием воспрепятствовать его политической деятельности, то есть, арест вступает в противоречие с еще одной статьей конвенции – 18-й, запрещающей ограничения прав и свобод "для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены".
Быстро узнать, как именно к сути жалобы относится интернациональная коллегия судей, процедура не позволяет. После слушаний, на которых, к слову, Украину по долгу нынешней службы представляла основная претендентка на пост омбудсмена Валерия Лутковская, суд перешел к рассмотрению дела в закрытом режиме, итоги которого станут известны позже. Тем временем защитники Юрия Луценко в благополучном исходе дела не сомневаются. Правда, многое зависит от того, что именно стоит считать этим благополучным исходом.
Да не скоро дело делается?
Непосредственное влияние Европейского суда по правам человека на судьбы обращающихся в него людей безграничным назвать нельзя. Так, по сути ЕСПЧ не является кассационной инстанцией для государственной судебной системы, и отменить приговор национального суда он не может. Однако именно он оценивает, как соблюдаются права человека в государстве-ответчике, и соответственно, может не только назначить солидную компенсацию в пользу потерпевшей стороны, но и косвенно способствовать изменению ситуации – как частной, так и общей законодательной, когда после неблагоприятного для себя итога страны готовы пересмотреть не соотвествующие конвенции нормы. "Если Европейский суд по правам человека решит, что не был обеспечен справедливый суд, это станет основанием для дополнительного пересмотра приговора украинским судом", - так, например, на вопрос о возможности пересмотра вердикта по делу Юлии Тимошенко недавно отвечал министр юстиции Александр Лавринович.
Если ЕСПЧ сочтет жалобу против государства Украина необоснованной (а именно на этом настаивает представляющая правительство Валерия Лутковская) – на некоторое время негативная имиджевая нагрузка на Киев уменьшится, а представители правящего лагеря смогут с новой уверенностью возвращаться к теме "Все дело только в коррупции!". Правда, неизвестно, как надолго – громкие жалобы против Украины в Страсбурге пока только накапливаются, и возмущение "незаконным арестом" может оказаться еще не самой существенной.
Но и последствия благоприятного для истца рассмотрения первой жалобы "Луценко против Украины" пока оценить сложно. Особых надежд на отзывчивость отечественной судебной системы защитники не возлагают. "У меня нет больших надежд на то, что это заставит как-то изменить отношение украинской власти к арестованному Луценко", - предполагает один из адвокатов бывшего министра Алексей Баганец. Однако правозащитники допускают, что если затянувшийся арест Юрия Луценко будет признан нарушением конвенции – экс-глава МВД может на некоторое время выйти на свободу. "Это вполне возможно, если решение Европейского суда будет раньше, чем решение апелляционной инстанции (рассмотрение апелляции по делу Луценко планируется начать 15 мая, - "Подробности"). Но у меня есть в этом сомнения, что так будет", - не исключает председатель правления Украинского Хельсинского союза Евгений Захаров.
Защищая свои позиции в "деле об аресте", официальный Киев может не только опровергать претензии защиты, но и ссылаться на недавнее принятие Уголовного процессуального кодекса. Обновленный УПК и в самом деле несколько иначе регулирует "арестный" вопрос, вводя новые меры пресечения, вроде домашнего ареста и ограничивая сроки того же досудебного следствия, из-за затягивания которого украинцы могли проводить в СИЗО годы. Но пока он не вступил в силу (тем временем президент не спешит его даже подписывать) – гуманизация норм будет иметь, скорее, рекламный характер. Впрочем, попытки подправить репутацию Украине сейчас не повредили бы – ведь именно по имиджу государства, претендующего на звание правового, в первую очередь бьет рассмотрение жалоб оппозиционеров в ЕСПЧ.
Окружение бывшего министра в самой победе не сомневается. "Думаю, что у меня есть веские основания надеяться, что я выиграю этот иск. И вопрос не только во мне - абсолютное большинство украинских арестантов закрыто так же незаконно. Я хочу дать им прецедент отстаивания конституционных прав", - говорил в марте сам Юрий Луценко. Но удовлетворение его "антипротестных" претензий на первых порах не столько поможет в борьбе с незаконными арестами, сколько даст украинским оппозиционерам и их зарубежным сторонникам в руки очень убедительный в глазах Запада козырь. Более того, если Страсбург действительно найдет в действиях отечественной Фемиды посягательство на статью 18 Европейской конвенции о защите прав человека, правящему лагерю станет труднее бороться с подозрениями в политическом характере нынешних громких уголовных преследований. Что отразится не только на отношении к делу Луценко, но и, возможно, будущем других осужденных экс-чиновников - представителей предыдущей власти. "Даже если в соответствии с решением Евросуда Луценко завтра не окажется на свободе, то вся сделанная работа в рамках этого дела будет иметь большое значение для дела Тимошенко", - поясняет еще один адвокат Юрия Витальевича Валентина Теличенко.
Стоит предположить, что внимание Запада к вердикту Страсбурга будет велико. Европейские эксперты считают, что уже само только рассмотрение дело в суде по правам человека говорит "о большом интересе западной общественности к судьбе людей, несогласных с политикой сегодняшнего Киева", – убежден лидер европейской правозащитной организации "Движение солидарности", бельгийский юрист Клаус Хофф. О масштабах такого интереса позволяют судить и регулярные заявления представителей Брюсселя. "ЕС обеспокоен избирательным применением правосудия против членов бывшего правительства - бывшего премьер-министра Тимошенко и бывшего министра внутренних дел Луценко. Эти дела считаются главным препятствием на пути политической ассоциации Украины и ЕС... Они считаются главным камнем преткновения на пути к политической ассоциации и экономической интеграции", - напомнил в начале апреля посол ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. Потенциально неприятный для руководства Украины вывод Европейского суда вряд ли уменьшит беспокойство Брюсселя. А еще одно подтверждение существования серьезных проблем с обеспечением прав человека в Украине (а наше государство ответчиком в ЕСПЧ выступает регулярно), необязательно сразу и действенно отразится на судьбах этих конкретных людей. И если закрытая стадия рассмотрения жалобы экс-министра Страсбургом затянется, "мяч" в деле Луценко действительно перейдет на "поле" апелляционного суда. И кто знает, станет ли он ставить под сомнение приговор "печерских" коллег…
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас