3718
Американцы обратились в «Юскутум», чтобы вернуть изъятое у николаевских IT-компаний оборудование
— Технологии&Авто
Недавно СМИ писали про «маски-шоу» в Николаеве: сразу в три IT-компании — CamoIT, SamsonIT и APC-IT — внезапно нагрянули с обыском, взяли под арест сотрудников, а в завершение изъяли всю технику подчистую, от серверов до флешек. Причиной проверок, как пояснили директорам потерпевших компаний, стала кляуза никому не известного гражданина Тимченко, а изъятие производилось по подозрению руководства компаний в нарушении авторских прав и законодательства о труде.
Все три компании связаны между собой одним общим клиентом — это американская IT-компания, которая аутсорсит в Украине техподдержку, разработку ПО и колл-центр. Названия данной компании не называют, но предположительно это Onyx Enterprises, которая фигурирует в СМИ по данному инциденту. Действия сотрудников МВД парализовали работу как исполнителей, так и заказчика, и привели к тому, что американцы терпят значительные убытки и не намерены этого так оставлять. Их интересы в правовом поле Украины будет представлять компания «Юскутум». Юристы рассчитывают не только вернуть пострадавшим бизнесам оборудование, а людям работу, но также по закону наказать виновных.
В свою очередь, в пресс-центре николаевского МВД поспешили заявить, что никаких неправомерных действий сотрудники ведомства не осуществляли. Однако свидетели с места событий утверждают иное, по словам директора CamoIT Александра Книжника, все сотрудники его компании подписали коллективное заявление о неправомерных действиях представителей власти, а еще каждый подал жалобу в индивидуальном порядке.
А вчера под здание Николаевского городского совета вышло с плакатами около 200 человек — все они сотрудники CamoIT, SamsonIT и APC-IT. Люди скандировали: «Верните нам работу!» Никто из представителей местной власти к протестующим не вышел, и митинг переместился под здание Николаевской облгосадминистрации. По словам организаторов митинга, в общей сложности около 500 человек в результате проведенных обысков лишились работы. А цель самого пикета состоит в том, чтобы городские власти обратили внимание на данный конфликт и поспособствовали его разрешению.
«Мы пытались добиться справедливости в Николаеве, но поняли, что там это никому не интересно. В итоге приехали искать ее в столицу», — рассказал AIN.UA директор CamoIT Александр Книжник. Его отец, Сергей Книжник, руководит компанией SamsonIT. Вместе они пытаются привлечь внимание прессы и общественности, рассказывая подробности того, что происходило у них в офисах 12 ноября 2013 года.
Озвученные нюансы проведения обыска требуют надлежащей правовой оценки. Такие следственные действия никогда не могут помочь расследованию преступления. Более того, сами они явно носят преступный характер. Если Украина хочет хоть каким-то образом обеспечить условия по развитию бизнеса, то с подобным произволом следует бороться. Люди теряют работу, бизнес останавливается, и если мы посмотрим, действительно ли были эти «зарплаты в конвертах», нелицензионное ПО, и производится ли реальное расследование — мне кажется, ответ будет отрицательным», — заключил Афян.
Как это было
«Все началось с того, что утром, в 11 часов, во всем здании офисного центра отключили электричество, — рассказал Александр. — Уже спустя несколько минут в офис ворвались люди в штатском. На просьбу охранников предъявить удостоверение, следователь «профессионально» оттолкнул его локтем и ворвался в помещение, а за ним целая толпа — человек 40″. В офисе CamoIT на своих рабочих местах находилось около 200 сотрудников, примерно треть из которых — женщины. «Одна из них беременна, они заставили ее час стоять в коридоре, а отпускали они только тех, кто уже дал показания», — добавляет Александр.
Людей продержали под арестом четыре часа (в SamsonIT сотрудников, по словам директора Сергея Книжника, не отпускали с утра и до глубокой ночи), а когда, наконец, разрешили покинуть офис, не позволили даже забрать свои личные вещи, «которые имеют отношение к работе». Например, флешки или записные книжки. В помещении остались только директор и администратор CamoIT.
Буквально за несколько недель до инцидента правоохранители уже наведывались в CamoIT в рамках кампании по борьбе с киберпреступностью. Тогда Книжник показал визитерам все лицензии, подтверждающие, что его компания работает в рамках закона и не нарушает ничьих авторских прав. «В управлении по борьбе с киберпреступностью уже понимают, в чем суть бизнеса — они познакомились с компанией, посмотрели лицензии, поняли, что компания действительно работает «в белую». Но после них зачем-то пришла милиция, которая, видимо, была не удовлетворена, что с ней не поделились информацией, — предположил адвокат, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский.
Обратите внимание, статья 176, которая была применена правоохранителями в данном случае, в Украине защищает только несколько крупных иностранных правообладателей — это можно подтвердить в управлении реестра судебных решений, посмотрев, в чью пользу принимаются все приговоры по данной статье. Кроме иностранных правообладателей в действии этой статьи заинтересованы только сами правоохранительные органы.
По поводу процедуры изъятия: ощущается понимание милицией процесса — если они выключают в офисе электричество, сбрасывают диски в пакет, забирают системные блоки, то получается, что они уже успели проанализировать без экспертов, что находится на этих носителях. Выходит, они уже установили, что на них находится пиратское ПО. При этом, изымалось оборудование с пометками-наклейками о том, что все ПО на нем лицензионное», — сказал юрист.
То же самое с «грубыми нарушениями трудового законодательства» — руководство николаевских IT-компаний обвинили в том, что сотрудникам выдавали зарплату «в конвертах», таким образом уклоняясь от налогов. Однако большая часть сотрудников CamoIT оформлены как СПД, они получают заказ напрямую от американских клиентов и оплату за свой труд также получают от них. «Все по безналичному расчету, никаких конвертов, 5% доходов, как положено по законодательству, отчисляется в пользу государства», — пояснил Александр Книжник.
«Мы имеем дело с классическим аутсорсингом, который имеет место в Украине уже более пяти лет. Схема основана на договорах с СПД — программист работает на одного либо нескольких заказчиков как частный предприниматель. Здесь и речи не идет о трудовых отношениях. Разумеется, милиционеры решили применить статью о нарушениях законодательства о труде — больше нечего», — прокомментировал Гадомский. Непосредственно на компанию CamoIT работает 23 человека. По словам Книжника, все они оформлены как положено, получают белую зарплату, налоги выплачиваются в полном размере.
Что дальше?
В конце концов Книжник подписал акт об изъятии оборудования, после чего милиция покинула офис CamoIT. По словам Александра, правоохранители даже зачем-то обыскали его автомобиль. «Не представляю себе, что они хотели там обнаружить — нелицензионное ПО?», — удивляется Книжник.
«При изъятии оборудования документы были оформлены не очень хорошо, нарушения уголовно-процессуального кодекса налицо, причем достаточно грубые. Основания на то, чтобы вернуть оборудование, у нас есть, вопрос лишь в том, насколько в Украине работает наличие процессуальных оснований», — заключил Дмитрий Гадомский.
Юристы намерены обратиться к правообладателям с запросом о том, имело ли место нарушение их авторских прав в Николаеве. «Надеюсь, в данной конкретной ситуации нам удастся добиться того, что правообладатели четко объявят, есть у них претензии или нет. Представители этих правообладателей работают в Украине и уполномочены делать заявления. А еще мы проследим источник информации о том, что в CamoIT использовался нелицензионный Windows, Corel Draw и Adobe Photoshop, — заявил Артем Афян.
Как рассказал на пресс-конференции Александр Книжник, уже на следующий день после изъятия оборудования в СМИ начала появляться информация о том, что правоохранители якобы проверили уже десять компьютеров и на шести из них обнаружили пиратское программное обеспечение. «А сегодня (18 ноября — ред.) появилась информация о том, что проверено уже 400 компьютеров, которые были изъяты в трех компаниях, и примерно на половине из них было пиратское ПО. Мы пытаемся на это все как-то отвечать и показывать фото своих лицензий, которых горы. Есть накладные и все остальное», — сказал Александр.
Юристы верить на слово правоохранителям не намерены и собираются провести собственную проверку. «Я надеюсь, что результаты этой экспертизы действительно существуют. Если это так, мы будем инициировать проверку этой экспертизы, и мы намерены положить ее в основу дальнейшего преследования должностных лиц, которые допустили незаконные действия. Потому что если подобная экспертиза будет, и в рамках повторной экспертизы будет обнаружено, что на носители что-то было дописано, то виновные будут привлечены к ответственности», — заявил Артем Афян, ведь пиратское ПО могло быть загружено на изъятые носители уже после конфискации.
По словам Афяна, очень много вопросов вызывает личность физического лица, которое написало заявление. «Мы будем выяснять, кто именно и на каких основаниях это заявил, в каких отношениях этот человек с правоохранительными органами, был ли он сотрудником правоохранительных органов. И попробуем сделать так, чтобы этому была дана надлежащая правовая оценка». «Против лиц, которые предоставили неправдивую информацию о совершении преступления, будет инициироваться производство по данному факту. Также будет инициировано привлечение сотрудников правоохранительных органов к уголовной ответственности за неправомерные действия в отношении представителей николаевских компаний», — рассказал Гадомский.
А еще юристы планируют выяснить, почему для расследования преступления по авторским правам и трудовому законодательству требуется формировать следственную группу из 30 человек. «Очевидно, в Николаевской области уровень преступности очень снизился и все остальные направления уже полностью проработаны, — заметил Афян. — Мы будем направлять запрос, чтобы выяснить эти моменты, и сделаем все, чтобы полученные данные также были положены в оценку действий правоохранительных органов».
По материалам: Ain.Ua
Поделиться новостью