Много шума из-за чего? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Много шума из-за чего?

861
30 марта Украина и Евросоюз парафировали соглашение об ассоциации. Однако это еще не означает подписания соглашения. Для этого нашей стране предстоит проделать долгий путь.
Наконец-то согласовали
30 марта состоялось парафирование соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза. От Украины соответствующий документ подписал замминистра иностранных дел Павел Климкин, от ЕС - директор Европейской службы внешней деятельности по вопросам Восточного партнерства Мирослав Лайчак. "Соглашение касается не только сотрудничества как такового, оно будет касаться политической ассоциации и экономической интеграции. Т.е. фактически будущее соглашение определит рамки будущих реформ в Украине", - отметил Климкин. Ему вторит министр иностранных дел Константин Грищенко. "Именно эффективное выполнение соглашения в ближайшем будущем позволит ввести в Украине высокие стандарты европейской жизни и приблизиться в перспективе к полноправному членству в ЕС", - отмечает он.
Но что такое парафирование соглашения об ассоциации с ЕС, которое, по словам дипломатов, способно принести столь много хорошего нашей стране? В целом, парафирование – это согласование текста документа. После него в документ не должны вносить правки, а само соглашение передают на рассмотрение всем 27 странам-членам ЕС. Украинская сторона не раз заявляла, что процедура парафирования соглашение сильно затягивается. Но и после подписания обращает на себя внимание следующий факт – соглашение об ассоциации парафировано не полностью. В Брюсселе Климкин и Лайчак подписали политико-правовую часть документа. Вместе с тем, ту часть, в которой говорится об экономических перспективах сотрудничества (в частности, о Зоне свободной торговли) будут еще согласовывать. "Главы переговорных групп по ЗСТ подтвердили достигнутые 22 декабря 2011 договоренности относительно содержания ЗСТ и обязались завершить правовую экспертизу текста, включая технические приложения и протоколы", - говорится в сообщении украинского МИДа.
Впрочем, украинские дипломаты поясняют: согласование такого соглашения не быстрый процесс. "Соглашение об ассоциации Украины с ЕС состоит из около 1500 страниц, это 486 статей, сотни протоколов и приложений. Эксперты Еврокомиссии должны были неоднократно сверить текст, провести правовую и лингвистическую экспертизы. Это очень трудоемкий процесс и не удивительно, что на это требуется время", - цитирует LB.ua представителя Украины при Европейском союзе Константина Елисеева. "Ошибки в части об углубленной и всеобъемлющей Зоне свободной торговли непременно приведут к финансовым последствиями, поэтому эксперты очень внимательно до запятых и точек перепроверяют текст документа, от этого может зависеть смысл соглашения", - отмечает Елисеев.
Он привел в пример соглашение о Зоне свободной торговли между Евросоюзом и Республикой Корея. Переговоры о нем завершили в 2009 году, но сам документ подписали лишь в 2011-ом. "Сторонам понадобилось два года, чтобы выполнить все технические процедуры и представить документ на подписание", - говорит Елисеев. Помимо этого Елисеев рассказал, отчего парафирование соглашения заняло столько времени. "Украина и ЕС начинали переговоры и согласовывали отдельные положения до вступления в силу Лиссабонского договора, поэтому юристы ЕС вынуждены согласовывать положения Соглашения со статьями Лиссабонского договора", - отметил он. "Ее (Зоны свободной торговли. - Ред.) создание откроет европейский рынок для украинских товаров - и наоборот. Поэтому там должно быть все подробно записано - от химии и металла до пива и конфет",- поддерживает коллегу начальник департамента информации МИДа Олег Волошин. В комментарии "Коммерсанту" Волошин, кроме этого, подчеркивает, что, создавая зону свободной торговли с ЕС, Киев "не пытается ограничить себя от восточных партнеров". "Наоборот, мы хотим, чтобы зона свободной торговли и в СНГ скорее вступила в силу",- отметил Волошин.
Несмотря на все заверения украинских дипломатов, и оппозиция, и эксперты отмечают: даже полное парафирование соглашения об ассоциации еще ничего не значит. Это всего лишь согласование документа, а вот подписывать его или нет - страны ЕС еще не определились.
Евроскептицизм в действии
Парафирование соглашения об ассоциации еще не означает его подписания. Об этом Украину предупреждали неоднократно. Одним из таких предупреждений стала статья в New York Times, которую в начале марта написали главы внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Швеции, Чехии и Польши. В этой статье руководители МИДов отметили, что хотя граждане Украины и разделяют европейские ценности (значит – подписание соответствующего соглашения – дело времени), документ не будет подписан до тех пор, пока украинское правительство продолжает свою политику в отношении оппозиционеров. Одним из условий подписания соглашения иностранные дипломаты назвали допуск к выборам лидеров оппозиции. Министры отметили, что теперь слово за руководством нашей страны. Только от него будет зависеть, подпишут ли наконец этот многострадальный документ.
В целом же, страны ЕС очень осторожно относятся к каким бы то ни было соглашениям с Украиной, считают наблюдатели. "Чтобы ни говорили нам европейцы, но они уже положили Украину с ее евроинтеграционными лозунгами на дальнюю полку, рядом с Беларусью и другими странами, бесконечно далекими от европейских ценностей и бесконечно близкими к европейским границам. Вот такой парадокс - Европа - это все же не география. Это ценности и образ жизни", - пишет в своей колонке для "Левого берега" главный редактор и телеведущий канала TBi Виталий Портников. По его словам, "мы буквально бросились вдогонку за Россией и Беларусью, двинувшимися назад раньше нашего - и в своем нелепом стремлении одновременно остаться в средневековом прошлом и примкнуть к европейскому будущему рискуем вообще затеряться, перейти от движения вперед или назад на безостановочный бег по кругу". С ним солидарны и другие эксперты, которые уверены – окончательное парафирование всех без исключения частей документа – дело даже не завтрашнего дня. Как отметил глава правления общественной организации "Центр UA" Олег Рыбачук, в ближайшее время полного парафирования соглашения не будет. По его информации, речь идет "не о парафировании, а о частичном парафировании с договоренностью о полном парафировании где-то осенью". Да и после полного парафирования соглашения его вряд ли подпишут все страны ЕС. "Очевидно, подписания до парламентских выборов не будет. Второй момент: так как идут процессы внутри страны, пока еще не видно, чтобы это соглашение вступило в силу до президентских выборов 2015-го года", - говорит замдиректора Центра Разумкова Валерий Чалый.
Оппозиционные политики, в свою очередь, считают, что в том парафировании, которое состоялось 30 марта большая заслуга их сил. "Это стало возможно только благодаря консолидированной позиции оппозиционных сил: Тимошенко, Луценко из-за решетки призвали европейскую сторону парафировать настоящее соглашение. Виталий Кличко и Арсений Яценюк, как лидеры самых больших оппозиционных политических партий, также на всех переговорах с европейцами говорили, что это чрезвычайно важно", - отметила депутат от НУНС Ирина Геращенко, выступая в эфире 5-го канала. "Я в любом случае считаю, что сегодня очень важный день для Украины и для Европейского союза. На самом деле это не является победой власти. Это - победа евроинтеграционных сил в Украине", - отметила Геращенко. Более того, по ее словам в парафировании соглашения сыграли роль еще два важных фактора. "Это парафирование стало важным, потому что, первая причина, - европейцы очень экономные люди. Для них доллар - это уже деньги, евро - большие деньги, они вложили в настоящее соглашение массу своих сил, энергии и они просто не могут позволить себе все это выбросить. Поэтому для них так важно было настоящее соглашение парафировать", - отметила народный депутат. Второй фактор – желание показать России, что Украину в ее евроинтеграционных устремлениях поддерживают в ЕС. "Я лично, убеждена что Европейский союз это сделал сейчас накануне инаугурации Путина, для того, чтобы не дать возможность российскому президенту усилить давление на Украину, относительно ее втягивания в ЕврАзЭС, и чтобы это давление не увенчалось успехом. Возможно, это один из тормозов на изменение вектора", - сказала Геращенко. Впрочем, как уже было отмечено – в МИДе не считают, что европейский и евроазиатский вектор исключают друг друга. Но окончательное слово все равно останется за руководством Украины.
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас