Современная Украина: пути, формы, проблемы реформирования банковской системы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Современная Украина: пути, формы, проблемы реформирования банковской системы

Валюта
2427
Тигипко С.Л., Председатель Национального банка Украины
Рад приветствовать участников, гостей, организаторов XI Ялтинской межбанковской Конференции. Также приветствую журналистов, освещающих нашу сегодняшнюю деятельность.
Отмечу, что каждый год я внимательно слежу за работой этого представительского международного форума. Ведь на Конференции генерируются новые идеи развития банковских систем, предлагаются апробированные в других странах пути решения острых финансово-банковских проблем, укрепляются полезные контакты и связи.
Убежден, что и в этот раз наша работа будет продуктивной и плодотворной.
Вы знаете, что в Украине началось проведение реформы банковской системы.
Почему именно сейчас нужны изменения в банковской системе? Какие для этого есть основания?
Есть несколько факторов, побуждающих нас к этому. Прежде всего, изменились условия, в которых работаем. Уже четвертый год подряд удерживается тенденция к экономическому подъему, как следствие – улучшились макроэкономические основы развития банковской системы.
Бесспорно, экономический рост в значительной мере поддержан именно положительным развитием банковской системы. Верно и обратное. При экономическом росте улучшается финансовое состояние предприятий, растут реальные доходы населения, а это – усиливает банки.
Гривна сохраняет стабильность (даже, несмотря на неадекватное поведение внешних рынков и ощутимую девальвацию основной валюты-привязки доллара). Вполне удовлетворительны и инфляционные процессы. Совокупность даже только этих двух факторов уже повышает инвестиционную активность предприятий и разворачивает возможности внутреннего кредитования. Ведь возрастает доверие граждан к банкам, а, следовательно, их вклады в них.
Показательно, что быстрее всего росли депозиты именно в национальной валюте.
Увеличение привлеченных средств переросло в значительное возрастание объемов предоставленных кредитов – до 17.5 процента от ВВП в прошлом году.
Приятно отметить, что за первый квартал этого года все положительные тенденции предшествующих трех лет значительно усилились.
О чем это свидетельствует? Именно о том, что растет влияние банковской системы на реальный сектор экономики Украины. Что именно мы в значительной мере определяем скорость, качество и широту экономического подъема.
Существует еще один фактор, заставляющий нас ускорить проведение реформы – банковская система существенно скована решениями, принятыми во времена кризиса. Что имею в виду? Формирование правового каркаса развития банковской сферы состоялось в конце 2000 года. То есть в период, когда жесткая регуляция была необходимой, а, следовательно, оправданной. Ныне же эти решения во многом тормозят наше движение и требуют неотложных законодательных изменений.
Итак, настало время проведения реформы, что позволит выйти на качественно новые рубежи развития.
В тоже время, действует широкий спектр сдерживающих факторов – рисков нашего дальнейшего развития. Какие из них главнейшие?
Прежде всего, – это неготовность банковской системы обеспечить экономический рост необходимыми по объемам, цене и срокам ресурсами.
И причины этого питаются преимущественно глубинными проблемами экономики. Какие основания для такого вывода? Их несколько.
Во-первых, Нацбанк энергично применяет все доступные инструменты финансового влияния на удешевление кредитов. В частности, в течение последних трех лет учетная ставка снизилась в 6,4 раза (с 45 до 7 процентов), а средний норматив обязательного резервирования – в 2,2 раза (с 17 до 7,9 процента). Но адекватного снижения стоимости кредитов для реального сектора экономики не произошло – кредитная ставка сократилась лишь в 2,9 раза (с 51,9 до 17,6 процентов).
Почему? Если отвечать коротко, то вследствие высокой стоимости привлеченных от населения средств и весьма серьезных рисков невозвращения банкам кредитов. Банкиры же все время повторяют о необходимости законодательного усовершенствования механизма банкротства, защиты прав кредиторов, ипотеки, лизинга. На этом остановлюсь чуть далее.
Во-вторых, мы уже довольно долго предлагаем экономике дешевые деньги. Ныне Национальный банк предоставляет комбанкам кредитные средства стоимостью не выше 8 процентов годовых, а на межбанковском рынке ресурсы можно приобрести под 5,8 процентов. Это – хорошие предложения.
Обращаю ваше внимание – достигнутый уровень ликвидности банковской системы позволяет насыщать экономику краткосрочными и среднесрочными ресурсами в достаточных объемах.
Теперь для нас главное трансформировать эти средства в долгосрочные. И важный шаг к тому уже сделан. Недавно мы предложили новую схему получения длинных денег. Речь идет о значительно улучшенном механизме рефинансирования банков, осуществляющих долгосрочное кредитование.
Буду откровенным. Международные эксперты категорически против активного вмешательства Нацбанка в систему долгосрочного кредитования. Поскольку считают, что это приведет к раскручиванию инфляционной спирали. Сознавая все риски, вытекающие из нашего предложения по рефинансированию банков, мы будем настаивать на поддержке банков, готовых предоставлять своим клиентам длинные и дешевые займы. А относительно инфляции, то уверяю: в нашем портфеле достаточно финансовых инструментов контроля над монетарными показателями. Мы способны мгновенно связать излишнюю ликвидность. Это и депозиты Нацбанка, и система резервирования. Но спешить с их применением мы не собираемся, так как экономика очень хорошо реагирует на кредитные вливания.
Поэтому важной является другая сторона этой проблемы. В Украине в дефиците привлекательные прибыльные проекты, объективно отсутствует достаточное количество платежеспособных заемщиков (у нас же почти каждое второе предприятие убыточное). И это очень высокий риск дальнейшего развития и банковской системы, и экономики в целом.
Еще один риск – это уровень капитализации банков. Его уровень в 4,3% от ВВП в конце марта этого года не может сравниваться со стандартами экономически развитых стран.
Главная причина кроется в плоскостях низкой инвестиционной привлекательности наших банков и их недостаточной прибыльности. Именно отсюда – и недостаточная капитализация прибыли, и невысокая доходность акций украинских банков, и как следствие, низкая капитализация.
Еще один сдерживающий фактор повышения капитализации – это некоторая ограниченность или даже узость сфер приложения капиталов. Речь идет о неразвитости, несовершенстве или даже полном отсутствии механизмов и инструментов лизинга, ипотечного и фондового рынков. Вследствие этого банки не могут необходимым образом диверсифицировать свой портфель активов, и, разумеется, снизить рисковость своего бизнеса, а также нарастить прибыль. Убежден: с появлением новых источников заработка банки получат дополнительные возможности повышения капитализации, в частности, путем реинвестирования прибыли.
Таким образом, пока мы не усовершенствуем соответствующее налоговое законодательство, пока не оживим фондовый рынок, пока законодательно не расширим спектр деятельности банков, не стоит и думать о повышении уровня их капитализации.
И, наконец, еще один риск дальнейшего развития банковской системы связан с ее недостаточной прозрачностью и надежностью. Мы еще только на пути перехода от достаточно формальных (количественных) оценок финансового состояния банков к качественной диагностике, способной определить именно перспективы банка, а не только дать его моментные финансовые характеристики. Вдобавок и культура корпоративного управления банками еще далека от ее классических принципов.
Тем временем от устранения именно этого комплексного риска в наибольшей степени зависит: будет ли расти доверие к банковской системе?
Таким образом, подведу черту под сказанным – Украине нужно новое качество банковской системы. И достичь его можем только совместно. Так как значительное количество неотложных к принятию решений находится вне компетенции Нацбанка. Поэтому требуется тесное сотрудничество с Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины. Координация действий и усилий. Мы должны тянуть воз в одну сторону, находить решения стратегического и тактического характера.
Что следует сделать? Какими Национальный банк видит преобразования?
Прежде всего, мы быстро разработали долгожданный проект „Комплексной программы развития банковской системы Украины на 2003-2005 года”. Над ним работали работники Нацбанка вместе с профессионалами банковской и финансовой сферы Украины, зарубежными специалистами. Он учитывает тенденции развития финансовой системы и в Украине, и в мире.
Добавлю, что эта программа прошла широкое публичное обсуждение и получила в целом положительный отклик. Ныне она уже отработана Правительством и вскоре будет направлена на утверждение Президенту Украины. Но Нацбанк уже начал выполнять ее главные задачи. Так как именно этим документом определена логика изменений банковской системы на ближайшие три года.
Итак, о главных задачах реформы. Считаем, что новые экономические условия поставили перед банковской системой такие задания.
Основой основ остается незыблемость стабильности макроэкономического уровня. Это – необходимое условие.
Поэтому первое – должны сохранить стабильность гривны. Внутренние условия для этого довольно благоприятные.
Во-первых, украинская экономика обнадеживающе стартовала в нынешнем году. Есть вполне обоснованные ожидания, что экономический рост будет продолжаться.
Во-вторых, мы пристально следим за ценовой ситуацией не только в Украине, но и в странах-главных торговых партнерах. Ведь наша экономика чрезвычайно открыта, отечественный экспорт достигает 56 процентов ВВП, а импорт – 52 процентов.
Поэтому изучаем динамику реального эффективного обменного курса и индекса конкурентоспособности национальной экономики на внешних рынках. Движение этих показателей нас вполне удовлетворяет. Поскольку сохранение второй год подряд девальвационных тенденций реального эффективного обменного курса указывает на повышение конкурентоспособности украинского экспорта.
Кроме того, курсовая и ценовая стабильность позитивно влияют на пополнение ресурсной базы банковской системы. 31 процент пассивов и 73 процента срочных средств банков составляют вклады населения. Следует лишь покачнуть стабильность гривны и пропадет доверие вкладчика. Как следствие, утратим важный ресурс кредитования при условии дефицита инвестиций. Поэтому политика Нацбанка – гривна должна быть стабильной и прогнозируемой.
Отсюда – должны сохранить стабильность цен. Между динамикой курса и уровнем цен существует тесная связь. Прыгает курс – вскоре повышаются цены. Понятно, что падает доверие граждан к банкам и вкладчик спешит за своими деньгами. В итоге, сворачивается внутренний рынок, сужается база кредитования и экономики, и населения. Поэтому Нацбанк будет следить, чтобы уровень инфляции находился в утвержденных рамках.
Ведь задача не нарушить природную цепочку: нет доверия – нет клиента – нет экономического роста – нет достойной жизни. Как видим, все в конце концов замыкается на жизненном уровне человека.
Но, не обеспечив ускоренного экономического роста, мы никогда не достигнем необходимого жизненного уровня наших людей. Поэтому среди наших самых главных задач – максимально содействовать подъему экономики и повышению благосостояния населения.
Поэтому, вполне логичной является наша вторая важная задача обеспечить экономику необходимым ресурсом. Будем наращивать объемы кредитования реального сектора экономики и населения с одновременным снижением кредитных ставок и увеличением сроков предоставления кредитов.
И источники этого известны:
Это – деньги, которые есть у населения.
·Это – деньги, которые находятся вне банков и обращаются в „тени”.
·Это – деньги, которые получим от повышения доходов банков.
Поэтому мы должны:
во-первых, снизить риски, связанные с кредитованием.
во-вторых, развивать рынки использования этих ресурсов (ипотеку, лизинг, кредитование физических лиц).
в-третьих, сократить затраты банков.
Уже сейчас можно убедительно подтвердить правильность наших планов и намерений. За два месяца этого года кредитная ставка снизилась до 17,6 процента, объемы кредитования экономики возросли на 53% в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года.
Все наши замыслы по предоставлению экономике дополнительных дешевых и длинных кредитных ресурсов требуют серьезного законодательного обеспечения.
Поскольку, удешевление кредитных вложений не возможно без снижения рисков их предоставления. Так как действует правило: меньше риска – ниже кредитные ставки.
Но, чтобы снизить эти риски, прежде всего, нужно защитить права кредиторов. Законодательно защитить.
Действующий механизм залога неэффективный, усложнена процедура взыскания и реализации заложенного имущества. Этим нарушается фундаментальный принцип рыночной экономики – конкуренция. В частности, банки не имеют возможности своевременно (в максимально сжатые сроки после окончания действия договора) возвратить принадлежащие им средства. Но они же работают исключительно с деньгами!
Поэтому на рассмотрение в парламент подан пакет соответствующих законопроектов («О защите требований кредиторов и регистрацию отягощений”, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество”, «О внесении изменений в Закон Украины «О залоге”, «О внесении изменений в статью 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность” и другие).
Развитие банковского сектора существенно сковано ограниченностью действующего инструментария банковских услуг. И эту проблему можно решить исключительно принятием соответствующих законов – «Об ипотеке”, «О лизинге”, «о срочных финансовых инструментах”, «О простых и двойных складских свидетельствах”, «Об электронной цифровой подписи”, «Об электронном документообороте” и прочие.
Остановлюсь на важнейших направлениях этой проблемы.
Относительно ипотеки. Принятие Закона «Об ипотеке” развяжет руки банкам, увеличит армию желающих взять ипотечные кредиты. Такой пример: в 2000 году жители Киева купили в кредит каждую десятую квартиру, а уже в 2002 – каждую третью. Понятно, что это не „потолок”.
Экономика также выиграет. Скажем, строительная отрасль – наилучший мультипликатор экономического роста. И именно ей выгодны ипотечные кредиты, так как есть что отдавать в залог. Каждая же гривна, вложенная в строительство, дает 2,5-3 гривны прироста ВВП. А каждое дополнительное рабочее место в жилищном строительстве обеспечивает работой 5-6 работников других отраслей.
Подобная ситуация с лизингом, прежде всего, финансовым. Кстати, последний – это один из наиболее эффективных инструментов инвестиционной деятельности. И эту проблему можно решить лишь законодательно.
Отдельное внимание уделю такой важной, но сегодня еще не реализованной функции как кредитование физических лиц и малых и средних предпринимателей.
Во всем мире банки работают на конкретного человека. И весь мир живет кредитами. В развитых странах уже достигли 50 процентов кредитования физических лиц от общего объема предоставленных кредитов.
Вместе с тем в Украине пока что имеем лишь 8,6 процента. Реализация комплексной программы развития банковской системы исправит это положение. Ведь это и экономическая, и социальная задача. Почему? С одной стороны, мы стимулируем расширение внутреннего рынка государства, в частности, путем наращивания платежеспособного спроса, увеличения числа платежеспособных заемщиков.
С другой, – сможем облегчить жизнь наших соотечественников путем активного предоставления кредитов, например, на возрождение механизма рассрочки, которая может стать обычным и распространенным явлением. При современных невысоких заработках значительной части населения она способна повысить покупательную способность, а, следовательно, благосостояние человека.
Нацбанк разработал комплекс мер, от внедрения которых кредитование граждан станет доступнее и выгоднее. Большинство изменений, прямо зависимых от Нацбанка, уже приняты и действуют. В частности, мы отказались от практики предоставления потребительских кредитов исключительно по целевому назначению, упростили процедуры получения и сопровождения кредитов, расширили валютное кредитование.
Это только некоторые конкретные шаги, осуществленные Нацбанком за последних сто дней для улучшения кредитования населения. И уже есть первые результаты: только за 2 месяца 2003 года по сравнению с соответствующим периодом предшествующего объем предоставленных физлицам кредитов вырос вдвое.
К сфере законодательного урегулирования принадлежит и проблема налогообложения как коммерческих банков, так и граждан. Нужны решения по двум законам – «О налоге на доходы физических лиц” и «О налогообложении прибыли предприятий”.
Прежде всего, мы настаиваем на введении моратория на налог на доходы граждан по депозитным вкладам. Поскольку, с одной стороны, дополнительная налоговая нагрузка, в связи с отсутствием соответствующих компенсаторных механизмов, приведет к снижению пассивной базы банков. Это лишь повредит государству, ведь сократятся ресурсы кредитования и повысится ставка кредита.
С другой – потеряют, прежде всего, люди, которые, судя по размерам вкладов имеют невысокий достаток и которые держат эти деньги на „черный” день (учителя, врачи, пенсионеры). Ведь ныне в Украине 87 процентов граждан-вкладчиков имеют вклады до полутора тысяч гривен.
Есть еще одна неурегулированная законодательная цепь, от которой страдает банковская система. Это – несоответствующая реалиям экономического развития система валютного регулирования и валютного контроля. Важнейший законодательный акт принят еще в 93 году. То есть во времена начального этапа формирования банковского сектора Украины. Поэтому мы нуждаемся в Законе Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля”.
Отмечу, что все зависящее от Нацбанка стремимся делать своевременно. В частности, уже сделано несколько шагов по либерализации валютного рынка и рынка банковских металлов. Эти шаги, с одной стороны, позволяют удержать положительную динамику наращивания валютных резервов. С другой – повышают права и возможности предприятий и населения при проведении валютных операций.
Относительно третьей важнейшей задачи реформы -укрепления банковской системы и повышения ее устойчивости к кризисам.
Главные акценты – переориентация на средства превентивного контроля за банковской деятельностью и раннее выявление и предупреждение рисков. А также осуществление надзора на консолидированной основе – то есть контроле за сопутствующими учреждениями банка. Нам нужно распространить системы управления рисками. Только на их основе мы будем разрабатывать стратегию надзора за конкретным банком. И, в конце концов, совершенствуем корпоративное управление банков. В том числе, переходим к оценке эффективности работы наблюдательных советов и служб внутреннего аудита.
Эти четыре элемента будут способствовать более четкому соблюдению Базельских принципов банковского надзора. А это своего рода гарантия обеспечения прозрачности и надежности банковской системы. Кроме того, от этого зависит и успех интеграции отечественной банковской системы в мировое и европейское финансовое пространство.
Еще одна существенность. До конца года мы перейдем на международные стандарты аудита, чем улучшим инвестиционную привлекательность отечественных банков.
Каких результатов сможем достичь?
При условии принятия названных законопроектов уже на конец этого года мы будем иметь такие результаты:
Гривна и цены будут оставаться стабильными:
·Кредитная ставка снизится до 15-16 процентов годовых в гривне;
·Стоимость долларового кредита упадет до 8-9 процентов;
·Объемы кредитования реального сектора экономики достигнут 52-54 млрд. гривен;
·Объемы кредитования населения вырастут почти вдвое и будут составлять 7-8 млрд. гривен.
Итак, я очертил главные задачи, которые будем решать. Надеюсь, что вы, участники Конференции, их разовьете в своих выступлениях.
По материалам:
ПриватБанк
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас