Вынуть из тени


Вынуть из тени

Легализация лоббизма может сделать его более открытым и цивилизованным. Но в профильном законопроекте есть лазейки для сохранения теневого лоббирования. Проект нужно серьезно доработать, и тогда он может стать неплохим экономическим инструментом.

Как сообщили МинПрому источники в Верховной Раде, в ближайшее время может быть рассмотрен законопроект №7269 "О регулировании лоббистской деятельности", зарегистрированный еще осенью 2010 года. Автор документа - депутат-регионал Валерий Коновалюк. Проект может быть вынесен на рассмотрение в апреле, отмечают эксперты, и примерно тогда же вероятно его принятие в первом чтении.

Напомним, это далеко не первый такой законопроект в Украине. Так, еще весной 1999 года нардеп Игорь Шаров (один из лидеров тогдашней тигипковской "Трудовой Украины") подал в парламент проект закона "О лоббировании в Украине", где говорилось: "Лоббирование… направлено на влияние на депутатов, органы государственной власти и местного самоуправления, на должностных лиц. Осуществляется через личные встречи, письменные обращения, средства массовой информации и др.". А в конце того же года депутат Юрий Сахно (НДП) предложил ВР законопроект "О правовом статусе групп, объединенных общими интересами (лоббистских групп) в Верховной Раде Украины".

Подобный проект вносился и известным экономистом Игорем Грынивым ("О деятельности лоббистов в ВР Украины"). А в начале 2009 года была создана целая рабочая группа по разработке проекта закона "О лоббировании" во главе с тогдашним министром юстиции Николаем Онищуком и председателем промышленно-регуляторного комитета Рады Натальей Королевской.

На фоне мирового опыта

Детище Коновалюка стало последним по времени вариантом. По его словам, сейчас 100% народных депутатов работают лоббистами, в основном преследуя личные цели. "В обществе никто не сомневается в существовании лоббирования на всех уровнях власти", - уверен депутат. Эта цитата подтверждает негативное восприятие лоббизма в социуме. Однако в мире это понятие чаще всего не является ругательством.

Сам термин появился в ХІХ веке в США. И именно в Штатах в 1946 году принят первый в мире закон о лоббизме - Federal Regulation of Lobbying Act. Авторы этого документа, подобно отечественным нардепам, апеллировали к праву граждан обращаться в госорганы с жалобами. Согласно Акту лоббисты обязательно регистрируются у секретаря Сената и клерка Палаты представителей, сообщая при этом область своих интересов. Закон не ограничивает размер денег, которые можно затратить на лоббирование, но запрещено использовать федеральные средства. Кроме того, лоббисты 4 раза в год должны предоставлять государству финансовый отчет. В числе лоббистских структур - Торговая палата США, Национальная ассоциация производителей, Национальная ассоциация риэлтеров и др.

А в Германии нормы о лоббизме в 1972 году вошли в кодекс поведения члена бундестага и Положение о регистрации союзов и их представителей при бундестаге. Депутаты парламента могут за вознаграждение выносить на обсуждение постоянных комитетов те или иные вопросы, но обязаны заранее объявить о своей "заинтересованности". Кстати, рассматриваемый законопроект №7269 создан на основе Рекомендаций парламентской ассамблеи Совета Европы 1908 (2010) "Лоббирование в демократическом обществе (Европейский кодекс поведения при лоббировании)".

В России Минэкономразвития и Минюст должны до конца 2012 года подготовить предложения по формированию института лоббизма. Такое поручение есть в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-13 годах.

Наконец, известные украинские лоббисты прошлых лет - это экс-глава Администрации Президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук, нардеп Александр Волков, экс-представитель Президента в ВР Роман Бессмертный. Среди сегодняшних успешных лоббистов называют бенефициара компании "Укрподшипник" Сергея Клюева, бывшего владельца Укргазбанка Василия Горбаля, Королевскую и других.

О плюсах и минусах

В чем же позитив законодательной легализации лоббизма конкретно для нашей страны? Управляющий партнер адвокатской компании "Правочин" Александр Онищенко считает, что в глобально-социальном плане лоббисты - это посредники между общественностью и властью. "Оформление института лоббирования выгодно обществу, т.к. урегулирует сложную систему интересов и позволит легально отражать эти интересы в политических решениях. Если лоббизм будет выведен из тени, он даст антикоррупционный эффект: взятки и "откаты" приобретут форму формализованных выплат, и это оздоровит экономический и политический климат, сузит базу для коррупции, повысит доходность госбюджета", - констатирует специалист.

Коновалюк добавляет: намечено запретить лоббизм в Нацбанке, налоговой и таможенной службе, судах, силовых органах. При этом не смогут официально быть лоббистами политики, госслужащие, сотрудники государственных и коммунальных предприятий, а также ранее судимые. Для занятий лоббизмом физ- и юрлицам надо будет зарегистрироваться в национальном реестре лоббистов, получить соответствующее свидетельство и затем раз в квартал отчитываться о своей работе перед Минюстом. Зарегистрированные операторы, среди прочего, смогут получать в госорганах требуемую информацию.

Разработчики проекта полагают, кроме прочего, что он позволит гражданам четко видеть, какие силы и круги ответственны за то или иное решение. В любом случае закон не решит проблему полностью, но способен оздоровить ситуацию, допускает Онищенко.

Впрочем, начальник Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Василий Борденюк в комментарии утверждает, что не все так радужно. Так, предлагаемый закон не ограничивает работу незарегистрированных лоббистов, сохраняя для них статус-кво. По мнению Борденюка, в таком случае работать "в тени", как и сейчас, будет легче и выгоднее, чем и воспользуются заинтересованные стороны. Кроме того, лоббисты смогут заключать с заказчиком фиктивные договора или лоббировать не прописанные в них интересы (в т.ч. "теневым" образом).

Также в законе не ограничен гонорар за лоббистские услуги. И юрлицам запрещено относить на затраты сумму, израсходованную на лобби. Для физлиц же таких ограничений нет, и теоретически они могут списать подобные расходы на статью затрат и тем самым уклониться от налогов, поясняют юристы. А значит, легализованный лоббизм тоже можно будет использовать для "отмывания" капитала.

Но делать работу лоббистов более цивилизованной все равно нужно, уверены аналитики. По мнению политолога Виталия Кулика, данный законопроект можно рассматривать и в свете планов по легализации теневых капиталов. Но для этого, по оценке эксперта, законопроект надо встроить в общий контекст антикоррупционной реформы. А также изменить законодательство о статусе лиц, занимающих выборные должности, проработать механизмы лоббирования и т.п. И тогда новый документ можно будет использовать с целью повышения эффективности экономики Украины. Или, по крайней мере, пытаться это сделать.

Максим Полевой

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua