Оксана Петрусь, Олег Данильченко: станет ли «Национальная стратегия доходов до 2030 года» концом модели ФЛП? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оксана Петрусь, Олег Данильченко: станет ли «Национальная стратегия доходов до 2030 года» концом модели ФЛП?

Казна и Политика
359
Оксана Петрусь, Олег Данильченко: станет ли «Национальная стратегия доходов до 2030 года» концом модели ФЛП?
Оксана Петрусь, Олег Данильченко: станет ли «Национальная стратегия доходов до 2030 года» концом модели ФЛП?
Национальная стратегия доходов до 2030 года обещает существенно изменить налоговые правила игры.
Чиновники утверждают, что все нововведения будут направлены исключительно на улучшение.
Однако документ скрывает несколько рисков, которые могут не просто навредить предпринимателям, но и снизить инвестиционную привлекательность Украины в целом.
Ключевые изменения, которые предлагает стратегия
Стратегия, предложенная правительством, подразумевает большие изменения в украинской налоговой системе. Первое, что привлекло внимание — это отмена статуса ФЛП как отдельной организационно-правовой единицы.
Кроме того, чиновники хотят полностью реформировать упрощенную систему налогообложения. В частности, они планируют ограничить количество видов деятельности, дающих право им пользоваться.
Среди планируемых изменений слияние 2 и 3 групп единого налога, отказ от фиксированных ставок единого налога и повышение процентных ставок.
Кроме того, планируется обязать упрощенцев регистрироваться как плательщикам НДС при достижении определенного лимита, по аналогии с общесистемниками. Всех плательщиков единого налога также обяжут пользоваться регистраторами расчетных операций.
Разногласия ожиданий рынка и принятого документа
Украинский бизнес уже давно требовал налоговой реформы, упрощения правил игры и прозрачных условий, направленных на поддержку бизнеса и развитие экономики. Предпринимателей услышали, но немного с другой трактовкой.
Как рассказал глава Комитета Верховной Рады Украины Даниил Гетманцев, главная цель изменения системы налогообложения — отделить малый бизнес от среднего и крупного. Мол, слишком часто выгодами упрощенной системы налогообложения в нынешнем виде пользуется средний и крупный бизнес.
Позиция правительства и Комитета Верховной Рады ясна, однако возникает вопрос: почему влиять на ситуацию нужно собственно поднятием налогов для малого бизнеса, а не налоговыми мерами в отношении крупного и среднего?
Сейчас в Украине уже почти 2 миллиона ФЛП, но их количество постоянно увеличивается несмотря на войну. Комфортные условия и понятные (и справедливые) правила игры — это то, что нужно всем участникам рынка.
Впрочем, упрощенной системой пользуются многие аграрии, повышение налогов для которых рискует спровоцировать рост цен на различные виды продукции, и вряд ли станет толчком для экономики. ІТ-бизнес тоже вряд ли выиграет от роста налогов, а это, наряду с аграрным сектором, ключевая экспортная отрасль Украины не только сейчас, но и в будущем.
Совершенно очевидно, что бюджет Украины требует дополнительных вливаний, в том числе и из-за налоговых поступлений. Но налоги должны стать вкладом в жизнь и развитие страны, а не барьером для предпринимателей, которые должны стать движущей силой оживления экономических процессов.
Основу взяли в Польше, но не учли контекст
Сейчас неизвестны конкретные ставки единого налога, лимит для целей регистрации НДС и многие другие детали реформ, предлагаемые стратегией. Однако концептуально инициативы напоминают польскую модель упрощенной системы, о чем не раз говорили сами чиновники.
Польская система налогообложения предлагает ставки от 2% до 17%, из которых базовой для ІТ-специалистов является ставка 12%, а для административных специальностей, в том числе юристов, бухгалтеров и других — 15% и 17%. И хотя такой подход вполне эффективно функционирует в условиях развитой местной экономики, есть вопрос, насколько он годен в условиях Украины, где экономика значительно отстает по уровню развития и находится в постоянном стрессе военных действий.
В этой связи уже раздаются голоса в поддержку альтернативных моделей, более лояльных к налогоплательщикам.
К примеру, румынской, где все самозанятые лица платят налог по единой ставке в размере 10% от дохода.
Представители власти обещали, что изменения упрощенной системы будут происходить только после войны и после реформы налоговой службы. Критически важно, чтобы все изменения способствовали притоку иностранного капитала и способствовали быстрому росту экономики пострадавшей от войны Украины.
Какими могут быть последствия
Если предложенные документом изменения начнут внедрять, то Украина может потерять инвестиционную привлекательность, особенно — в секторе ІТ-бизнеса.
Первое, на что обращают внимание иностранные инвесторы — это средний чек специалиста. И если в Украине он станет больше или сравнится с соседями, это побуждает иностранцев пойти на другие, более дешевые и более безопасные локации, а отечественные компании — внимательнее присмотреться к альтернативам модели ФЛП.
В этом контексте режим Дія.City, несмотря на предыдущую критику, обещает стать опорой для украинского ІТ среди будущих налоговых штормов.
Предложения Национальной стратегии доходов до 2030 года в части ФЛП и упрощенной системы налогообложения не стали сюрпризом для тех, кто внимательно следил за новостями за последние 10 лет. Уже с анонсом режима Дія.City стало очевидным, что модель привлечения ІТ-специалистов через ФЛП на 3 группе единого налога планируется свернуть в обозримом будущем. Предлагаемые реформы — логическое продолжение тенденций, заданных еще несколько лет назад.
Не исключаем, что в течение следующих 5 — 6 лет эта модель будет полностью ликвидирована. Международным компаниям, заинтересованным в привлечении специалистов в Украине, придется либо разбираться в местном законодательстве, регистрировать собственные юридические лица и заводить их в Дія.City, либо прибегнуть к использованию услуг надежных провайдеров EOR-сервисов для привлечения специалистов в Украине.
Однако даже самые передовые инициативы могут столкнуться с вызовами реализации в сложной действительности, особенно когда речь идет о таких дискуссионных проектах, как Национальная стратегия доходов до 2030 года. Ее успешное внедрение потребует совместных усилий на разных уровнях управления — от Верховной Рады и Кабинета Министров до местных налоговых органов.
Одна из частей стратегии и ключевой элемент для внедрения налоговых реформ — введение мер по повышению доверия к фискальной службе и снижению коррупционных рисков и повышению прозрачности, без которых эффективные реформы невозможны.
Оксана Петрусь, Head of Legal Department at Alcor, и Олег Данильченко, Senior Legal Adviser, корпоративный юрист Alcor
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас