1136
УКБС: Налоговая блокирует очистку банков от "токсичных активов"
— Казна и Политика
Процесс очистки балансов банков от токсичных активов существенно затруднен из-за отсутствия четкого законодательного определения понятия факторинга и неоднозначного толкования налоговым ведомством сроков факторинга и переуступки права требования. Об этом отмечает Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз», по результатам заседания Наблюдательного Совета УКБС по обсуждению актуальных проблем банковской деятельности и путей их решения.
В частности, она отмечает, что в 2010 году Национальный банк и Государственная налоговая служба договорились о списании банками за счет страхового резерва задолженности, признанной безнадежной согласно нормативно-правовым актам НБУ, без ограничений. То есть, без отнесения в дальнейшем такого страхового резерва к доходам банка и уплатой налога на прибыль только с реального дохода. Необходимые для этого законодательные условия были созданы в рамках обеспечения выполнения Программы экономических реформ Украины на 2010-2014 годы в части снижения доли проблемных активов в общем портфеле банков и взятых Украиной обязательств в Меморандуме об экономической и финансовой политике в рамках совместной с МВФ программы «Стенд-бай» относительно упрощения порядка списания банками безнадежных займов.
При этом, в разъяснении ГНСУ от 02.11.2011 № 5010/7/15-1417 отмечалось, что в случае погашения безнадежной задолженности, возмещенной (списанной) за счет страхового резерва, банки должны увеличить свои доходы на сумму компенсации, полученной от заемщика или от отчуждения объекта залога, и соответственно уплатить налог на прибыль.
Это побудило активное очищение балансов банков от токсичных активов, которые продавались коллекторам и компаниям по управлению активами для высвобождения из резервов миллиардных средств на кредитование экономики. Кроме того, возможность продажи долгов позволила в 2011-2012 годах уменьшить объем проблемной задолженности в кредитных портфелях банков на более чем 12 млрд. грн. (с 84,9 млрд. грн. на 01.01.2011 до 72,5 млрд. грн. на 01.01.2013) и повысить ликвидность банковской системы и, соответственно, ее способность своевременного выполнения обязательств перед клиентами и вкладчиками.
В настоящее время ГНСУ изменила свою позицию, иначе трактуя порядок налогообложения операций по продаже проблемных активов. В частности, проводя внеплановые проверки банков по вопросам продажи портфелей проблемной задолженности, налоговики по своему усмотрению меняют предмет договора переуступки права требования на договор факторинга. На этом основании они признают сделку по указанному договору ничтожной, мотивируя, что «фактором может быть исключительно финансовое учреждение».
ГНСУ считает, что продажа долгов компаниям по управлению активами (КУА) или коллекторским компаниям неправомочна, поскольку они не являются финансовыми компаниями. При этом, налоговики не учитывают предоставленные лицензионные документы и разрешения, в т.ч. официальное разъяснение основного регулятора КУА – Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, о разрешении проведения КУА такого типа операций. Вследствие этого, налоговики не признают понесенные расходы, доначисляют налог на прибыль и применяют 100% штрафные санкции. Такие решения налоговых органов ведут к многомиллионным искам к банкам.
ГНСУ считает, что продажа долгов компаниям по управлению активами (КУА) или коллекторским компаниям неправомочна, поскольку они не являются финансовыми компаниями. При этом, налоговики не учитывают предоставленные лицензионные документы и разрешения, в т.ч. официальное разъяснение основного регулятора КУА – Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, о разрешении проведения КУА такого типа операций. Вследствие этого, налоговики не признают понесенные расходы, доначисляют налог на прибыль и применяют 100% штрафные санкции. Такие решения налоговых органов ведут к многомиллионным искам к банкам.
В то же время, решения налоговиков не только противоречат официальной нормативной базе другого компетентного госоргана – ГКЦБФР, но и позиции самой налоговой службы, которая неоднократно проводила плановые и внеплановые проверки КУА, с которыми сотрудничали банки, и ни разу не поднимала вопрос неправомерности сделок приобретения КУА портфелей проблемной задолженности от банков, хотя именно этот вид деятельности является основным для данных компаний.
Банки, для защиты своих прав и интересов клиентов, вынуждены обращаться в суд, поскольку согласно ст. 215 ГКУ квалификация юридических документов и сделок как недействительных, является прерогативой исключительно суда.
По этому вопросу уже сложилась судебная практика в пользу налогоплательщиков. Так, один из банков-членов УКБС выиграл иск о неправомерности доначисления ГНСУ налога вследствие переквалификации договора переуступки права требования на договор факторинга. Банк доказал в суде, что сделка по переуступке права требования по кредитному договору не была факторинговой, ссылаясь на ст. 512 и 514 ГКУ, которые разрешают замену кредитора в обязательстве. Суд подтвердил легитимность заключенного банком договора и его право на включение в доход суммы средств, полученной от переуступки прав требования, а также отнесения на расходы убытков от сделки (на основании ст. 153.5 НКУ).
«Во избежание недоразумений между налогоплательщиками и фискальным ведомством, необходимо четко определить в законодательстве срок факторинга, поскольку действующие Налоговый и Гражданский кодексы не дают однозначного толкования этого понятия, – отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. – Продажа проблемных активов является одним из эффективных способов регулирования объема проблемного кредитного портфеля, быстрый и действенный инструмент уменьшения резервов и повышения ликвидности банка. Ведь на сегодня (по данным НБУ на 01.03.2013) объем просроченной задолженности по кредитам составляет 75,6 млрд. грн., при этом с начала т.г. этот показатель увеличился на 3,1 млрд. грн. Банками сформировано 147,7 млрд. грн. (или 12,6% кредитного портфеля) резервов на возмещение возможных потерь под кредитные операции».
В УКБС отмечают, что противоречивая позиция налоговых органов нивелирует многолетние совместные усилия Национального банка Украины и Международной Финансовой Корпорации Всемирного банка по созданию действующего рынка проблемных активов. А также создает значительные риски для деятельности банковского сектора и негативно влияет на инвестиционный климат в стране и развитие бизнес-среды.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью
Также по теме
Когда пенсионерам проводят перерасчет пенсии
Рада поддержала создание «банка банков» для восстановления экономики
В Украине готовят новый механизм борьбы с теневым бизнесом — чековые лотереи
Международные резервы превысили 46 млрд долларов — данные НБУ
Пострадавшим от непогоды в Одессе выделят 126 млн гривен
Депутаты получили более 26 млн грн компенсаций за аренду жилья в Киеве (инфографика)