417
Чем хуже дела в Украине, тем лучше России
Политическое похолодание отношений между Киевом и Москвой отразилось и на деловых и партнерских отношениях. Российский бизнес умело воспользовался ситуацией, чтобы потеснить украинские компании со своего рынка.
Так, Министерство экономического развития и торговли России на прошлой неделе начало антидемпинговое расследование в отношении импорта плоского холоднокатаного проката из Украины. Поводом для этого стало обращение российских металлургов, у которых на 11,4% уменьшился объем продаж проката на внутреннем рынке. Доля украинского импорта в структуре потребления металла российскими предприятиями действительно выросла — с 5 до 6%, однако малый порядок цифр ставит под вопрос степень угрозы металлургической отрасли России со стороны украинских предприятий. Украинские металлурги уже назвали решение российского правительства политическим. Хотя дело вовсе не в политическом заказе, а в последствиях изменения характера политических отношений Киева и Москвы.
Кремль не подталкивал металлургов к истерике вокруг столь незначительного увеличения доли украинского импорта. Просто в российской правящей элите общее негативное отношение к Украине укрепляется с каждым днем, а шесть процентов рынка проката — достойный повод, чтобы этим настроением воспользоваться и потеснить конкурентов.
Годами украинский бизнес в ряде отраслей развивался за счет активной экспансии на рынок северо-восточного соседа, что вовсе не радовало местных производителей. Используя свои лоббистские возможности, российские компании как могли защищались, инициируя всевозможные тарифные (квоты, пошлины) и нетарифные ограничения (стандарты качества, лицензирование и пр.). Однако общая заинтересованность Москвы в политической лояльности Украины не позволяла российскому бизнесу в полной мере привлечь государство к борьбе с конкурентами. Теперь же в Кремле утвердился подход "чем хуже дела в Украине, тем лучше". У руководства России нет каких-либо оснований сдерживать желание национального капитала перехватить у украинцев контролируемые ими доли внутреннего рынка. Напротив, в правительстве России с энтузиазмом поддерживают любые идущие снизу предложения, направленные на осложнение жизни для украинских компаний. Российский бизнес, руководствуясь выработанным за последние годы рефлексом, охотно демонстрирует поддержку жесткой линии своей власти в отношении Украины, заодно решая свои коммерческие задачи.
Многомесячная политическая нестабильность в Украине, усиление американского влияния на украинскую внешнюю политику и резкие заявления политиков из оранжевого лагеря в адрес России ускоряют процесс экономического и производственного развода между двумя странами. В Москве большая часть элиты не воспринимает Киев как надежного партнера. Отношения стремительно переводятся на рельсы жесткого рыночного прагматизма. Главная задача — сделать Россию минимально зависимой от ситуации в Украине и действий Киева.
Военно-технический развод
Курс на снижение зависимости российской оборонной промышленности от производственной кооперации с украинскими предприятиями был взят еще несколько лет назад. К этому подталкивала логика конкуренции на рынках третьих стран — России нужно было обезопасить свой оборонный экспорт от перемены настроений в Киеве и гарантировать себя от необходимости делиться прибылью от сверхдоходного бизнеса. После прихода к власти команды Виктора Ющенко и декларирования Украиной курса на быструю интеграцию в НАТО вопрос разделения ВПК двух стран стал для Москвы одним из приоритетных. Государство, претендующее на доминирующую роль в регионе и статус одного из центров силы в мире, элементарно не может ставить свою обороноспособность в зависимость от страны, которая в обозримом будущем станет частью далеко не лояльного военно-политического блока. Трудно себе представить ситуацию, когда, скажем, ВВС США зависели бы от поставок комплектующих из Китая. Поэтому процессы сближения Украины с НАТО и создания в России дублирующих оборонных производств развиваются совершенно синхронно.
Пока критически важными для России являются поставки и обслуживание вертолетных, авиационных и ракетных двигателей, выпускаемых в Запорожье и Днепропетровске. Продление моторесурса, обслуживание и ремонт самолетов семейства Ан также могут производить только при участии украинских специалистов. По газотурбинным двигателям для надводного флота у России сохраняется стопроцентная зависимость от продукции николаевского завода "Заря-Машпроект". По большинству проектов в аэрокосмической сфере производственная кооперация с украинскими предприятиями для российской промышленности является полезной, но вовсе не обязательной. У России сейчас есть достаточно средств и технических возможностей, чтобы создать на всех этих направлениях собственные производства. В Северодвинске начато сооружение огромного сухого дока, в котором можно будет строить авианосцы — в СССР корабли такого класса можно было создавать только на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Сейчас завод принадлежит российским бизнесменам и практически простаивает, в то время как строительство в Северодвинске начато, чтобы "компенсировать потерю существовавших в советское время судоверфей на территории Украины". В вопросе создания производства вертолетных двигателей на территории России политическое решение также принято, и в течение двух-трех лет оно будет технически реализовано.
По материалам: Деловая Неделя
Поделиться новостью