Автогражданка не нашла массового покупателя, став заложником очередных предвыборных баталий


Игорь НАУМЕЦ

Автогражданка не нашла массового покупателя, став заложником очередных предвыборных баталий.

Оптимистичные ожидания страховщиков не сбылись. С 1 апреля Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств» (в простонародье — автогражданка) де-юре должен был вступить в действие в полном объеме. Точнее, вступить в силу должны были нормы закона, позволяющие автоинспекции штрафовать незастрахованных водителей и обязывающие Моторно-транспортное бюро Украины осуществлять страховые выплаты «невинно пострадавшим» от необеспеченных «автогражданкой» владельцев транспортных средств. Но де-факто вступление закона в силу не привело к ожидаемую эффекту. Большинство владельцев транспортных средств так и не приобрели полис, наличие которого требует закон. А автоинспекция не спешит взимать штрафы. Отсутствие реального контроля над наличием полисов и системы привлечения к ответственности может похоронить планы страховщиков на приток денег от автовладельцев, дискредитировав саму идею ОСАГО.

Кому выгодно

Бенефициарами и главными виновниками сложившейся ситуации являются, прежде всего, органы исполнительной и законодательной власти. Близость очередных парламентских выборов заставляет новоявленных депутатов-оппозиционеров перетягивать ярлык «социально обеспокоенных сил» на себя. Дескать, далеко не всем владельцам автомобилей по силам платить за страховку, хотя ее стоимость соизмерима с трехразовой заправкой бензином. Как результат — появление в парламенте восьми законопроектов по внесению изменений в вышеуказанный закон. Предложенные изменения варьируют от незначительных изменений (изменение коэффициентов системы «бонус-малус») до умеренно-социальных (расширение льгот для некоторых необеспеченных слоев населения, уменьшение базового тарифа на 2005 год, отсрочка даты введения закона) и радикальных (полная отмена обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельца).

К примеру, Социалистическая партия Украины, позиционирующая себя как защитник самых бедных слоев населения, первой подала на рассмотрение законопроект о полной отмене обязательного страхования. Видимо, рассудив, что малоимущим автовладельцам страховка не по карману. Основной аргумент СПУ — «повышение социальной напряженности» в обществе в связи с введением автогражданки. Но активным лоббированием, за исключением регистрации законопроекта и заявлений в СМИ, социалисты не отличились. Куда радикальнее настроена партия «Единая Украина» во главе с нардепом Богданом Губским. Сначала депутаты зарегистрировали законопроект, предлагающий просто перенести дату введения штрафных санкций по автогражданке на 2006 год. Позже был подан еще один законопроект об изменении Закона «О страховании», предусматривающий исключение автогражданки из перечня видов обязательного страхования.

Вероятно, развешанные депутатами лозунги «Так, Ющенко! Нет, автогражданке!» возымели действие на спикера Владимира Литвина, который пообещал вынести этот законопроект на голосование 6 апреля. Впрочем эти инициативы нардепов так и остались на бумаге. В прошлую среду были приняты в 1 чтении изменения в закон об ОСАГО, предусматривающие льготы отдельным категориям водителей.

Если у оппозиционеров из Верховной Рады все предельно просто — критикуй нынешнюю власть, не давай вводить законы и зарабатывай очки, то у Кабмина политическая игра относительно вопроса по автогражданке имеет намного больше слагаемых.

С одной стороны, у Кабмина позиция четкая — обязательной автогражданке быть. В частности, правительство в конце марта направило обращение к Верховной Раде с тем, чтобы не допустить принятия изменений в закон об автогражданке. С другой стороны, отдельные представители правительства тоже не заинтересованы в «повышении социального напряжения». Чтобы погасить нарастающее недовольство населения, за несколько недель до 1 апреля министр МВД Юрий Луценко заявил о том, что ГАИ не намерено штрафовать водителей, не имеющих полиса автогражданки.

Это заявление привело к неожиданному эффекту. Часть автовладельцев, которые на тот момент уже купили страховку, ринулась в страховые компании расторгать договора. Решение пришлось изменить — было объявлено, что штрафовать все-таки будут. Но специально останавливать транспортные средства для проверки полисов, заявили в МВД, не будут. Проверять наличие страховых полисов будут только в трех случаях — при выдаче техпаспорта, при очередном техосмотре и при серьезных нарушениях Правил дорожного движения. После таких сообщений желающих разрывать договора поубавилось. Однако и перспективы быть оштрафованным в размере от 8,5 до 17 гривен (такой размер штрафа предусмотрен действующим законодательством) страху автолюбителям не прибавили. В итоге, предрекаемого многими страховщиками ажиотажа автолюбителей, как это было в России несколько лет назад, не было.

Кто несет потери

Если дискредитация автогражданки вписывается в планы отдельных политических сил, то страховые компании к такому повороту событий оказались неготовы. По данным Лиги страховых организаций, страховщики уже инвестировали около 100 млн грн в развитие инфраструктуры страхового рынка. Ведь одним из условий для получения лицензии на осуществление страхования гражданско-правовой ответственности является наличие филиалов или агентских представительств во всех регионах Украины. Сейчас уже около 80 страховых компаний получили лицензии на автогражданку, предварительно создав представительства во всех областных центрах. Пробуксовка с автогражданкой приведет, как минимум, к неэффективности вложений страховых компаний, как максимум — к резкому снижению рентабельности их бизнеса, грозящему серьезными убытками.

Под вопросам дальнейшая судьба Фонда защиты потерпевших в ДТП, созданного МТСБУ. Согласно закону, 5% страховых премий по автогражданке перечисляются в этот фонд. На сегодня в фонде уже аккумулировано около 70 млн грн. Эти деньги используются для выплаты тем, кто пострадал в ДТП по вине незастрахованных транспортных средств. «Но этот механизм страхового возмещения МТСБУ предусматривал, что будет застраховано более 90% потенциальных страхователей. Только тогда страховщики смогут выполнять свои обязательства в полном объеме. Если будет застраховано даже 50% транспортных средств, то денег фонда не хватит для выплаты всем пострадавшим, — говорит заместитель председателя СК «Инго-Украина» Александр Миколенко. То есть убытки будут уже нести владельцы транспортных средств. Следует еще упомянуть и о том, что отмена обязательной автогражданки грозит потерей членства Украины в системе «Зеленая карта».

Украинский сценарий

Введение обязательного страхования ответственности автовладельцев разительно отличается от опыта других стран СНГ, которые ввели ОСАГО.

Методы внедрения страхования ответственности водителей в России, Беларуси, Казахстане имели одну общую черту — жесткий контроль и наложение штрафов. В России, к примеру, несмотря на обещания властей не прибегать к массовым проверкам полисов страхования, уже с первых дней введения «обязаловки» гаишники принялись штрафовать всех, кто не застраховался.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Беларуси. Критичность ситуации для водителей усугублялась тем, что размеры штрафов у соседей в несколько раз превышают украинский аналог. В Казахстане поступили еще жестче. Штраф за отсутствие полиса был установлен на уровне около $1. Однако если водитель был единожды предупрежден и снова пойман, автоинспекция уполномочена была попросту лишить его водительских прав. Поначалу недовольных было много. Тем не менее такая жесткая политика казахов привела к тому, что уже за первый год существования автогражданки удельный вес застрахованных составил по разным данным 70-90% от общего числа автовладельцев.

В либеральной Украине, несмотря на юридическое вступление в силу закона, этот уровень колеблется в пределах 1-2%.

Даже самые решительные оптимисты, прогнозируют, что за первый год действия автогражданки страховками обзаведутся не более 30-50% водителей. Некоторые страховщики, правда, заявляют, что можно ожидать как минимум 50% застрахованных легковых транспортных средств и 100% застрахованных автобусов и грузовых автомобилей. Надежды при этом возлагаются на вынужденное приобретение страхового полиса при прохождении техосмотра автомобилей (для легковых автомобилей — раз в два года, для автобусов и грузовых автомобилей — каждый год).

Вопрос Контрактов

Как отреагировали собственники автомобилей на введение ОСАГО?

Александр МИКОЛЕНКО, заместитель председателя СК «Инго-Украина»:
— Небольшой ажиотаж наблюдался с 30 марта по 1 апреля — самые дисциплинированные собственники автомобилей пришли и купили полисы. Но количество проданных полисов было меньшим, чем в 2000 году, когда тоже объявляли о введении контроля за наличием полисов. ГАИ останавливают водителей, проверяют наличие полиса, а им водители отвечают, что еще не успели застраховаться. В ответ ГАИ ограничиваются напоминанием о необходимости страхования, не взимая штрафы. В результате, активность страхователей упала.

Андрей ПЕРЕТЯЖКО, председатель правления СК «PZU-Украина»:
— Громкие заявления политиков в парламенте и непонятная позиция МВД по контролю над наличием полисов страхования ответственности автовладельцев привели к «прохладной» реакции страхователей. Апрель должен внести ясность в судьбу закона об автогражданке. Если будет принято решение оставить закон в том виде, в каком он есть, то доля застрахованных автовладельцев вырастет до 45-60%. Полный охват рынка может обеспечить система штрафов за отсутствие автостраховки, которые будут составлять не менее 50% стоимости страхового полиса.

Владимир ДОЦЕНКО, заместитель председателя правления СК «Эталон»:
— Пик активности продаж страховых полисов пришелся на 30-31 марта. В эти дни объемы продаж выросли в 2-3 раза. В начале апреля начался резкий спад продаж. Люди приходили, интересовались, но редко покупали полисы.

В прошлом году в Украине было продано около 1 млн полисов автогражданки. Количество транспортных средств в Украине — около 8-10 млн. Таким образом, я считаю, что уровень застрахованных по автогражданке в Украине составляет около 10%. Насколько изменится эта цифра к концу года, прогнозировать сложно.

Николай РЫГУН, директор ривненского агентства СК «Вексель»:
— Несмотря на массовые рекламные акции страховых компаний, ажиотажа и очередей по страхованию автогражданки не наблюдается. Более 90% всех обратившихся в компанию решили не спешить с покупкой полиса. Инспекторы ГАИ говорят, что у них нет четких указаний, как действовать при отсутствии страховки. Соответственно страхователи заняли выжидательную позицию.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Автогражданка не нашла массового покупателя, став заложником очередных предвыборных баталий» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA