В следующем году эксперты ожидают пика публичного размещения акций (IPO) украинскими компаниями — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В следующем году эксперты ожидают пика публичного размещения акций (IPO) украинскими компаниями

Фондовый рынок
1937
Ольга АНТОНЕНКО
Процедура публичного размещения акций, более известная в инвестиционных кругах под аббревиатурой IPO (Initial Public Offering) все больше привлекает интерес украинских компаний. На развитых рынках IPO является одним из наиболее эффективных и детально отработанных механизмов привлечения инвестиций — через него финансируется порядка 15—20% всех инвестиций в основной капитал. В европейских странах с учетом более весомой доли банков в инвестициях данный показатель составляет 5—10%.
В начале пути
Хотя надо признать, что IPO само по себе не является лидером по привлечению инвестиций в мире — через корпоративные облигации привлекается в 3—4 раза больше средств. Кроме того, IPO — весьма тонкий инструмент, сильно зависящий от рыночной конъюнктуры. Но несмотря на то что украинская экономика сейчас переживает далеко не лучшие времена, ряд отечественных компаний вполне серьезно рассматривают IPO как реальную возможность выхода на западный рынок капитала.
Наиболее активный интерес к IPO в Украине проявили компании химической и машиностроительной отраслей. Однако ни одна из украинских компаний пока не рассматривала варианты классического IPO, т. е. первичного публичного размещения акций. Поскольку речь идет об уже состоявшихся эмитентах, то в основном они нацелены на вторичное или частное размещение (Secondary Offering) — на рынке продаются ранее выпущенные ценные бумаги, принадлежавшие собственникам компании, и именно эти лица, а не сама компания, в случае продажи пакета получают доход (который затем будет направлен на развитие компании).
К частному размещению своих акций среди западных институциональных инвесторов уже прибегли несколько отечественных предприятий. По информации инвестиционной компании "Конкорд Капитал", частное размещение своих акций уже осуществили такие предприятия, как ОАО "Концерн Галнефтегаз" (Львов) — 10% от уставного фонда, ОАО "Холдинговая компания АвтоКраз" (Кременчуг Полтавской обл.) — 5%, ОАО "Днепроазот" (Днепропетровск) — 7%. "Этот этап (частное размещение) позволяет менеджменту компаний понять отношение инвесторов к активу, скорректировать дальнейшие планы и действия по привлечению капитала, для того чтобы максимально повысить стоимость компании", — отмечает генеральный директор ИК "Конкорд Капитал" Игорь Мазепа. Следующим этапом для этих предприятий может стать публичное размещение акций на западных биржах. Активное движение украинских эмитентов в сторону европейских торговых площадок аналитики объясняют желанием воспользоваться ростом интереса западных инвесторов к Украине.
Далеко от теории
Добраться до западных инвесторов отечественные компании могут двумя путями — прямо или опосредованно. Прямой путь выхода на западные фондовые рынки — выпуск депозитарных расписок, поскольку напрямую акции украинских эмитентов не могут продаваться на иностранных биржах. По состоянию на 14 февраля 2005 года 37 отечественных эмитентов выпустили такие расписки. Однако чтобы зарегистрировать, например, свои американские депозитарные расписки (ADR) на американской бирже и заставить их торговаться, компания-эмитент должна заплатить в общей сложности порядка $1,5 млн. Кроме того, такая компания должна отвечать строгим критериям, жестко регламентирующим минимумы суммарных активов фирмы-эмитента, ее годового оборота, финансовой стабильности и степени ликвидности на местном фондовом рынке. Как видно, этот путь не только дорог, но и очень длителен, поэтому действовать таким способом решаются только крупные компании.
Для "середнячков" есть своя альтернатива. Они могут попасть, например, на тот же американский рынок опосредованно — либо передав свои активы компании, зарегистрированной в США, что значительно упростит бюрократические формальности, либо поглотив публично торгуемую американскую shell-корпорацию. Кстати, последний вариант требует сравнительно небольших расходов (максимум $300 тыс.) и займет порядка четырех месяцев. Однако пока никто из украинских эмитентов не решился его опробовать.
Опосредованным путем с IPO на Лондонскую фондовую биржу в этом году вышла украинская "Группа "Укрпродукт". Однако компания предложила западным инвесторам не собственные ценные бумаги, а акции компании Ukrprodukt Group, зарегистрированной на острове Джерси и контролирующей активы в Украине. Сумма размещения составила 6 млн. фунтов стерлингов, при этом затраты достигли 700 тыс. фунтов стерлингов (около 12%). Высокие затраты на проведение IPO вызвали критику экспертов. "15% (расходы "Укрпродукта" на размещение IPO) — фантастическая сумма. Вероятно, здесь замешано что-то другое. Возможно, это вывод денег за границу", — полагает народный депутат Олег Салмин.
Есть у украинских компаний также опыт прямого варианта проведения IPO, однако пока только внутри страны. Первыми публичное размещение акций в Украине провели компании пищевой отрасли "Виннифрут" и "Мономах", которые предложили свои акции внутренним инвесторам на ПФТС. Хотя следует отметить, что размещение акций этими компаниями также имело свои особенности. Так, если свое первичное размещение "Виннифрут" осуществлял в 2000 году по номиналу (что сложно назвать IPO), то вторичное размещение в 2001 году проводилось компанией уже по рыночной цене.
Вполне закономерно, что компании, которые впервые слышат об IPO, задаются вопросом: "А зачем это надо?". Прежде всего, публичное размещение акций решит задачу привлечения инвестиций для развития компании. К тому же предложение акций на рынке позволит оптимизировать соотношение собственного и заемного капитала компании, особенно это актуально для компаний, "неразборчиво использовавших кредиты". Предшествующий IPO процесс "раскрутки" акций на бирже или торговой площадке позволяет увеличить капитализацию компании. Еще одно выгодное преимущество IPO — компании, которые прошли этот процесс, смогут рассчитывать на получение длинных и дешевых кредитов от иностранных банков. Причем их цена будет становиться все ниже по мере роста самой компании.
Долой классику!
Российские компании заинтересовались IPO еще в середине 90-х гг. Первый положительный опыт был получен ими в ходе первичного размещения ADR на зарубежных биржах, в том числе Нью-Йоркской — это и "Вымпелком" ($100 млн.) в 1996 году, МТС ($371 млн.) в 2000 году, "Вимм-Билль-Данн" привлек в 2002 почти $240 млн.
Более-менее классическая схема IPO стала использоваться в России с 2002 года. Первопроходцами этого механизма стали: "Росбизнесконсалтинг", который в 2002 году путем размещения своих акций привлек $13 млн., "Аптека 36,6" в 2003 году привлекла $14 млн., концерн "Калина" в 2004 году привлек $25 млн., "Иркут" — $127 млн. Все эти компании объединяет то, что они выходили с IPO на российских торговых площадках — РТС и ММВБ. Однако каждое размещение имело свои особенности, которые отдаляли его от классических схем IPO. Так, "Аптека 36,6" в последний момент заменила публичное размещение размещением акций по закрытой подписке ограниченному и заранее известному кругу инвесторов-кредиторов. Размещение акций концерна "Калина" было фактически доразмещением акций, уже торгующихся на бирже.
Сейчас российская инвестиционная общественность живо обсуждает намеченное на апрель публичное размещение акций холдинга Rambler Media, которому принадлежит одна из самых популярных поисковых систем в российском интернете. Компания планировала привлечь $50 млн., разместив до 30% акций в секции рынка альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Однако итоги этой сделки пока не известны.
По оценкам российских экспертов, до конца 2006 года с IPO будут готовы выйти порядка 70 российских компаний, причем основная часть будет размещаться именно в России, а не на западных рынках.
Все в чужих руках
В силу того что украинские компании находятся только в начале того пути, который их российские коллеги прошли за последние три года, эксперты не ожидают значительных объемов размещения. Для тех украинских компаний, которые решатся провести IPO, средний размер размещения, скорее всего, не превысит $20—30 млн. В этом году если мы и услышим об IPO, то это будет максимум одна-две компании.
Пик IPO в Украине инвестиционные банкиры ожидают ближе к середине 2006 года, то есть через 12—14 месяцев. "В этом году вряд ли сколько-нибудь заметному количеству украинских компаний удастся выйти на рынок с IPO. Прежде всего, это связано с тем, что процесс подготовки компании к IPO занимает длительное время. Исходя из нашего опыта и практики, могу сказать, что это не менее года", — отметил Игорь Мазепа. По его словам, сейчас порядка десяти украинских компаний с объемом продаж $200 млн. и выше находятся на стадии подготовки к IPO.
Причины того, что пока немногие украинские компании решаются на публичное размещение акций, кроются в боязни отечественного бизнеса публичности и прозрачности. Дело в том, что западные инвесторы особенно требовательны в отношении уровня корпоративного управления в компании и структуры ее активов. Существует также целый ряд технических барьеров. В частности, согласно действующему закону о налогообложении, эмиссионный доход зачисляется в валовой доход предприятия и, соответственно, подлежит налогообложению по ставке 25%. "Это одна из тех причин, которые тормозят публичное размещение акций потенциальных эмитентов, — отметил юрисконсульт ИК "Конкорд Капитал" Максим Кривобогов, — а в случаях проведения дополнительных эмиссий размещение акций осуществляется по номинальной стоимости".
Тем не менее, в Украине есть уже немало компаний, готовых и способных провести публичное размещение акций на западных рынках и при этом максимально открыться, стать публичными. Но у менеджмента и основных акционеров этих компаний еще нет осознания того факта, что эффективное управление капитализацией компании на рынке и возможность в любой момент продать свои акции по высокой и справедливой цене несут в себе гораздо больше преимуществ, нежели полный контроль над хозяйственной деятельностью компании.
По материалам:
Кіевскій ТелеграфЪ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас