Деньги из воздуха: готовы ли к Евро-2012 украинские аэропорты? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деньги из воздуха: готовы ли к Евро-2012 украинские аэропорты?

1693
До начала Евро-2012 осталось 133 дня. "Главред" решил проверить, насколько готова Украина к принятию чемпионата по футболу. В этой публикации мы расскажем о том, как обстоят дела с готовностью аэропортов, которые будут принимать иностранных гостей.
На днях в Международном аэропорту "Львов" (МА "Львов") открыли новый терминал. Борис Колесников, вице-премьер, курирующий вопросы транспорта, лично проинспектировал аэровокзальный комплекс: прогулялся по зонам таможенного и пограничного контролей, по залам регистрации пассажиров, где размещено 29 стоек для регистрации (девять на внутренние рейсы и 20 - на международные), посмотрел на зоны авиационной безопасности. "С новым терминалом культурная столица Украины будет выглядеть очень достойно. Никаких замечаний у меня нет, они будут тогда, когда терминал заработает. Сейчас все красиво, не хватает только общепита, магазинов и другой атрибутики", - подытожил он.
А замечания должны быть. Ведь модернизировать полностью Львовский аэропорт должны были еще два года назад. Но терминал сдали только на днях. А взлетно-посадочная полоса (ВПП) еще и вовсе не готова. Ее, скорее всего, сдадут впритык к самому чемпионату. Сейчас, из-за сильных морозов, строители не могут вести работы в полном объеме.
Сорванные сроки
Это не единственный аэропорт, в котором не закончены работы. Все воздушные ворота в городах, принимающих Евро-2012, за исключением МА "Харьков", имеют готовность не выше 80%. У Харьковских воздушных ворот готовность на уровне 100%: полтора года назад там сдали в эксплуатацию современный терминал, а осенью этого года достроили ВПП. Теперь аэропорт первой столицы может полноценно обслуживать иностранные рейсы.
А вот в Киеве - в главном аэропорту страны "Борисполе" - дела идут не так гладко. Строительство терминала F завершили в конце 2010 года, но в полную силу он заработал лишь в начале 2011 года.
Аналогичная ситуация с терминалом D, строящимся на заимствования от Japan Bank for International Cooperation. Объект должен был быть готов в 2008-м, однако фактические работы начались лишь летом 2009 года. Летом Борис Колесников уверял, что терминал сдадут нынешней осенью. На конец января 2012 года строительные работы так и не были завершены. Но даже если предположить, что стройку завершат в течение двух-трех недель, терминал все равно не будет сдан в эксплуатацию. Ведь там нужно будет провести еще отделочные работы. А это как минимум два месяца ударного труда.
Средними темпами продвигаются работы в аэропорту "Киев", больше известном жителям столицы как "Жуляны". В начале января этого года там только завершились работы по возведению коробки здания нового терминала. Сейчас внутри сооружения ведутся отделочные работы. Внутренние рейсы будут обслуживаться в старом терминале.
Впрочем, ВПП в "Жулянах" была сдана три года назад. Это значительно снижает риски этого аэропорта в вопросах принятия футбольных фанов.
Замыкает ряды отстающих МА "Донецк". Его должны были сдать ровно год назад, но работы по строительству идут до сих пор. Летом там сдали ВПП, но работы по возведению авиационных вокзалов еще не завершили. Сейчас там строят два терминала: новый (пропускной способностью 2 тыс. пассажиров в час) и временный (пропускной способностью 1 тыс. пассажиров в час). Также там реконструируется здание старого терминала.
Друзья и сметы
Причина медленных темпов - отсутствие нормального государственного контроля. Долгое время чиновники не могли определиться, кому же поручить строительство столь привлекательных объектов, устроив среди подрядных организаций настоящий конкурс на лучшего друга чиновника. На смену одним компаниям приходили другие. Строительство шло медленно, а сметы росли на глазах. Так, например, в марте 2010 года Кабинет министров отказался от услуг компании "Азовинтекс", подконтрольной украинским бизнесменам Сергею и Александру Тарутам, по реконструкции госпредприятия МА "Львов". На смену ей пришла компания "Альтком", которую связывают с именем Бориса Колесникова, курирующего вопросы инфраструктуры и транспорта. Сразу после этого Кабмин увеличил объемы финансирования (в 2,2 раза, до 2,196 млрд грн) и масштабы реконструкции. Причем траты продолжают увеличиваться. Например, при проектировании взлетно-посадочной полосы не учли, что подъездная дорога находится выше ее уровня и мешает заходу на посадку самолетов, поэтому надо еще потратить пару десятков миллионов на "опускание" дороги.
Такая же история с МА "Киев". В июне прошлого стало известно, что у ООО "Мастер-Авиа", которое в 2010 году получило в аренду на 49 лет "Киев", появился новый совладелец. Пятидесятипроцентную долю приобрела компания "Фриланс-Транс", связанная с депутатом Юрием Иванющенко. До этого ООО "Мастер-Авиа" связывали с именами киевских предпринимателей Андрея Иванова и Василия Хмельницкого. С приходом Иванющенко процесс строительства заметно ускорился. Например, ООО "Мастер-Авиа" целый год не могло решить вопрос о смене целевого назначения земельного участка площадью 15 гектаров, прилегающего к территории аэропорта. В июле проблему решили, и в Жулянах начали строить терминал.
Растут сметы и в главном аэропорту страны – МА "Борисполе". Так еще в 2008 году намечалось, что новый международный терминал F будет построен из легких конструкций, а обслуживать он будет чартерные рейсы и рейсы лоу-кост-авиакомпаний. Но планы поменялись. Начальный бюджет со времени проведения строительства терминала F вырос с 28 млн до 48 млн гривень. А сроки завершения строительства переносились восемь раз!
Пересмотрели чиновники планы и в отношении терминала D. Проект его строительства был подкорректирован правительством осенью. Благодаря внесенным изменениям новый терминал D сможет принимать не 1,5 тысячи пассажиров в час, как было запланировано ранее, а вдвое больше. Кроме того, добавлена возможность обслуживать не только международные, но и внутренние рейсы. Откорректированный проект также добавил в план будущего терминала создание автостоянки на 233 места и VIP-зоны.
Но самыми большими темпами растет смета строительства МА "Донецк". Только одна диспетчерская вышка подорожала с 120 млн до почти 180 млн грн.
Всего на реконструкцию донецкого аэропорта уже ушло более миллиарда государственных средств. Осенью 2011 года правительство в очередной раз пересмотрело смету на строительство этого аэропорта. С учетом последних поправок, сметная стоимость реконструкции аэропорта превысит 2,1 млрд грн, что сопоставимо с затратами на подготовку к Евро-2012 МА "Борисполь".
А вот в Харьковском аэропорту практически не было таких проблем: воздушные ворота были сданы в обещанный срок. И это легко объяснить: в 2007 году МА "Харьков" был передан в долгосрочную аренду ООО "НьюСистемс АМ", которую связывают с именами украинского и российского бизнесменов Александра Ярославского и Олега Дерипаски. Вполне естественно, что, вложив средства в модернизацию аэропорта, они внимательно следили, чтобы сметы без причин не росли, а деньги расходовались по назначению.
Светлана Еремина
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас