3366
Селу готовят коллапс?
— Аграрный рынок
Сельхозпроизводителям готовят смену налоговых правил игры. Похоже, от разговоров о необходимости таких изменений налоговики решили перейти к действиям. От идеи полной отмены единого фиксированного налога, якобы, отказались. Теперь его хотят сделать дифференцированным, в зависимости от видов деятельности, например для растениеводства, птицеводства, животноводства. Налоговых новаций общество еще не видело, потому что их официально не представили. Впрочем, некоторые детали все же появились в прессе.
В частности, для аграриев, которые специализируются на птицеводстве и животноводстве, в базу, якобы, хотят брать сумму дохода от сельскохозяйственной деятельности. Главный аргумент – животноводческие и птицеводческие хозяйства занимают незначительные площади сельхозугодий (которые, собственно, и выступают объектом налогообложения единого фиксированного налога), поэтому платят мизерные суммы налога по сравнению с суммами валового дохода предприятий. Кроме этого, налоговики хотят ввести зависимость базы этого налога от коэффициента индексации, который определяется в соответствии с порядком, установленным разделом ХIII «Плата за землю» Налогового кодекса. Иными словами, речь идет о зависимости от потребительской инфляции.
Логика в действиях налоговиков очевидна: поскольку площади возделывания земель у животноводов меньше, чем в растениеводов, то и налоговая нагрузка в структуре реализации минимальная. С формальной точки зрения, будто бы все правильно. Но есть и другая сторона, о которой предпочитают молчать. Когда вводился единый фиксированный налог, то одним из аргументов «за» была необходимость сравнить результаты хозяйствования в растениеводстве и животноводстве. Ведь за последние 10-15 лет животноводство значительно отставало. Если государство откажется от нынешнего подхода налогообложения сельхозпроизводителей, предупреждают участники рынка и аналитики, это обернется для отдельных отраслей АПК коллапсом.
По мнению генерального директора Бахмутского аграрного союза Юрия Акневского, нормативно-правовую базу нельзя очень часто менять, потому что это залог успешного планирования и стратегии развития бизнеса. В последние же пять – семь лет такой стабильности украинский бизнес не имеет. Теперь дошла очередь до АПК в виде реформирования единого фиксированного налога. «Данный налог – основной, потому что он определяет для сельхозпроизводителя, есть налог на прибыль или нет. Это – базовый принцип ведения бизнеса, и он может меняться очень часто», – объясняет аграрий. Из-за постоянной смены законодательства инвестиционная привлекательность отрасли и так уже равна нулю, продолжает Акневский. «Как посчитать бизнес-план и привлечь инвестора, если не понятно, каким будет это законодательство завтра?» – резюмирует он в разговоре с «Днем». Впрочем, по мнению бизнесмена, изменение существующего порядка налогообложения не только этим страшна для агросектора. «При отмене или изменении этого налога основная масса сельхозпроизводителей будет находиться в системе стагнации и будет иметь системно убыточный бизнес», – прогнозирует он.
В первую очередь пострадают животноводческие предприятия. «Молочное животноводство и так в минусе. Производство телятины систематически убыточное, а будет еще ниже. Если темпы падения выращивания крупного рогатого скота составили 5% в год, то они могут увеличиться в 1,5-2 раза», – добавляет Акневский. То есть на молоке и телятине можно ставить крест, в случае отмены действующей системы налогообложения, говорит он.
Если парламент внесет необходимые изменения в Налоговый кодекс и налоговые льготы для сельхозпроизводителей отменят, то остановиться рискуют 20 – 30% малых и средних птицефабрик, прогнозирует еще одно возможное негативное последствие изменения налоговых правил председатель «Союза птицеводов Украины» Александр Бакуменко. «Могут быть проблемы и у больших птицефабрик», – говорит он. По его словам, в основе прибыли таких предприятий сегодня лежит именно доля преференций по НДС и сельхозналогу. «Как в яйцевом птицеводстве, так и в бройлерном составляющая себестоимости постоянно растет. А это цена на фураж, газ, логистику. А цена на внутреннем рынке на продукцию не растет», – объясняет он. Бакуменко надеется, что депутаты просчитают возможные потери для сектора и поймут, что отмена льготного налогообложения для аграриев может обернуться коллапсом для украинского села.
А оно уже и так дает серьезные сигналы для размышлений, добавляет генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Владимир Лапа. «По итогам 2012 года в сельскохозяйственном производстве около 25% предприятий оказались убыточными, преимущественно в направлении животноводства. Если изменится система налогообложения, то области перейдут в режим системной убыточности и вместо прироста производства получат уменьшение и деградацию», – прогнозирует он. На уточняющий вопрос «Дня», сколько могут составлять потенциальные потери, он ответил, что окончательный прогноз будет понятен после обнародования новых фискальных планов в АПК. Если оправдаются худшие ожидания аграриев, то более 50% хозяйств могут стать убыточными, прогнозирует Лапа!
Впрочем, фискалы считают, что обновление правил добавит прозрачности и финансовой стабильности сектору.
Аграрии же называют абсурдными намеки в свой адрес о злоупотреблении с налоговыми льготами. По мнению опрошенных «Днем» экспертов, в начале введение фиксированного налога в него входило много налогов и сборов. Однако, рассказывает председатель Аграрного союза Украины Геннадий Новиков, за последние годы из структуры льготного налога «выпало» много составляющих и остался только налог на прибыль и на землю и еще несколько сборов (в частности, экологический и транспортный).
Кроме того, сектор подвергся усилению налогового давления. Например, аграрии начали платить единый соцвзнос. Ощутимым финансовым бременем для них стала и экспортная пошлина (действовала полгода), а сейчас они столкнулись с невозмещением НДС при экспорте зерна и технических культур. «Если сложить все это вместе, то очевидно, что произошел постепенный переход к уплате налогов не в прямой, а в косвенной форме», – говорит Лапа.
Участники рынка и аналитики говорят: государство должно не отбирать, а заимствовать мировой опыт развития сектора. В Канаде, рассказывает Акневский, государственная поддержка производителя составляет 14,2% от объема валовой продукции сельского хозяйства, в ЕС – 17,54%, в России – 21%, в Украине – 5,5%. При этом в ЕС ежегодный бюджет на поддержку сельхозпроизводителей составляет более 40 миллиардов евро, и параллельно действует поддержка 1 га (в Западной Европе – от 250 до 450 евро на 1 га), независимо от вида деятельности. Субсидируется и экспорт. «Сейчас ситуация (с поддержкой АПК. – Авт.) должна выглядеть на 180 градусов другой. Если хотим, чтобы украинский агросектор был конкурентоспособен и инвестиционно привлекателен, то нужно не забирать преференции, а наоборот, помогать», – заключает он.
Наталия Билоусова
По материалам: День
Поделиться новостью