Первый этап административной реформы стал комом — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Первый этап административной реформы стал комом

3663
Сначала уволить. Потом подумать, кого не нужно было увольнять. Сначала создать министерство, затем - придумать ему нужные функции. Первый этап административной реформы стал комом, и этот ком может накрыть с головой всю страну.
Для проведения первого этапа административной реформы президенту Виктору Януковичу понадобилось всего 30 минут. Чтобы привести в порядок работу государственных органов, Украине теперь потребуется по меньшей мере два года. Когда в ночь с 16 на 17 декабря Янукович поставил свою подпись под Указом №1085/2010 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", он, по-видимому, рассчитывал, что реформа будет болезненной, но быстрой операцией на бюрократическом теле страны.
В действительности же оказалось, что президент начал "отрезать хвост по кусочкам". В результате не только сотни тысяч государственных служащих оказались под угрозой увольнения. Реформа может сделать и без того неповоротливые госорганы еще медлительнее и слабее.
Позитивные изменения
"Я всегда говорил, что комитет не нужен, что это надуманная структура", - написал в своем блоге Михаил Бродский, экс-глава Государственного комитета по вопросам предпринимательства. Проснувшись утром 17 декабря уже, по сути, безработным, как и еще с десяток его коллег, Бродский попытался сохранять оптимизм и спокойствие.
Впрочем, это спокойствие выглядит несколько наигранным. Скорость, с которой проводились изменения, шокировала многих, но еще больший фурор произвели сами преобразования. Из 111 органов центральной исполнительной власти президент сохранил жизнь лишь 64-м; большинство из них были реформированы или введены в состав других министерств и ведомств. Полностью "под нож", кроме комитета Бродского, попали еще четыре госоргана.
Если до реформы в системе государственной власти, кроме министерств, существовали по меньшей мере восемь различных типов госорганов, то админреформа сократила их число до пяти (служба, инспекция, агентство, независимые регуляторы и органы со специальным статусом). Количество министерств также было сокращено с двадцати до шестнадцати, восемь министров уволены. Наконец, под сокращение попали 30% госслужащих - на столько президент постановил уменьшить численность чиновников оставшихся ведомств.
Первый этап реформы должен убить сразу двух зайцев. Во-первых, улучшить ситуацию с бюрократией и с тем, что сегодня страной правят люди, а не законы. Во-вторых, сэкономить бюджетные средства.
Частично цели достигнуты. Экс-министр финансов Виктор Пинзеник в одной из публикаций сетовал на то, что в условиях, когда налоговая и таможенная администрации не подчинены Министерству финансов, этот госорган является рабочим без молотка. Его пожелание было частично учтено: теперь обе администрации переименованы в службы и подчинены Минфину (правда, их руководителей будет назначать президент). Реформа сократила количество организаций, чьи функции дублируются, и улучшила систему управления внутри правительства. С полсотни других органов исполнительной власти также поменяли свой статус. В результате теперь в Украине институционально выделены те органы, которые будут наделены контрольно-надзорными функциями (инспекции), и те, которые должны осуществлять управление объектами государственной собственности (агентства).
Кроме того, только за счет оптимизации системы органов власти, надеется президент, экономия бюджета составит около 1 млрд. грн. Зарплаты в госсекторе составляют 25% всех расходов бюджета, подсчитали в ИК "Тройка Диалог". Это ограничивает возможности финансирования капитальных вложений. В свою очередь, сокращение расходов на госаппарат поможет сократить долю потребления в государственных расходах Украины и благодаря этому увеличить объем госинвестиций. Но дальше плюсы реформы бледнеют под напором ее очевидных минусов.
"Реформа близка к анархии"
Такой вывод сделал один из сотрудников Министерства юстиции через неделю после того, как первый транш административной реформы был выдан на суд народа. Несмотря на очевидные плюсы, хорошую идею административной реформы опять грозит похоронить плохая реализация.
"Поначалу нужно было утвердить соответствующую концепцию (реформы). Затем принять базовый закон о министерствах и прочих центральных органах исполнительной власти", - говорит Игорь Колиушко, директор Центра политико-правовых реформ. Это сделало бы реформу понятной для населения, а главное - для чиновников, попавших сейчас под удар. Но президент Янукович решил строить дом не с фундамента, а сразу с крыши. Подписав Указ №1085, он отложил вопрос разработки и разграничений функций на потом, начав реформу с "приятной" новости для сотрудников Министерства ЖКХ, Минпромполитики и Министерства молодежи и спорта о том, что рабочих мест они теперь лишились. На месте их прежних госорганизаций образовались новые ведомства.
Сайт Министерства социальной политики и труда отреагировал на изменения одним из первых: его веб-страница была сразу же переименована (теперь это Министерство социальной политики), а на заглавной странице красуется фотография нового главы Сергея Тигипко. Но проблема в том, что теперь в Украине появился сразу целый ряд новых министерств, функции которых еще не прописаны и не разграничены. И есть целый ряд ликвидированных организаций, сотрудники которых не знают, будут ли они переведены под управление других ведомств или же просто уволены. В Указе президента говорится, что новые функции центральных органов власти должны быть разработаны в течение двух месяцев. После этого, по оценкам экспертов, на юридическую реорганизацию всех министерств может понадобиться еще до шести месяцев.
Результат вызванной скоропалительной реформой неопределенности можно было прочитать на лице любого чиновника любого ведомства уже на следующий день после опубликования Указа №1085. В ликвидированном Министерстве промышленной политики, к примеру, его сотрудники вместо выполнения своих обязанностей целыми днями делились своими соображениями относительно того, что их ждет дальше. То же - и в Государственной пограничной службе, и в Главгосслужбе (которая, кстати, разработала первый из проектов административной реформы, опубликовав его еще весной 2010 года). Работа во многих министерствах и ведомствах практически остановилась.
Таким нехитрым способом реформа, которую все ждали почти десять лет, сразу повела поезд государственной службы под откос. Но даже если закрыть глаза на то, каким образом проводится админреформа, не видеть того, что она буквально пропитана недоработками, нельзя.
Одна из них - излишняя централизация власти. Реформа придала всем органам исполнительной власти статус центральных. Это значит, что их руководителей в соответствии с Конституцией по представлению премьер-министра будет назначать президент. Виктор Пинзеник считает, что это - шаг в сторону от эффективности власти. "Всех руководителей правительственных органов, замминистров должны назначать министры. Невозможно отвечать за дело, если у вас нет возможности подбирать людей".
Кроме того, заявления - заявлениями, но в проекте бюджета 2011 года предусмотрено не сокращение, а наоборот, увеличение расходов на содержание госаппарата. Так, на обеспечение деятельности президента, Верховной Рады и Кабмина в 2011 году будет выделено 2,44 млрд. грн., больше тратили только в докризисном 2007 году - 2,52 млрд. грн. Правительственный законопроект в распределении доходов предусматривает старую структуру центральных органов власти.
Ирина Пионтковская, экономист ИК "Тройка Диалог Украина", считает, что уже в начале 2011 года бюджет будет корректироваться, чтобы отобразить результаты админреформы. Хотя, будь мы, скажем, в какой-нибудь Грузии, даже повышение расходов на госаппарат не сильно противоречило бы идее админреформы. Когда там проводили административную реформу, то не только сократили количество госслужащих вдвое, но и в разы повысили зарплаты оставшимся (иногда, как в случае с МВД, сразу в 10 раз). Повышение зарплат должно было отбить у чиновников тягу к взяткам (и это удалось сделать). В концепции административной реформы Украины также говорится, что в течение 2011-2017 годов должностные оклады госслужащих будут повышены до уровня, "близкого к среднерыночному". Но пока ни в одном из министерств (и тем более служб, попавших под сокращение), об увеличении зарплат не слышали. "Если треть служащих сократить, но две трети будут продолжать делать ту же работу за те же деньги, - то какой смысл в такой административной реформе?" - говорит Вера Нанивская, директор Международного центра перспективных исследований, в своей статье в "Зеркале недели".
Зато вечером 14 декабря по всем министерствам разослали Постановление Кабинета Министров №1128, которое стало второй шокирующей новостью для сотрудников госслужб. Кабмин распорядился не меньше чем на 30% сократить количество своих служащих. Но оказалось, что пострадают в первую очередь рядовые сотрудники. Для "руководящих кадров" и глав департаментов из указа президента сделали лазейку. Даже если формально они будут переведены на более низкую должность или в другое ведомство, получать они будут свой старый оклад.
"Это сделано из лучших побуждений. В правительстве и без того работает мало светлых голов, и если из-за реформы их переведут на более низкие должности - и, соответственно, более низкую зарплату, они просто уйдут с госслужбы, - объясняет собеседник из Министерства юстиции (прокомментировать постановление в "ответственных" Министерстве финансов и Минсоцполитики не смогли). - Законопроект дает минимальную гарантию того, что хотя бы финансово от перестановок эти светлые головы не останутся в проигрыше". Возможно, и так. Но под категорию "руководящих кадров" записать при желании можно любого. А значит, любопытное постановление дает свободу маневра для коррупционеров. Зато документ вовсе не решает проблему материальной мотивации: оклад зачастую составляет меньше половины зарплаты госчиновников, большая же часть начисляется в виде премий, но об их сохранении речь как раз и не идет.
О коррупционерах вообще хорошо "позаботились". Хотя реформа и ликвидировала большинство инстанций, дублирующих функции одна другой, но сделала свое дело не до конца. Скажем, вопросами паспортного контроля по-прежнему будут заниматься не одно, а сразу три ведомства: МВД, Пограничная служба и частично - Минюст; Секретариат Кабмина и дальше будет дублировать само правительство. Кстати, госслужбы по-прежнему будут объединять функции по предоставлению административных услуг и упомянутые контрольно-надзорные функции, которые вообще-то относятся к инспекциям. "То есть институциональный конфликт интересов, который, кстати, содержит самую большую коррупционную составляющую, сохраняется", - говорит Игорь Колиушко.
При этом реформаторы не тронули Администрацию президента Украины и ряд других ведомств. Общее число сотрудников администрации (424 человека) сразу было названо "граничным" - то есть таковым, которое сокращению не подлежит. Но Остап Семерак, народный депутат от БЮТ, напоминает о том, что у главы администрации Сергея Левочкина сейчас семь заместителей, часть из которых являются народными депутатами, а значит, получают двойную зарплату.
Следует отметить, что реформа ликвидировала не только те организации, которые, по сути, не выполняют никаких неправительственных функций (как, к примеру, Госслужба заповедного дела), но и ряд полезных органов. "Полностью ликвидируется Госкомрелигий (Государственная комиссия по делам национальностей и религий), и ее функции никем и нигде больше не будут дублироваться", - возмущается Ольга Бондан, член Комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления. Она опасается, что это приведет к ухудшению ситуации с защитой свободы совести в стране. Другой пострадавший - Государственный департамент по адаптации законодательства, который занимался в том числе переговорами о заключении соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
Вице-премьер, а теперь и министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что ни под одного из сокращенных не будут создаваться новые ведомства. Но ценные сотрудники будут переведены в профильные министерства. "Ему (Министерству экономического развития и торговли) переданы функции Госкомпредпринимательства, а значит, будут нужны и наши специалисты", - написал, к примеру, в своем блоге Михайл Бродский, глава ликвидированного комитета. А Игорь Колиушко напоминает, что количество именно центральных органов исполнительной власти (кроме министерств) не сокращается, а наоборот, увеличивается: с примерно 45 до 56 упомянутых в указе.
Другими словами, пока реформаторы не смогли обеспечить более-менее спокойный переход работы исполнительной власти на новые рельсы (и даже рельсов этих еще нет).
Революция в головах
Станет ли административная реформа трагедией или только мелодрамой, сказать можно будет позже. Сейчас Янукович готовит к представлению в ВР проекты законов о государственной службе, о центральных органах исполнительной власти, о национальных регуляторах, а также изменениях в закон о Кабинете Министров Украины. Затем в течение последующих двух месяцев на стол президенту должны лечь постановления о функциях новых ведомств.
О деталях пока неизвестно. Ответственная за реформы Ирина Акимова не смогла прокомментировать вопросы ввиду своей занятости. С планами реализации остальных 18 реформ, намеченных Комитетом экономических реформ во главе с ней, можно ознакомиться на официальном сайте президента. Об административных изменениях не сказано даже слова. В Фонде "Эффективное управление", который называют другим автором реформы, одиозный пакет документов комментировать наотрез отказались.
Пролить свет на будущее смог лишь министр юстиции Александр Лавринович. В интервью "Зеркалу недели" он рассказал, что на втором этапе реформы глобальный сдвиг ожидает еще ряд ведомств и органы местной власти. Озвученная на последнем заседании Совета регионов рекомендация президента сократить штат на местах уже подействовала на мэров и губернаторов просто как руководство к действию. Глава Луганского облсовета Валерий Голенко рассказал, к примеру, что в бюджете области на 2011 год сокращение луганских чиновников на нужные 30% будет уже учтено. Хотя, исходя из заявлений министра юстиции, второй этап реформы в один год не уложится. "Это (завершающий этап реформы) задача не на следующий год", - сказал Лавринович.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас