Путин и проблемы украинской культуры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Путин и проблемы украинской культуры

Энергетика
5962
Вот уже вторую неделю в нашем информационном пространстве главное место занимает тема отношений Украины и России.
Нет, разумеется, есть и другие важные события - те же ужасное ДТП в Луганске, кораблекрушение у берегов Италии, в которое попали наши соотечественники, или вечный сериал "Юлия Тимошенко в тюрьме". Но, тем не менее, разговоров о наших отношениях с соседом стало очень уж много, и это политическая проблема номер один. В начале прошлой недели все живо обсуждали слова главного санврача РФ Геннадия Онищенко об отечественной ветслужбе, которая якобы приравняла украинцев к животным. На смену им пришли громкие газовые заявления, с обеих сторон переходящие в угрозы, и признаки настоящей торговой войны
На фоне газа, труб, сыров и прочих сугубо материальных вопросов как-то потерялось еще одно, не менее важное заявление. И сделал его не какой-то там врач, пусть и главный, а сам Владимир Путин. Его слова были, с первого взгляда, очень конструктивными, даже добрыми. Рассказывая об обостренных торговых отношениях с Украиной, российский лидер вдруг отошел от жесткой риторики в стиле "вы нам денег должны" и "цену на газ не снизим", и призвал соседей к партнерству. Причем партнерству, которое, по его мнению, основывается на общности культуры - нашей и российской. А еще Путин (и это в то время, как другие чиновники бросаются громкими заявлениями!) призвал две страны открывать культурные центры. Как будто нет больше проблем. Кстати, уже через день наш премьер Николай Азаров тоже вдруг отвлекся от материальных вопросов и заявил, что с "русскими братьями" Украина воевать не должна. Конечно, низкую цену на газ мы хотим, но никакой войны допустить нельзя. Дивное для последнего времени согласие в высшем руководстве двух "братских государств"!
Вот только есть одна проблема. Фактически во все времена, а особенно в годы независимости, попытки найти общие украино-российские культурные корни ни к чему хорошему не приводили. Более того, будем честными, если уж кто-то временами и вел себя по-братски, так это Украина. Именно так, дружественно, мы отказались от ядерного оружия. Действительно, зачем оно нам, если у русских есть? Они же братья, защитят, если что. Очень конструктивно вели мы себя, когда сначала делили Черноморский флот, потом оставляли его в Крыму и продлевали срок аренды. Говорили при этом, что получили дешевый газ, но оказалось, что он у нас чуть ли не самый дорогой в мире.
А вот со стороны РФ, наоборот, мы много слышим о двух родственных народах. Только вот отношения, которого заслужил хороший, не бедный родич, все никак не можем получить. Правда, нужно признать, за последние годы уже украинская сторона сделала много шагов, которые дружественными никак не назовешь. Тут вам и герои Бандера с Шухевичем, и акцентирование внимания на вопросах Голодомора, и нежелание любой нашей власти (вполне оправданное) придавать русскому языку статус государственного, и многое другое.
Но важнее другое. Исторически все разговоры об общности культур Украины и России почти всегда приводили либо к притеснению одним "братским" народом другого, либо просто к скандалу. Не было в обозримом прошлом (княжескую Русь во внимание не принимаем, потому что ни о каких русских или украинцах тогда никто не слыхивал) хотя бы небольшого периода, когда эти культуры были бы равны. Всего лишь несколько примеров. Во времена Петра I, когда культурную погоду в Российской империи делали выходцы из украинских земель Феофан Прокопович сотоварищи, все свои знания они обращали на служение империи, а вовсе не на развитие какой-то там Украины. Чуть раньше, в конце 17 века, Русская церковь, получив полный контроль над украинским православием, очень многое поломала в его традициях и привнесла достаточно своего. Ну и не будем вспоминать разнообразные запреты на украинский язык, посаженных в российские тюрьмы украинских "митців" и прочее.
Вовсе не хочется повторять заезженный тезис о "душительнице" всего украинского России. Она на государственном уровне отстаивала свою, фактически титульную культуру, вот и все. Речь, прежде всего, о том, что все попытки объединить две культуры, найти их мифическую общую основу (славянскую ли, российскую, древнерусскую либо какую-то другую) практически всегда увенчивались крахом. И даже выдающиеся и просто талантливые украинцы, живя в Российской империи и пользуясь ее благами, отмежевывались от ее культуры. Тарас Шевченко жил в Петербурге, но писал множество антироссийских произведений, признаваясь, что просто не может этого не делать. Знаменитый историк Николай Костомаров в своем желании отделиться от российской культуры дошел до крайне сомнительных выводов о том, что русские, в отличие от украинцев, не любят природу и покорно принимают вещи, которые украинец (представитель южнорусской народности, если следовать терминологии автора) считает рабством.
Да и, если отвлечься от сугубо политических заявлений, вы не найдете ничего, что свидетельствовало бы о близком родстве украинцев и россиян. Да, русский язык - родной для многих наших соотечественников, но (доказано не одним социсследованием) считают его знаком принадлежности к культуре российской единицы. Исторический опыт у нас кардинально разный. РФ обладает типичной имперской историей, а Украина - это целая летопись расколов, отсутствия собственного государства и разрыва территорий между разными сверхдержавами. Отсюда и ОУН с Бандерой, УПА с Шухевичем и многое другое, что вошло в нашу память, но никогда не будет признано соседом. Самосознание современного украинца отлично от самосознания русского, что отобразилось и в политических традициях, и в том, как по-разному мы выходим на акции протеста, и во многом другом. Нет ни одной существенной зацепки, и потому особенно актуален вопрос, почему на уровне столь высоком, звучат заявления об общности культур?
Конечно, все можно объяснить постсоветским синдромом Владимира Путина. Он ведь публично сожалел о развале СССР. А тогда была натянутая (1991-й год показал), но все же крепко въевшаяся в головы идея общей культуры большого государства и всех его братских народов. Вот только, слушая и от российских, и от наших чиновников о двух братских народах, мне вспоминается один случай из жизни.
В детстве я довольно долго прожил в России, а после часто ездил туда в гости. И не было у многих моих тамошних знакомых темы любимее, чем рассказать о своем превосходстве, как граждан РФ. Все эти люди, кстати, тоже говорили, что культуры у нас общие. Вот только украинцы, по их мнению, были чем-то несовершенным, непонятно почему отколовшимся от Великой России. Откололись то вы зря, говорили мне. Дескать, и экономически ничего не достигли, и культуры у вас нет, и язык украинский смешной, и в истории вы никогда без нас ничего не значили. А заканчивались таки пассажи обычно заявлениями в стиле "Вы нам, конечно, братья, но только сидели бы, не рыпались, и вместе с нами были бы кем-то, а так, кто вы такие?.."
Очень хотелось бы, чтобы разговоры об общности культур на более высоком уровне к таким выводам не приводили. Вот только последние годы вызывают сомнение в том, что такое желание может иметь успех. И остается надеяться, что ни Путин, ни Азаров, ни другие сторонники общности наших культур, не забывали о том, что поиск общих корней в торговой или газовой войнах не поможет. А скорее может привести к новым конфликтам, ведь идеологии чаще намного более скандальны, чем экономические противоречия.
Родион Комаров
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас