771
Море денег
Для развития инфраструктуры украинских морских портов необходимо 10 млрд долл. Государство рассчитывает на частные инвестиции, но продавать "морские врата" не собирается.
Действующее правительство поставило точку в дискуссиях о будущем украинских морских портов - они не продаются. Что касается огромного аппетита частного бизнеса, то его решили удовлетворить лишь частично. Утвержденная в июне Стратегия развития морских портов Украины до 2015 года расширила возможности коммерсантов в работе с грузами, но инфраструктуру оставила неприкосновенной. Акватория, земля, причалы останутся в госсобственности, и только терминалы будут передаваться в частную собственность через аукционы.
сПОРТивный интерс
Ранее вхождение частного капитала в морские акватории осуществлялось лишь путем приобретения работающих в доках компаний и заключения долгосрочных арендных отношений. Сегодняшняя государственная монополия в морских транспортных портах (МТП) не соответствует интересам крупных финансово-промышленных холдингов, для которых контроль над портами - осуществление дополнительных возможностей для экспорта своей продукции и импорта сырья.
Они хотят идти российским путем преобразования портов в открытые акционерные общества, поскольку такой подход позволяет прозрачно привлекать инвесторов путем продажи доли в уставном фонде. К слову, это позволило таким компаниям, как "Северсталь", "Евраз Групп" и "ЛУКОЙЛ", обзавестись собственными морскими воротами. Поэтому не исключено, что крупный бизнес еще попробует использовать собственные рычаги влияния, чтобы госмонополия в портовом хозяйстве долго не продержалась.
Небезосновательность такого предположения подтверждает Указ президента Украины Виктора Ющенко о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 мая 2008 года "О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морского государства". Документ поддает острой критике "морскую" политику правительства и называет ситуацию, которая сложилась в морехозяйственном комплексе, угрожающей. Тем временем деньги в море текут огромные, а в последнее время объемы инвестиций значительно увеличились.
Бизнес не может ждать, когда государство соберет необходимые для расширения пропускной способности действующих морских "ворот" средства и пытается решить проблему собственным кошельком. В основном средства идут на аренду либо создание новых морских терминалов, а также на углубление каналов. Часто компании, используя дыры в транспортном законодательстве, с нуля строят на берегу собственные терминалы.
К примеру, в июне стало известно о желании совладельца "Смарт-холдинга" Вадима Новинского в течение трех лет построить глубоководный порт в Николаевской области с объемом инвестиций в строительство в размере $1,5 млрд. Заявление было сделано через год после того, как по инициативе Министерства транспорта и связи во главе с Николаем Рудьковским договор между Херсонским морским торговым портом и дочерним предприятием австрийской корпорации BH GmbH, подконтрольной Вадиму Новинскому, был расторгнут. Впрочем, он таки добился своего. Не так давно "Смарт-холдингу" разрешили инвестировать в Очаковский морской порт более 7 млрд. грн. Минтранс одобрил разработанную холдингом программу модернизации порта, согласно которой на намытых 40 га земли появятся терминалы для перевалки железной руды, коксующегося угля, зерновых и контейнеров. Таким образом, Вадим Новинский получит контроль над новыми мощностями порта.
Одесский и "Южный" морские торговые порты попали в сферу интересов группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а также группы "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. Интерес к морским портам последнего обусловлен желанием развивать собственные логистические потребности, более защищенные с точки зрения распределения рисков. Господин Жеваго вошел в порт "Южный" через ООО "Тис-руда", которое было создано за счет средств компании "Трансинвестсервис" и Полтавского ГОКа. Морскому предприятию принадлежит погрузочный терминал с ежегодной пропускной способностью более 5 млн. тонн навалочных грузов.
Помимо расширения сферы влияния в МТП "Южный", Константин Жеваго намерен развивать собственную морскую логистику в Крыму (озеро Донузлав), где подконтрольная ему группа "АвтоКрАЗ" до 2009 года планирует построить с нуля грузовой терминал.
Особый интерес к портовой инфраструктуре проявляет и собственник группы "ИСД" Сергей Тарута. Для него вопрос развития погрузочных мощностей в Ильичевском порту или даже строительства собственного порта стал особо актуальным в связи с тем, что корпорация "Индустриальный союз Донбасса" сменила поставщика железорудного концентрата и завозит необходимое сырье морем. Ищет способы закрепиться в портах и "Метинвест Холдинг", входящий в группу "СКМ". Подконтрольная Ринату Ахметову компания действует через собственную стивидорную фирму "Авлита", работающую в одном из наиболее крупных и перспективных портов - Севастопольском МТП. Подструктура "СКМ" активно занимается модернизацией приобретенных мощностей и планирует провести работы, благодаря которым порт станет самым глубоководным в Украине.
Также известно, что под пристальным наблюдением украинские порты находятся и у российского капитала. В числе заинтересованных финансово-промышленных групп РФ числятся: "Металлоинвест" Алишера Усманова, "Северсталь", "Базовый элемент" Олега Дерипаски, "Национальная Контейнерная Компания" и другие.
Первый заместитель директора департамента "Укрморречфлот" Николай Верещака утверждает, что российские компании занимаются организацией портовой базы на территории Украины таким образом, чтобы стать монополистами в терминалах и вести через них транзитные грузы. "Они создают логистические центры по пути следования своих грузов от порта к границе и обратно", - объясняет Верещака.
Дошли до предела
Состояние морских торговых портов сегодня характеризуют два слова: перегруженность и изношенность. Спрос на услуги портов растет с каждым годом. Подтверждением этого служит то, что в 2007 году перевалка грузов морпортами превысила рекорд 1990 года: 123 млн. тонн грузов против 121 млн. тонн.
Заместитель министра транспорта и связи Игорь Урбанский отмечает, что в настоящее время украинские МТП практически вышли на предельный уровень возможностей по перевалке грузов. "Например, в Одессе при расчетном объеме перевалки контейнеров в 120 TЕUs обрабатывается 500. Это настоящий трудовой подвиг", - рассказывает г-н Урбанский.
В Минтранссвязи утверждают, что программа модернизации портов Дунайско-Бугского региона позволит в 3,1 раза увеличить объемы перевалки грузов - до 60 млн. тонн. Кроме того, в Ильичевском порту планируется увеличить объем перевалки грузов с 16 до 17 млн. тонн, в Бердянском МТП предполагается построить специализированный контейнерный терминал. Программа модернизации украинских морских портов также предусматривает до 2015 года дноуглубление возле причалов до 13,5 м, что позволит принимать в портах суда большего водоизмещения.
Объем инвестиций, необходимых для осуществления этих целей, на период 2008-2015 годов оценивается в $10 млрд. Само собой разумеется, что на самофинансировании порты такую планку не возьмут, поэтому государство рассчитывает на средства частных инвесторов. Логика проста: если инвестиции идут сейчас даже в неблагоприятных для этого условиях, то после ликвидации правового вакуума и окончательного распределения прав собственности в портах деньги должны посыпаться как из рога изобилия. Важно лишь суметь удержать эти финансовые потоки в русле интересов портовой отрасли.
Прошедший 2007 год стал знаменательным для морских торговых портов страны. Впервые их совместный грузооборот превысил рекордные достижения времен СССР. Грузооборот составил 123,737 млн. тонн, в то время как в 1990 году рекорд был на уровне 121,4 млн. тонн. В целом же и все портовое хозяйство страны заметно нарастило свои показатели. Морские рыбные порты увеличили свой грузооборот на 11,2% - до 3,89 млн. тонн, речные порты нарастили грузооборот на 10,7% - до 18,69 млн. тонн. Но наибольший рост обеспечили порты и терминалы, которые статистика относит к разряду "других". Они увеличили грузооборот на 21,6% - до 30,39 млн. тонн.
Впервые за многие годы в совокупном грузообороте всех портов страны объемы транзита (69,7 млн. тонн) превысили объемы экспорта (66,5 млн. тонн). Доля транзита в совокупном грузообороте достигла 39,5%, экспорта - 37,7%, импорта - 11% и каботажа - 11,8 %. Самый заметный рост общему грузообороту прошлого года обеспечил именно транзит, который вырос на 31%. Экспорт, напротив, несколько сократился (на 5,9%).
Наиболее высоких темпов роста достигли Скадовский МТП (+83,9%), порт Октябрьск (+52,6%), Херсонский МТП (+35,4%). Наиболее весомой прибавки в тоннах добился Одесский порт - на 3,36 млн. тонн (+12%). Лишь два порта снизили объемные показатели - Евпаторийский (-22,6%) и "умирающий" порт Усть-Дунайский (-71%).
Виктор Бондарь, министр транспорта и связи Украины в 2006 году:
Планировал осуществить планомерную продажу портов в несколько этапов. Согласно его планам, сначала в руки частных инвесторов должны быть переданы так называемые "малые" порты, которые не имеют возможности существенно увеличивать грузоперевалку и привлекать грузы на больших судах. Позже - некоторые стратегические порты.
Николай Рудьковский, министр транспорта и связи Украины в 2007 году:
Отказался приватизировать порты и оказывать поддержку бизнесменам, лоббировавшим принятие закона, который бы позволил официально купить порт. В результате законопроект "О приватизации портов" после принятия в первом чтении отправили на доработку. Но вхождение частного капитала в морские акватории продолжалось путем приобретения работающих в доках компаний и заключения долгосрочных арендных отношений.
Иосиф Винский, нынешний министр транспорта и связи Украины:
Провел через правительство концепцию развития портов, в которой предусматривается их частичная коммерциализация. При этом государство сохраняет контроль за всей инфраструктурой МТП. Стивидорную деятельность и терминалы, по мнению министра, можно отдать в частные руки.
Игорь Гошовский
По материалам: Інвестгазета
Поделиться новостью