Кризисные перестановки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кризисные перестановки

1762
В текущем году для Игоря Литовченко и Андрея Дубовского, руководителей двух крупнейших отечественных операторов рынка мобильной связи, задачей №1 будет не столько борьба за лидерство, сколько борьба со снижением темпов роста доходов их компаний. Ведь согласно прогнозам исследовательской компании ComNews Research, уже в 2009 году все мобильные операторы ощутят снижение спроса на свои услуги.
Подтверждают подобный тренд и в агентстве iKS-Consulting: в 2009-2010 годах замедлившиеся было темпы роста доходов на мобильном рынке проявятся еще ярче. Если в 2008 году объем рынка прогнозировался в размере $4,8 млрд., то в 2009 он достигнет отметки $5,2 млрд., при этом рост составит немногим более 8%. Что послужит драйвером роста рынка в условиях затянувшегося кризиса?
По инерции Объемы потребления услуг крупнейших мобильных операторов в конце 2008 года продолжали увеличиваться во многом благодаря инерции. Рост ARPU (среднемесячный доход на абонента) в 2008 году по сравнению с 2007-м наблюдался у всех крупных операторов. В компании "Киевстар" данный показатель за ноябрь-декабрь составил $5,8.
В целом же доход этого игрока в третьем квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 12,19%. По информации компании "МТС-Украина", показатель MOU (количество выговоренных минут) в декабре 2008 года составил 464 минуты и превысил результаты декабря 2007 года на 140%. Однако, как еще осенью прогнозировали аналитики ComNews Research, в четвертом квартале 2008 года основным фактором замедления роста доходов операторов будет не снижение уровня потребления услуг, а "размывание" выручки в результате "ползучей" девальвации.
Потеря голоса
В 2008 году рынок мобильной связи вошел в фазу полного насыщения: динамика набора новых абонентов упорно стремится к нулю, и операторам ничего не остается, как сконцентрироваться на стимулировании потребления услуг, которые за последнее время демонстрировали существенный рост. Эффект масштаба, позволяющий снизить их себестоимость, давал компаниям возможность записывать в свой актив дополнительную прибыль. Хотя в данном случае она лишь покрывала недополученное от курсовой разницы.
Впервые за долгие годы нестабильный доллар заставил операторов пересмотреть свою ценовую политику. В конце прошлого года "МТС-Украина" и "Киевстар" первыми подняли плату, а в феврале не удержался от соблазна и "Астелит" (ТМ life:)), ранее отличавшийся наиболее демократичными тарифами. Российский "Вымпелком", материнская компания "УРС" (ТМ "Билайн"), объявила о поднятии цен с 27 февраля, что, надо полагать, не замедлит отразиться и на украинском подразделении.
При дальнейшем падении гривни не избежать новых волн повышения стоимости услуг, уверены эксперты. Поднятие цен актуально для непростого украинского рынка, на котором вот уже несколько лет не прекращаются ценовые войны. Хотя, по мнению президента "Киевстар" Игоря Литовченко, рост цен не станет началом выхода из этих войн. "Это будут те же ценовые войны в условиях кризиса по одной простой причине: все еще есть компании, которые выходят с предложением по цене "ноль". И я не представляю, как они при этом зарабатывают, тем более в условиях кризиса", - отметил Литовченко.
Связаны одной сетью
Прошлый год отчетливо показал, что украинский рынок интернет-доступа находится на волне активного наращивания своей емкости и абонбазы. По оценкам iKS-Consulting, в первом полугодии 2008 года емкость рынка в стоимостном выражении увеличилась на 60% по сравнению с 2007 годом. Как сообщили в компании "Укртелеком", доходы от предоставления услуги "ОГО!" в 2008 году достигли более 500 млн. грн.
Лакомый сегмент интернет-доступа все больше интересует "мобильщиков". Здесь они уже составляют достойную конкуренцию традиционным интернет-провайдерам. "Астелит" и "Киевстар" предложили относительно недорогой доступ через GPRS-EDGE сеть, "МТС" вывел на рынок предложение "МТС-Коннект" на основе собственной сети CDMA. "Голден Телеком" и "УРС" продвигают интернет для домашних пользователей", - рассказал аналитик исследовательской компании "GfK Украина" Андрей Радевич. Согласно исследованиям компании InMind, 12% украинцев регулярно входят в интернет через мобильный телефон или КПК.
Отечественные компании, приспосабливаясь к новым экономическим условиям, оптимизируют затраты, в том числе на связь, поэтому в корпоративном сегменте ожидается снижение ARPU и темпов прироста, полагает Константин Колесов, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega. В то же время более активными пользователями станут физические лица: попавшие под сокращение будут искать работу и зарабатывать деньги посредством всемирной паутины. И традиционные развлечения будут частично заменены на посещение интернет-ресурсов. "Сегодня один поход в кинотеатр всей семьей обходится дороже, чем месячная абонплата за доступ в интернет по безлимитному тарифу", - отмечает Константин Колесов. Потому за доходы от интернета операторы могут беспокоиться меньше.
Что касается затрат на развитие сетей интернет-доступа, то "МТС-Украина", к примеру, заявляет о вложенных $2 млрд. за последние несколько лет (EDGE, CDMA). В компании считают развитие интернет-доступа очень перспективным. В прошлом году была получена лицензия на еще одну беспроводную технологию Wi-Fi, "а в случае проведения тендера на UMTS мы дополнительно выделим средства на его развитие, поскольку для нас и для рынка это стратегически важное направление", - сообщили в пресс-службе компании.
По мнению Алины Сигды, руководителя отдела PR компании "Воля", наряду с безусловным достоинством беспроводного интернет-доступа - мобильностью - есть и существенный минус - дороговизна и низкая скорость. Тем не менее перспективы беспроводного доступа в интернет самые радужные, уверен Андрей Радевич. В ближайшем будущем именно он будет основным, если не единственным драйвером роста для операторов мобильной связи.
Сейчас этот рынок только формируется, на него вышли лишь нишевые игроки (Utel, People.Net, другие CDMA-операторы) и альтернативные операторы. Но у "альтернативщиков" не хватает ресурсов, возможностей и опыта для активного развития этого направления, а крупные GSM-компании не имеют необходимой лицензии. Игорь Литовченко уверен, что государство искусственно сдерживает продажу лицензий UMTS, чтобы дать "Укртелекому" рыночные преимущества. Но поскольку уже в марте планируется приватизация этого монополиста связи с последующей продажей его в мае, то и розыгрыш лицензий не за горами.
Контент-услуги в ближайшее время также станут одним из основных источников доходов для мобильных операторов, уверены эксперты. Уже сегодня рынок насчитывает около 120 контент-провайдеров. Крупнейшие из них - "Джамп Украина", "Ай-Фри", "Ириком" и другие. Причем четыре-пять основных игроков "держат" около 50% рынка. Данная консолидация свидетельствует о том, что рынок сформирован. Однако операторы связи испытывают недостаток качественного контента. Компании-разработчики не спешат предлагать новые продукты, они недовольны компенсацией: выручка в лучшем случае делится пополам, в основном же операторы предпочитают отдавать лишь третью часть.
А неизбалованный новинками потребитель стал терять интерес к существующему контенту, в свою очередь теряют доходы и мобильные операторы.
А тем временем в условиях кризиса интерес потребителя к развлечениям все больше смещается в сторону конкурсов и викторин, где теоретически можно получить какой-то выигрыш. Наиболее востребованный контент - услуги персонализации телефона (мелодии и логотипы), java-игры, тесты, голосования, викторины и т. п.
В целом же рынок контент-услуг динамично растет ежегодно и в 2007 году оценивался в более чем $100 млн. В своем развитии Украина продолжает мировую тенденцию. Согласно статистике, объем рынка мобильных развлечений составлял в 2006 году $17,3 млрд. В 2009 году цифра достигнет $47 млрд., а в 2011-м - $77 млрд.
Таким образом, рост рынка мобильной связи, вне зависимости от кризиса и экономии абонентов, будет продолжаться. И драйверами здесь выступят интернет-доступ и контент. Однако, учитывая, что даже суммарно эти направления составляют в лучшем случае 10-20% от общих доходов GSM-операторов, будет продолжаться стимулирование голосового трафика. Катализатором и маленькой революцией может стать получение долгожданной лицензии на связь 3G.
Ирина Государская
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас