Нацбанк уполномочен заявить — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк уполномочен заявить

Кредит&Депозит
127
Аналитики НБУ знают рецепт ускорения развития экономики
Сергей ЛЯМЕЦ
Председатель правления Нацбанка Владимир Стельмах мало общается с прессой. 14 апреля он озвучил свою позицию по некоторым вопросам денежно-кредитной и валютно-курсовой политики не лично, а через руководителя группы советников Валерия Литвицкого.
КУРС ПОД КОНТРОЛЕМ
В прошлые четверг и пятницу НБУ не вышел на межбанк с покупкой долларов. На рынке скопился большой объем непроданной валюты, и котировки доллара снизились с 5,2699 грн./долл. до 5 - 5,2 грн./долл. Среди экспортеров и обслуживающих их банков поднялась паника, в том числе потому, что НБУ никак не комментировал свои действия.
Советник главы центробанка утверждает, что действия ведомства были продиктованы желанием выяснить реакцию банковской системы на неучастие регулятора в торгах. Он отрицает обвинения в неэтичном отношении НБУ к подконтрольным учреждениям и уверяет, что в те два дня не произошло ничего страшного для экономики.
"У нас всегда будут разные позиции по разным вопросам. Есть тактика работы Нацбанка, и не все его шаги должны быть транспарентны, потому что избыточный уровень прозрачности в действиях регулятора формирует избыточные ожидания, и не все из них являются безопасными для экономики. Когда субъекты рынка не предупреждены, мы видим настоящую глубину проблемы, понимаем, насколько эффективны или дефективны имеющиеся инструменты, насколько банки сумеют договариваться, как поведут себя обменные пункты, и еще некоторые вещи, о которых разрешите не говорить", - отметил советник главы НБУ.
Литвицкий развеял широко распространенное мнение, что отмена обязательной продажи 50% валютной выручки произошла под давлением или по инициативе правительства. По его версии, руководители Нацбанка вынашивали эту идею еще с 2002 года.
"В марте 2004-го я писал докладную записку Сергею Тигипко, звонил Владимиру Стельмаху посоветоваться, отменять ее полностью или частично. Он сказал "полностью", - отметил советник. Пояснив при этом, что отмена обязательной продажи предполагалась как один из элементов модернизации курсовой политики на пути к таргетированию инфляции. По мнению Литвицкого, теперь перед НБУ стоит задача дальнейшей модернизации валютно-курсовой политики. Руководство ведомства намерено уменьшить эмиссию за счет покупки валюты и увеличить выпуск денег в оборот за счет рефинансирования (не исключено, что на три, шесть месяцев, год и более) и операций на открытом рынке (с государственными ценными бумагами).
Советник передал четкое уверение Стельмаха в том, что Нацбанк не уходит с рынка и будет продолжать плавное укрепление гривни, не допуская резких курсовых колебаний. "В работе мы будем руководствоваться только макроэкономическими показателями и никогда - прогнозами или предписаниями тех или иных министров", - отметил Литвицкий, особенно подчеркнув, что усиление курса ни в коем случае не должно блокировать кредитную активность банков.
КВАРТАЛ ИНЕРЦИИ
В январе - марте 2005-го реальный ВВП вырос всего лишь на 5,4% по сравнению с янва- рем - мартом 2004-го. Это почти на 7% меньше, чем годом ранее, - тогда увеличение составило 12,3%. Прогноз роста ВВП на 2005-й, заложенный в бюджет, - 8,2%, а значит, за оставшиеся три квартала придется ускоренными темпами стимулировать развитие экономики.
Задача усложняется тем, что пиковым месяцем роста в первом квартале в последние пять лет был март, но в 2005-м он таким не стал. Даже произошло небольшое замедление - против 5,5% роста за первые два месяца, за первый квартал прибавка ВВП составила всего 5,4%. "В апреле прирост ВВП вряд ли будет намного больше, чем в марте", - считает Литвицкий, основываясь на динамике прошлых лет.
Причины замедления увеличения совокупного производства эксперты НБУ видят в совокупности факторов, в основе которой - политическая составляющая. Сначала неопределенность в октябре - декабре 2004 года, связанная с выборами, потом три месяца ожидания принятия поправок к бюджету, смена власти и акклиматизация новых управленцев. В апреле все еще сохраняется напряженность вокруг воздействия налоговых новаций на экономику. Особенно большие страсти разгорелись вокруг "черного списка" предприятий, который якобы уже готов, но все еще не оглашается правительством. К тому же резко ломается прежняя система ведения внешнеэкономической деятельности, в частности, проводится программа "Контрабанде - стоп".
Повторяется российская ситуация - бизнес, особенно крупный, пребывая в атмосфере неопределенности, не решается развиваться. С конца прошлого года начался процесс уменьшения инвестиций в развитие.
Существуют менее весомые факторы торможения экономического роста в Украине в первом квартале. В этом году из-за поздней весны смещены во времени сельхозработы, соответственно в январе-феврале наблюдалась пониженная кредитная активность банков, у которых деньги есть, но брать займы экономика не спешит. Экспорт растет не так быстро - как за счет меньшего роста цен на внешних рынках, так и из-за скромного роста физических объемов поставок.
ЭКОНОМИКА МОЖЕТ РАСТИ
Безусловно, отмечает Литвицкий, прирост реального ВВП 5,4% за квартал - это тоже неплохо. Однако он объясняется не новыми успехами экономики, а всего лишь развитием на основе вложений прошлых лет. Аналитики НБУ называют это явление инерционной моделью роста. Для того чтобы выйти по итогу года на запланированные 8,2% роста, необходимо перейти к ускоренному формату.
"Заложенная в бюджет цифра реальна. Для ее достижения необходимо по итогам первого полугодия поддерживать темпы прироста реального ВВП не ниже 6%, и изо всех сил двигаться к 7%", - аргументирует Литвицкий. Он отмечает, что при условии соблюдения этого сценария удастся выйти на 8,2% прироста на основе чистой арифметики - в конце прошлого года увеличения ВВП почти не наблюдалось, и на основе скромного итога четвертого квартала 2004-го любой результат конца 2005-го будет смотреться лучше, в том числе за счет эффекта низкой базы сравнения.
Кроме того, свою роль в любом случае сыграют значительные социальные выплаты, которые создадут повышенные поступления в торговлю (она создает 12% прироста ВВП), а также увеличения железнодорожных тарифов (транспорт генерирует 13% ВВП) и строительные программы (4%). При условии хорошего урожая и недопущения большого снижения цен на продовольствие существенную прибавку даст аграрный сектор, который формирует до 12 - 15% ВВП. Его вклад в годовой ВВП может быть более 1% из запланированных 8,2%.
Вдобавок к перечисленным естественным факторам роста обязательно нужно стимулировать развитие экономики, считают в НБУ. Со своей стороны, Нацбанк решил не проводить чрезмерно жесткую монетарную политику, а, напротив, готов работать над предоставлением экономике много дешевых кредитов. Хотя для этого нужен ряд шагов со стороны Кабмина и Верховной Рады.
Однако основные рычаги стимулирования роста ВВП - в руках правительства. Оно, прежде всего, должно устранить неопределенность вокруг реприватизации, создать понятные правила работы бизнеса. Необходимы усилия Кабмина по выводу хотя бы небольшой части экономики из тени, хотя это и трудно после принятия нового бюджета с повышенными налогами. Чтобы нивелировать этот негатив, следует уменьшить стоимость старта собственного бизнеса для мелких предпринимателей.
Литвицкий считает, что существуют огромные неосвоенные внешние рынки, на которых слабо представлены украинские экспортеры. Важнейший среди них - Китай. Украинские дипломаты уже в этом году могут добиться снятия барьеров на пути экспорта товаров в США и создать зону свободной торговли с Россией. Могут открыться новые возможности для экспансии отечественных производителей.
Дополнительные усилия оправдают себя, уверены в Нацбанке. Аналитики посчитали, что за счет этих действий возможный потенциальный максимум прироста совокупного выпуска на 3,7 - 6,6%. А значит, по итогам 2005 года реален прирост ВВП даже выше планового показателя - от 9,1% до 12%.
По материалам:
Київські Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас