Ввозите больше — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ввозите больше

Казна и Политика
3386
Контрабандистам сделали новогодний подарок - уже с середины января ответственность за экономические преступления будет декриминализована. Вместо уголовного наказания к нарушителям будут применяться санкции в размере 200-300% от стоимости нелегально провезенного через границу товара. Учитывая, что контрабанда позволяет сэкономить 30% стоимости товара, снижение ответственности приведет к росту ее объемов, опасаются эксперты. Однако государство преследует свой интерес - наполнить бюджет, ведь казна получит минимум 2 млрд грн.
Больше неопасно
С 17 января контрабанда товара через таможенную границу Украины не будет преследоваться как уголовно наказуемое преступление. За незаконный провоз товаров благодаря принятому в ноябре закону о гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, будет следовать административная ответственность - штраф в размере 100% от стоимости товара с полной его конфискацией. При повторном нарушении таможенных правил сумма штрафа удваивается. На уплату штрафов нарушителям отводится 3 месяца, в противном случае последует лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Как и прежде, аналогичный срок будут получать нелегальные перевозчики культурных ценностей, ядовитых и взрывоопасных веществ, радиоактивных материалов и оружия.
Проблема действующего законодательства заключается в том, что суды сейчас редко применяют наибольшую из предусмотренных мер наказания, выбирая штраф в размере от 500 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8,5 тыс.-17 тыс. грн) либо конфискацию контрабандного товара. "Как правило, ничего не конфискуют. В этой схеме может быть задействован судья, который имеет возможность наложить маленький штраф, а также следственные и таможенные органы. Это выгодно бизнесменам, которым гораздо дешевле не платить огромную пошлину, зная, что в суде они отделаются минимальной суммой",- говорил ранее советник президента-руководитель главного управления по вопросам судоустройства администрации президента Андрей Портнов. По данным Гостаможни, в 2011 году было возбуждено 363 уголовных дела на сумму 457 млн грн, в госбюджет поступило лишь 1,8 млн грн. В суд направлено 126 дел, но обвинительные приговоры вынесены по 88. Исходя из объема выявленной контрабанды в 1 млрд грн, новые правила обеспечат госбюджету ежегодно не менее 2 млрд грн.
Тень наступает
Эксперты отмечают, что сейчас даже угроза уголовного преследования не останавливает контрабандистов, поэтому в отдельных сегментах внешнеэкономической деятельности доля контрабанды достигает 30%. Наибольшее количество попыток незаконного перемещения фиксируется при импорте с целью уклонения от уплаты налогов: ввозных пошлин, НДС, акциза. Нелегальный экспорт встречается редко, так как при вывозе товары освобождены от налогообложения. "Объем потребления нелегальной табачной продукции интенсивно растет, хотя еще в июле 2010 года он не превышал 1,3%. Сейчас в некоторых регионах в тени находится более 15% рынка сигарет",- говорит региональный директор по соблюдению корпоративных норм (страны СНГ и Адриатики, Румыния) компании "JTI Украина" Дмитрий Редько. Нелегальный оборот табачных изделий в Украине оценивается в 10 млрд шт. при объеме потребления в 2010 году в 93,9 млрд шт. (доля - 10,6% при общемировом показателе 10%). Следует отметить, что в текущем году участники рынка прогнозируют его сокращение до 86 млрд шт.
Больше всего незаконно ввозимых табачных изделий выявляется на границах с Молдавией и Россией. По сравнению с 2010 годом объемы задержанного товара выросли в 2,5 раза по объему и в 3,6 раза по стоимости. "Основная причина незаконной торговли - экономическая выгода. В Украине самые высокие ставки акцизного сбора в СНГ. Доля акциза и НДС в цене сигарет составляет порядка 60%",- говорит менеджер по корпоративным коммуникациям "Филип Моррис Украина" Алексей Калиниченко. С 2008 года акциз повышался 8 раз, и сейчас налоговая нагрузка в Украине в 1,5 и 3 раза больше, чем в России и Молдавии соответственно. Из-за разницы в цене потребитель предпочитает покупать контрабандный товар или продукцию подпольных табачных цехов. В итоге в 39% торговых точек страны Госпотребстандарт обнаруживает контрабандные сигареты.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Вячеслав Сокерчак оценивает объем теневого рынка в 20-25%. Перечень ввозимого широк: в основном это подакцизные товары, а также продукция с высокой заградительной пошлиной. Алкогольные напитки (водка, коньяк, а также спирт) поставляются в основном из России и Приднестровья. "Ситуация спорная. Контрабанда как была, так и будет, но если раньше государство ничего не получало, то теперь будут доходы в виде штрафов",- отмечает представитель одного из производителей алкоголя.
Объем нелегального ввоза еще одного вида подакцизных товаров - нефтепродуктов - сравним с объемом их производства в Украине, говорит заместитель директора центра "Психея" Геннадий Рябцев. В 2010 году только контрабанда и фальсификат бензина А-95 составили 0,5 млн т. "А нелегальный ввоз дизеля сопоставим с ввозом бензина, особенно во время посевной кампании и сбора урожая",- отмечает он. Наибольшие поставки идут через восточные и южные области, поскольку из-за отсутствия учета и контроля на границе появляются "дыры". "Должен быть баланс нефтепродуктов и механизм контроля, чтобы учитывать, сколько завезено и сколько использовано. Если все сходится, то рынок легальный, если нет - то нужно проверять",- говорит эксперт. Улучшить ситуацию могло бы закрытие заправок, торгующих нелегальным бензином, или штрафы в 5-10% от оборота. "На многих АЗС чек за купленное топливо забираешь чуть ли не под давлением",- утверждает Сокерчак.
Среди популярных у контрабандистов групп товаров также одежда и обувь, которые выявляются на Львовской, Южной, Киевской региональной и Чопской таможнях. С начала года зафиксировано более 1,5 тыс. попыток ввоза этой продукции на сумму почти 42 млн грн. "Сейчас большинство ритейлеров импортируют продукцию цивилизованным способом. Но есть много мелких игроков, которые завозят товар, минуя таможню, и потом могут демпинговать",- говорит совладелец компании Maratex (ТМ Esprit, Peacoсks, Aldo) Дмитрий Ермоленко. По его словам, такие бизнесмены работают с прибыльностью в 5-7%, тогда как легальные импортеры - с нулевой или минимальной рентабельностью. Председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Валентина Изовит уверена, что одной из цепочек в контрабандных потоках являются предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения. Ведь конкуренцию украинским производителям в основном составляет продукция секонд-хенд. "Нужно ввести пошлину в $7-10/кг",- считает она.
Ситуация с контрабандой мяса почти не искажает внутренний рынок, поскольку нелегально ввезенная продукция продается по той же цене, что и легальная. Сейчас потребление мяса в Украине составляет 300 тыс. т в год, собственное производство - 150 тыс. т. Дефицит покрывается за счет импорта, в том числе нелегального. "Собственного мяса не хватает, нам нужно его ввозить. А если его ввозить правильно - с уплатой НДС и пошлин, то цена должна превышать нынешнюю оптовую цену. Если это не контрабанда в чистом виде, то уж точно "серый" импорт",- поясняет руководитель одного из производителей.
Будет больше
В Государственной таможенной службе считают, что декриминализация контрабанды увеличивает размер санкций, ведь суд обязан и назначить штраф, и конфисковать товар. Поэтому это должно стать мотивацией для потенциальных контрабандистов прекратить или сократить нелегальный ввоз товаров. Однако эксперты и официальные импортеры предупреждают, что послабление наказания станет стимулом для роста нелегального рынка. "Риски, связанные с незаконной торговлей сигаретами, меркнут на фоне возможной прибыли. Одну машину задержат, вторая пройдет. Преступник заплатит штраф за первую машину, а за счет второй получит четырехкратную прибыль. В некоторых странах задерживается 1-5% нелегального потока, вот вам и риск быть задержанным",- говорит Дмитрий Редько. При этом в международном праве подделка и контрабанда являются поводом для уголовного преследования. По данным Алексея Калиниченко, в странах ЕС применяется широкий спектр мер наказания за незаконную торговлю - например, в Италии штрафы достигают 450 тыс. евро.
Таможенные органы ЕС практикуют упрощенный контроль за перемещением товаров через границу. "Там невыгодно заниматься контрабандой, при этом никто не будет придирчиво "шманать" машину. У нас же по полтора месяца в портах не оформляют груз. Транзит уходит от нас в Новороссийск, Константу, Клайпеду, Батуми",- поясняет один из брокеров. "Необходимо, чтобы и у нас была простая процедура оформления, а не постоянные попытки завысить таможенную стоимость, применять индикативные цены и ставить их выше розничных",- соглашается господин Ермоленко. К тому же часто провоз контрабанды невозможен без участия таможенников. "В 90% случаев контрабанды замешаны чиновники, но доказать их причастность невозможно - требуется документированное подтверждение. Поэтому это квалифицируется как халатность или превышение служебных полномочий",- говорит один из брокеров.
Директор юркомпании "Правозащита Украина" (работает с брокерами по разрешению таможенных споров) Герман Таслицкий обращает внимание на то, что по новым нормам контрабанда и нарушение таможенных правил уравнены и влекут одинаковые штрафы: "Неточность в декларации как неумышленное действие и перевоз товара в тайнике как целенаправленное действие квалифицируются одинаково. Чтобы минимизировать риски и суммы штрафов, контрабандисты будут дробить партии товара. И в случае обнаружения только одной из них нарушитель заплатит меньше, отмечает юрист. Заработок, например, только на одной фуре дорогостоящей одежды оценивается в $100 тыс., при этом чистая выгода контрабандистов - порядка 30% всех требуемых налогов. "Пошлины на бензин в 182 евро/т или на дизель в 90 евро/т плюс НДС - вот финансовая выгода",- говорит Геннадий Рябцев.
Наталья Непряхина
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас