Труба зовет


Труба зовет

Спустя несколько дней после таинственных "газовых" переговоров Москвы и Киева рассекречивать их подробности начал украинский премьер. О грядущем пересмотре контрактов и возвращении к идее консорциума он уже заявил во всеуслышание. Но в России не спешат поддерживать настолько скорый оптимизм.

Скидка на скидку дает…

Известие о том, что долгожданный разговор руководства России и Украины о судьбах "газовых" контрактов все-таки состоялся (причем в "трехстороннем" формате), не могло в полной мере удовлетворить наблюдателей. В течение нескольких дней информационным итогом сентябрьской встречи Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным оставались скупо-оптимистичные заявления о достижении "существенного прогресса". Несмотря на то, что уже на следующий день, 25 сентября, "реализацию договоренностей" успели обсудить глава Минэнерго Украины Юрий Бойко и председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, подробности этих самых договоренностей продолжали быть неизвестны. Завесу тайны над произошедшим частично приподняли лишь заявления украинского премьера. И то - Москва подтвердила далеко не все озвученное.

Предварительные "постпереговорные" расклады предполагали, что после встречи 24 сентября затянувшийся было поиск "газового" компромисса сдвинулся с мертвой точки. Главным итогом фактически являлось сообщение о том, что уже знакомая рабочая группа вернется к интенсивным поискам удобного для всех решения, это решение будет обсуждаться на заседании межгосударственной комиссии, а затем - презентоваться 18 октября в рамках Регионального экономического форума в Донецке. И хотя до окончания переговоров еще, похоже, далеко, глава украинского правительства лучится оптимизмом. "Наконец достигнута договоренность с Российской Федерацией о пересмотре газовых контрактов. В рамках пересмотра контрактов состоится реструктуризация НАК "Нафтогаз України", - сообщил Николай Азаров 26 сентября. В течение двух дней премьер успел сообщить о том, что Россия готова обсуждать вопрос создания трехстороннего (Украина-Россия-ЕС) газового консорциума и рассказать о своих надеждах на то, что переговоры закончатся уже к концу октября, а газ по новой цене Украина начнет получать с начала следующего года. "В 2012 год мы должны войти с уверенностью по такому чрезвычайно важному показателю как цена на газ, условия поставки газа и транзит газа", - убежден Николай Янович.

Эффект от заявлений украинского премьера несколько подпортила реакция партнеров. "На данный момент никаких договоренностей об изменении условий контрактов между "Газпромом" и "Нафтогазом" нет. Вместе с тем, на переговорах, состоявшихся в минувшие выходные, позиции по вопросам газового сотрудничества удалось сблизить", - такими словами официальный представитель российской корпорации Сергей Куприянов откорректировал продемонстрированную Николаем Азаровым веру в непременный пересмотр контрактов. Немногим ранее по схожему поводу сдержанно высказался и сам Алексей Миллер. "Да, прогресс есть, но говорить о каких-то конкретных цифрах и параметрах сегодня рано. Скорее уместно говорить об общем видении подходов к рассмотрению и решению вопросов газового сотрудничества", - пояснил глава "Газпрома".

По неофициальной информации вопрос конкретных цифр может лежать в плоскости "Давайте обменяемся скидками". Слухи говорят о том, что Украина может снизить для России расценки на транзит "до себестоимости", за что в обмен получит неназванную скидку на газ, который используется для обеспечения бюджетных и социальных потребностей. Для украинской власти необходимость принимать решение по "газовым" и "газовоориентированным" (то есть - на тепло и горячую воду) тарифам стоит очень остро. Напомним, корреляции цен с действительностью давно требует МВФ. До недавних пор правительство уверяло, что приложит все возможное для того, чтобы не поднимать тарифы до конца года. Но к концу сентября "социальный" вице-премьер Сергей Тигипко признал: удержать планку, скорее всего, не удастся - но позже пояснил, что пока такое решение "никем не принято".

Удешевление хотя бы "социального" газа, возможно, послужило бы для Кабмина хорошим подспорьем. При этом стоит учитывать, что, по подсчетам экономистов, "коммунальные" потребности обходятся приблизительно 30 миллиардами кубометров. Тогда как традиционно считается, что на нужды населения и предприятий теплокоммунэнерго в первую очередь идет газ собственной добычи, которая составляет около 20 миллиардов "кубов" в год. Таким образом, одна только "социальность" возможного уговора потянет приблизительно лишь от трети до четверти (в зависимости от условий контрактов) объемов, закупаемых у России. А вот чувствительной к ценам на газ негосударственной промышленности, если слухи верны, пока на щедрость Москвы рассчитывать не стоит. При этом, обещая сделать России скидку на транзитные цены, которые и сейчас чаще всего не считаются рыночными, Киев может предпринимать попытку не только обменяться на первый взгляд взаимовыгодными уступками, но и получить некие гарантии дешевой прокачки российского газа по украинским трубам. С введением в эксплуатацию "Северного потока" транзитное будущее Украины выглядит менее радужно, чем десятилетие назад. Но, возможно, как раз эта проблема может решиться в рамках консорциума?

Будем дружить трубами?

Попытки заинтересовать партнеров украинской трубой руководство Украины предпринимало неоднократно. Можно допустить, что они служат своего рода альтернативой достопамятному "экспромту" Владимира Путина об объединении "Нафтогаза" и "Газпрома" на позициях, сформулировать которые двум странам за почти полтора года так толком и не удалось. Некоторые специалисты считают, что сам уже разговор о консорциуме вместо совместного предприятия, может внести в переговоры новую нотку. "Принципиальная позиция: ГТС отдается в управление, а не в собственность. Предложив такой вариант, мы уже можем рассчитывать на уступки в тех вопросах, которые важны для Украины. Это пересмотр формулы ценообразования на газ, гарантирование объемов транзита и модернизация ГТС", - полагает независимый эксперт Валентин Землянский. Но всех ли устроит такое обновление "принципиальной позиции"?

Идея о трехстороннем сотрудничестве вокруг украинской трубы не нова. Большим ее сторонником был второй президент. Во времена правления Леонида Кучмы, в 2002-2004 году, казалось, была уже достигнута принципиальная договоренность о создании консорциума с Россией и Украиной во главе и при участии Германии, а уже дальше - возможно и других стран ЕС. Но после победы Виктора Ющенко мысль о совместном управлении ГТС Украины перестала казаться Киеву привлекательной, и переговоры быстро сошли на нет. Правда, еще в бытность Виктора Андреевича президентом "модернизационный" меморандум между Украиной и ЕС допускал, что к реконструкции газотранспортной системы может быть привлечена и Россия. С приходом к власти Виктора Януковича идея о сотрудничестве с Кремлем заиграла новыми красками. Но вот трехсторонний вариант россиянам упорно не нравился.

Если в ходе переговоров с Виктором Януковичем Дмитрий Медведев и Владимир Путин и в самом деле согласились присмотреться к "тройной" версии (после всех заявлений о "белорусском варианте") - это можно было бы счесть успехом украинской стороны. Вот только при этом стоит учитывать, что пресловутый консорциум не так уж и просто организовать, да и всеобщие выгоды от его функционирования еще требуют доказательств.

Куда именно "позовет" партнеров украинская труба: как будет выглядеть гипотетический консорциум, на каком уровне (государства или компании) будут определены его участники, как распределятся между ними доли акций - пока непонятно. На сегодня предполагается, что при победе "компанейского" подхода с украинской стороны участие в консорциуме могла бы принимать отдельная газотранспортная компания, которая будет создана после реформирования "Нафтогаза" (не зря же премьер вспомнил о реорганизации НАК), с российской - "Газпром" или какая-либо из его дочек", а вот кто с европейской - неясно. Хотя решение поучаствовать в реконструкции украинской ГТС принималось на уровне Брюсселя, заранее неизвестно, в каком формате могло бы быть организовано представительство Евросоюза - наднациональной организации или все-таки одной из бизнес-структур…

В любом случае, стоит учитывать, что плотное сотрудничество с "Газпромом" может не слишком приятно сказаться на европейском будущем Украины в организационно-энергетическом смысле. Украина вошла в европейское энергетическое сообщество, на территории которого со сравнительно недавних пор действует так называемый "третий энергетический пакет". Нормы последнего предполагают отказ от "вертикальных монополий": компания-поставщик энергоносителей не может их транспортировать и владеть распределительными системами. Кроме того, помехой является украинское законодательство - как известно, изменения, позволяющие свободно манипулировать ГТС, пока еще приняты не были. Но с учетом нынешней чуткости отечественного парламента к пожеланиям президента и правительства, вряд ли это окажется серьезной проблемой.

Куда более серьезным предварительным затруднением выглядит определение степени целесообразности создания консорциума. Ища партнеров по управлению газотранспортной системой, Киев рассчитывает привлечь средства для ее модернизации и обеспечить себя гарантиями безоблачного транзитного будущего - как со стороны России-поставщика, так и Европы-потребителя. Но эксперты предупреждают, что потенциальные партнеры могут украинские цели и не разделять. "Эксплуатация ГТС приносит Украине 3 миллиарда долларов в год, а в случае создания консорциума доходами от ГТС нужно будет делиться. Вхождение в управление украинской трубой других субъектов как минимум коснется финансовой стороны вопроса. Есть чисто объективные интересы сторон: Россия заинтересована в уменьшении транспортной составляющей, а Украина - в прибыльности ГТС. Конфликт интересов гарантирован", - цитирует "ЛІГАБізнесІнформ" слова ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Сергея Дяченко.

Одновременно не следует забывать о том, как активно Россия в последние годы раскладывает транзитные "яйца" по разным корзинам. Чем явственнее альтернатива украинской трубе, тем меньше ее ценность. "Россия была очень заинтересована в консорциуме в 2003 году, тогда соглашались на трехсторонний дележ акций, в том числе с участием своих партнеров на Западе. Сейчас, по мере открытия новых потоков в обход Украины, этот интерес снижается", - допускает директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. Киев всячески старается возродить интерес Кремля к своей газотранспортной системе. "Мы убеждаем российское руководство и руководство ЕС, что нет ничего более надежного, чем наша ГТС, которая способна при небольшой относительно реконструкции, модернизации поставлять в Европу более 200 миллиардов кубометров газа (при нынешней прокачке порядка 100-120 миллиардов, - "Подробности"), полностью и надежно покрывать потребности Европы", - еще в июне уверял премьер. Правда, "небольшая относительно реконструкция" - по подсчетам того же правительства, перспектива приблизительно десятилетнего масштаба. Тем временем Россия дала старт работе "Северного потока" и неоднократно заявляла, что не готова из лояльности к Украине отказываться от "Южного". При этом украинская газотранспортная система все еще сохраняет интересные для партнеров "качества": она уже работает, а ее реконструкция - не самое дорогое "удовольствие" из возможных - да и привлекательность для "Газпрома" системы украинских подземных газовых хранилищ тоже нужно учитывать. Тем не менее, достигнуть баланса взаимовыгодных отношений внутри консорциума его потенциальным участникам (причем не двоим, как того хотелось было бы России, а троим) было бы непросто. Особенно, если кто-либо из них в этом не слишком заинтересован. Двадцать седьмого сентября, говоря о том, что "Газпром", открыт к диалогу и поиску компромиссов", Алексей Миллер сообщил: идея о консорциуме "не относится к числу приоритетных". И если Москву украинская ГТС в формате "на троих" в самом деле не интересует, о чем же все-таки договорились два президента и один премьер?..

Ксения Сокульская

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Цена на российский газ
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua