Новые инициативы Кабмина приведут к дефициту бензина? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новые инициативы Кабмина приведут к дефициту бензина?

Энергетика
1043
Инициатива представителей украинских НПЗ о введении квот на импорт нефтепродуктов для защиты национальных производителей, озвученная 6 сентября на заседании межведомственной комиссии по международной торговле, нашла поддержку в Министерстве энергетики и угольной промышленности. Какие последствия она будет иметь для автолюбителей в случае принятия, издание узнало с помощью экспертов.
Директор группы консалтинговых компаний "А-95" Сергей Куюн считает, что идея нефтепереработчиков по сути ничем не отличается от их предыдущего предложения о введении пошлин на импорт нефтепродуктов. По его словам, принятие правительством соответствующего решения неизбежно приведет к росту цен на нефтепродукты.
"Сама практика нетарифной защиты внутреннего производителя, к которой относится квотирование импорта определенных видов продукции, направлена на повышение рентабельности работы внутреннего производителя путем повышения цен", - сказал С.Куюн.
Он также отметил, что владельцы украинских НПЗ на протяжении 20 лет независимости Украины вкладывали очень ограниченные объемы средств в модернизацию производственных мощностей.
"Поэтому теперь они, их продукция, стали неконкурентоспособными даже по сравнению с соседними странами, не только с Евросоюзом. По сути, предлагается с помощью государства, регулирования, решить проблему инвестирования в НПЗ за счет потребителей. Так проще - зачем рисковать, вкладывать средства в модернизацию, если можно поднять цены?", - подчеркнул эксперт.
По его расчетам, в случае введения квот на импорт нефтепродуктов по дизельному топливу НПЗ смогут закрыть потребности рынка за счет собственного производства, а по бензину возникнет дефицит.
"При этом мы еще должны понимать, кого мы защищаем. Вот российская компания ТНК-ВР владеет Лисичанским НПЗ - это что, отечественный производитель? Такими действиями (министр Юрий) Бойко и Минэнерго посадят Украину кроме газовой еще и на нефтяную иглу. Мы соскочили с этой иглы в 2005 году, когда отменили пошлины на импорт нефтепродуктов. Сейчас у нас, условно говоря, 15 источников поступления, а если ввести квоты, останется 3, из них 2 - российские", - заявил глава группы компаний "А-95".
По его мнению, в настоящее время украинский рынок нефтепродуктов оптимально сбалансирован и диверсифицирован.
"Вот летом Лисичанский НПЗ резко развернул свои поставки на Россию и что, рынок зашатался? Нет. Увеличились поставки по импорту. Вообще нефтетрейдеры могут взять столько доли рынка, сколько им позволяет производитель, не больше", - сказал эксперт.
Он так же отметил, что введение квот на импорт нефтепродуктов будет иметь негативные последствия для международной торговли Украины.
"Это и ВТО, и Евросоюз, и Россия. С их стороны уже прозвучали жесткие заявления и думаю, они введут в таком случае ответные защитные меры на украинскую продукцию, чтобы компенсировать потери своих экспортеров. Это тоже обычная практика", - пояснил С.Куюн.
Член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Сергей Пашинский выразил мнение, что данная инициатива приведет к увеличению коррупции в сфере госрегулирования.
"Кто будет определять размер квоты и кому ее предоставить? Чиновники. И на ту сумму "откатов", которые им придется давать, и вырастет цена на бензин и дизтопливо для потребителей. Это из их кармана деньги заберут, вспомните, как это было, когда у нас уже вводили квоты на экспорт зерновых, на сахар", - сказал он.
С.Пашинский также предположил, что дефицит нефтепродуктов Украине тем не менее не угрожает. "Они просто тихонько увеличат импортные квоты нефтетрейдерам на тот объем, который недопоставят НПЗ. И возьмут за это еще деньги. Там, где квоты, там и коррупция", - подчеркнул член комитета ВР по ТЭК.
Он также отметил, что рынок нуждается в стабильных и прогнозируемых правилах игры. "Если каждые 3 месяца меняется ситуация, то квоты, то "Ливела", не знаешь, что будет завтра, то как можно планировать инвестиции?", - пояснил депутат.
Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук отметил, что инициатива о введении квот на импорт нефтепродуктов была озвучена представителями Минэнергоугля после того, как они не смогли представить на заседании межведомственной комиссии по международной торговле доказательств экономического ущерба, нанесенного НПЗ действиями нефтетрейдеров.
"Для чего они хотят ввести эти квоты, я не очень понимаю. Если это будет так же, как ранее ввели заградительные пошлины на импортный сжиженный газ и теперь у нас есть один монополист, ДК "Укргазодобыча", которая получает маржу по 1000 долл./тонн - то так и будет. За собственные просчеты хотят заставить заплатить народ. При этом собственные интересы, интересы коррумпированных чиновников пытаются выдать за интересы государства", - сказал он.
По мнению Л.Косянчука, квотирование импорта нефтепродуктов приведет к их недостатку и "автоматически поднимет цены на внутреннем рынке". Поэтому такая серьезная инициатива должна предварительно быть вынесена на публичную дискуссию.
"Ее надо хотя бы рассмотреть сначала на общественном совете профильного министерства, посмотреть, как это согласуется с законодательством ВТО, а не просто взять и принять. Иначе я думаю, что потом распределять квоты будет Печерский районный суд (Киева)", - подчеркнул он.
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас