Как война повлияла на сбережения украинских детей (исследование)
Во время войны большинство украинских детей всех возрастов начали копить на благотворительность и помощь ВСУ и волонтерам. Собственные нужды с первого места опустились на второе, их доля уменьшилась в 6 раз.
Об этом сообщает «Талан» — центр финансовых знаний Национального банка Украины.
В конце прошлого года Национальный банк Украины проводил конкурс видеоработ для детей под названием «На что я буду собирать деньги после Победы?». Всего в конкурсе приняли участие 188 детей, из которых 115 девочек (или 61%) и 73 мальчика (или 39%).
Отношение к сбережениям и приоритетные направления до войны
Топ три направления сбережений до войны:
- собственные нужды — 51%;
- обучение — 28%;
- путешествия — 7%.
Также присутствуют такие направления как благотворительность и домашний питомец — по 4%, небольшой процент опрашиваемых собирали на собственный бизнес (2%), это студенты. Следует отметить, что 4% респондентов не делали сбережений вообще.
Отношение к сбережениям и приоритетные направления во время войны
Топ три направления сбережений во время войны:
- благотворительность — 51%;
- собственные нужды — 35%;
- обучение — 8%.
«Во время войны сменился главный приоритет — на первое место вышла благотворительная помощь. Более половины респондентов всех возрастных категорий начали собирать на благотворительность и помощь ВСУ и волонтерам. Собственные нужды с первого места опустились на второе, их доля уменьшилась в 6 раз. Доля обучения тоже уменьшилась (на 20%) и опустилась со второго на третье место главных приоритетов для сбережений», — говорят авторы исследования.
Интересный факт: отсутствует доля опрашиваемых без сбережений, в отличие от периода до войны. По понятным причинам исчезла такая категория сбережений, как путешествия. В то же время определенная доля детей разных возрастных категорий начали собирать на собственное жилье (3%).
По данным OECD, первые 100 дней войны привели к перемещению трех миллионов детей внутри страны и более 2,2 миллиона в страны, принимающие беженцев, что составляет почти две трети общего количества детей страны.
Доля детей, которые продолжили собирать на собственное дело, увеличилась на 1% и составила 3%, о нем начали задумываться также и старшеклассники.
Отношение к сбережениям и приоритетные направления после войны (прогнозы)
Топ три направления сбережений после войны (прогнозы участников):
- благотворительность — 46%;
- собственные нужды — 15%;
- путешествия — 13%;
- обучение и подушка безопасности — 10%.
Благотворительность остается главным приоритетом даже после победы. Дети планируют экономить на восстановлении государства и помощи людям, пострадавшим от войны, а также продолжать поддерживать ВСУ.
Второе место занимают собственные потребности и путешествия, вместе 28%, доля которых меньше, чем для обоих предыдущих периодов опроса. Желание путешествовать, свойственное украинским детям до войны, возвращается, увеличившись почти вдвое.
Также увеличилась доля обучения и составила 10%, правда, это почти втрое меньше, чем в довоенный период, но больше, чем в течение войны. Можно предположить, что со временем доля детей и молодежи, которые будут экономить на учебе, будет расти.
Следует отметить, что в приоритетных направлениях появилась новая категория — сбережения на формирование подушки безопасности и «на черный день» (10%). Если учесть, что до войны 4% респондентов не экономили вообще, во время войны экономить начали все опрошенные, можно заключить, что украинские дети и молодежь осознали важность сбережений в качестве инструмента финансовой устойчивости с целью противостояния финансовым потрясениям.
Также несущественно (с 3 до 4%) увеличилась доля детей, которые планируют собирать на собственное жилье и автомобиль, а доля детей, планирующих копить на собственный бизнес, вернулась к довоенному уровню (с 3% до 2%).
Finance.ua уже и в Instagram. Присоединяйтесь! 📳
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью