Сжиженный газ проигрывает бензину — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сжиженный газ проигрывает бензину

Энергетика
2072
Эксперты и участники рынка отмечают, что за последние месяцы объемы реализации сжиженного газа уменьшились в три раза, и не исключают дальнейшего уменьшения его производства нашими предприятиями.
Основной причиной дестабилизации рынка сжиженного газа эксперты называют обвал цен на черное золото. Подешевевшие традиционные нефтепродукты отобрали у пропан-бутановых смесей одно из их главных преимуществ - ценовое. В прошлом году на фоне дорожающих бензинов и дизтоплива все больше автолюбителей решались переоборудовать свои авто под сжиженный газ. При ценовой разнице почти в 4 грн. срок окупаемости такой переделки был сравнительно невелик. На волне этого прошлогоднего ажиотажа количество оборудованных газораздаточными колонками АЗС перевалило за 1,3 тыс., а доля автомобилей, которые могут ездить на газе, достигла в некоторых областях 16%. Учитывая такой стремительный рост, многие операторы нефтерынка взялись развивать это направление. "В 2008 г. мы почти в два раза увеличили количество АГЗП - до 103 модулей в сети под брендом "ОККО". В эксплуатацию были введены 44 АГЗП",- отмечают в концерне "Галнефтегаз".
Но после падения цен на нефтепродукты и операторы, и наблюдатели рынка стали отмечать, что спрос на это более экологичное и дешевое топливо, даже с учетом традиционного сезонного затишья, сокращается быстрыми темпами: "Спрос упал на 15% только за последние два месяца",- констатирует старший менеджер отдела оптовых продаж компании "Газовик" Алла Ковтун. В то же время эксперты фиксируют еще большее проседание рынка: "Объемы реализации сжиженного газа сократились втрое. При этом впервые за историю рынка сжиженного газа его стоимость упала ниже метана - до 2,40 грн. за 1 л",- говорит замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Даже несмотря на то что стоимость бензинов после ценового дна в конце прошлого года снова выросла (из-за повышения акцизов), ситуация с потреблением сжиженного газа пока не улучшается. "На пути развития рынка стоит и то, что законодательство не предусматривает никаких льгот при перерегистрации переоборудованного авто, да и вложенные в такую трансформацию средства окупаются теперь дольше - благодаря девальвации гривни стоимость такого мероприятия существенно выросла",- рассуждает Рябцев.
Отсутствие поддержки развития рынка сжиженного газа на государственном уровне привело к тому, что наши предприятия стали сокращать выпуск этого топлива. НПЗ уменьшают производство сжиженного газа - как из-за общего падения объемов переработки, так и ввиду того, что внутренний рынок этого топлива не растет, а его экспорт облагается пошлиной. Из-за уменьшения добычи нефти и газового конденсата стали выпускать меньше этого топлива и предприятия "Нефтегаза Украины".
Тем не менее, операторы рынка стараются не отказываться от планов развития этого направления. "Галнефтегаз" намерен в этом году обзавестись еще 40 газовыми модулями. Не отказываются от освоения внутреннего рынка газа и в "ТНК-ВР Коммерс", которой сейчас принадлежит лишь восемь станций, торгующих газом. Летом прошлого года в компании заявляли, что активно готовятся в 2009 г. начать строительство и покупку газовых хранилищ, газовозов и т.д. "Мы не отказываемся от планов освоения отечественного сегмента сжиженного газа. Другое дело, что текущая экономическая ситуация вносит свои коррективы",- утверждают в "ТНК-ВР Коммерс", но пока не конкретизируют свои намерения.
Впрочем, некоторые участники рынка настроены более оптимистично: "Сжиженный газ становится потенциально привлекательным для потребителя, если его цена составляет 60% от стоимости бензина А-95. Сейчас стоимость сжиженного газа составляет 45-50% от цены 95-го бензина с учетом нового акциза. Если эта ценовая пропорция сохранится - потребление газа обязательно вырастет",- прогнозируют аналитики концерна "Галнефтегаз".
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас