Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах

Казна и Политика
2577
В Украине в 2018 году начнется строительство концессионных дорог, проезд по которым будет платным. По мнению министра инфраструктуры Владимира Омеляна, платные автобаны будут строить параллельно с уже существующими бесплатными дорогами. Но насколько выгодно будет вкладывать деньги в строительство платных дорог?
Пилотные проекты
Правительство планирует не только дать старт строительству концессионных дорог, но и увязать их с проектами по развитию европейских транспортных коридоров.
Планируется, что первые платные дороги Киев-Умань и Львов-Краковец в перспективе станут частью трансъевропейского автобана Гданьск-Одесса, соединяющего Балтийское и Черное моря.
Для этого запланировано строительство новой автомагистрали Львов – Тернополь – Винница – Одесса – Николаев.
Руководитель Укравтодора Славомир Новак заявил, что работы по строительству первой платной дороги Киев-Белая Церковь начнутся уже в 2018 году. Также в 2018 году планируется дать старт строительству дороги Львов-Краковец, с перспективой ее продления до Ровно.
Интересными для инвесторов могут стать отдельные участки новой окружной дороги вокруг Киева, и новой автодороги Киев – Одесса.
Как это работает в Европе?
Европейские страны активно привлекают частные капиталы для строительства концессионных дорог. С появлением Евросоюза практика строительства платных дорог распространилась на большинство стран.
Инвесторов привлекают в случае, если нужны новые дороги, а денег на строительство нет. Частной компании предоставляют разрешение построить дорогу и управлять ею на протяжении 30-40 лет.
Государству это выгодно, поскольку качество дорожной инфраструктуры улучшится, а деньги для строительства, и не малые, искать не нужно.
Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах
Стоимость строительства 1 км автомагистрали в странах ЕС обходится в 10 млн евро. Также не придется тратить бюджетные деньги на обслуживание дороги, пока она находится в управлении частной компании.
В некоторых странах на платных дорогах проезд для легковых автомобилей с местной регистрацией бесплатный, плата взимается с грузовиков и автомобилей с иностранной регистрацией.
В большинстве соседних с Украиной стран уже функционируют платные дороги, они есть в Румынии, Венгрии, Польше, Молдове, Белоруссии и России.
Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах
Почему платные дороги нужны
Для водителей появление платных дорог в Украине также может стать неплохой альтернативой, учитывая низкий уровень качества бесплатной инфраструктуры в нашей стране.
Появляется возможность выбора. Концессионные дороги строятся так, чтобы не быть единственным возможным маршрутом. Водитель сможет выбирать, ехать бесплатно по более длинной дороге низкого качества, либо платить за проезд по короткому пути на современной автомагистрали.
В украинских реалиях проезд по платной дороге даст возможность сократить расходы топлива за счет меньшего расстояние проезда, и снизить износ автомобиля за счет качества дорожного полотна.
Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах
По сути, все дороги в Украине уже сейчас можно считать платными, поскольку в стоимость топлива закладывается налог на строительство и обслуживание дорог.
Однако рассчитывать на заметное улучшение дорожного хозяйства в 2017 году не приходится. Бюджет Укравтодора на этот год 16,7 млрд грн, из которых 7 млрд грн предназначены для выплаты обязательств по кредитам, 1 млрд – оплата долгов прошлых лет, около 4 млрд – административные расходы и проведение мелкого ремонта дорог.
Таким образом, на ремонт и восстановление дорог у компании остается менее 5 млрд грн, этого хватит, чтобы отремонтировать около 700 км автодорог. А вот строительство новых дорог в текущем году финансировать нечем.
Что касается нынешнего состояния дорожного полотна в Украине, по данным Укравтодора, из 175 тыс. км дорог общего назначения 90% требуют ремонта и реконструкции.
Для этого, по расчетам Мининфраструктуры, потребуется более 1 трлн гривен, при существующем финансировании это займет 30-40 лет. А учитывая, что существующие дороги постепенно разрушаются, окончательная стоимость ремонта может оказаться значительно больше.
По качеству дорог в рейтинге Global Competitiveness Report 2016 наша страна заняла 132 место из 140. Если ничего не делать, скоро можем оказаться в самом низу списка.
Частично проблему финансирования дорожного строительства может решить программа, в рамках которой перевыполнение поступлений от таможни направляется на строительство дорог в областях. Принесет ли пользу такой подход, и будет ли достаточно финансирования для строительства новых дорог, покажет время.
Стоимость проезда
Какой может быть стоимость проезда по платным дорогам в Украине, пока не известно. Но если строить дорогу будут иностранные инвесторы, стоимость проезда будет подтягиваться к среднеевропейскому уровню.
Например, в Болгарии стоимость проезда по платной дороге обойдется в 7 евро в неделю, в Молдове – в 3-4 евро. В Австрии проезд стоит 9 евро за 10 дней.
Во Франции проезд по платной автостраде из Марселя в Ниццу стоит около 17 евро. Столько же обойдется проезд из Рима во Флоренцию в Италии.
Условия для инвесторов
Как показывает мировой опыт, частным компаниям интересны проекты платной дороги со средним трафиком от 20 тыс. автомобилей в сутки. Если трафик будет ниже, окупаемость дороги увеличивается и проект становится неинтересным.
Решить проблему за счет повышения стоимости проезда также не выход, высокий уровень оплаты за проезд может привести к снижению трафика и доходов.
Поэтому платные дороги лучше всего строить на коротких участках с наиболее оживленным движением. Например, с этой точки зрения инвесторов может заинтересовать дорога от Львова до польской границы Львов-Краковец.
Инвесторов может заинтересовать проект автобана между Киевом и Белой Церковью. Концессионной станет новая дорога, а действующая дорога будет ее бесплатной альтернативой. Также для частного капитала могут быть интересны некоторые отрезки новой окружной дороги вокруг Киева.
Поэтому участия частного капитала в строительстве автобанов через всю страну, скорее всего, не будет. Низкая покупательная способность и низкая плотность населения не дают возможности сделать такие проекты рентабельными и в приемлемые сроки окупаемыми. Высокий трафик есть только на подъездах к крупным городам. Именно там и наиболее реально привлечь в проект частный капитал.
Платные дороги в Украине. О возможностях и перспективах
На сегодняшний день приход в Украину крупных иностранных компаний, имеющих опыт строительства и управления платными дорогами, сдерживается несколькими причинами:
  • Отсутствие законодательной базы.
Существующий закон о концессиях не гарантирует инвестору окупаемость вложений. В проекте нового закона учтен европейский опыт и предусматривается механизм выделения инвестору земли, на котором он будет строить автобан.
Также предусматривается возможность предоставления государственных гарантий инвестору по минимальному уровню трафика, который позволит обеспечить прибыльность проекта. Платной дорогой на протяжении 30-40 лет будет владеть инвестор. Затем дорога переходит в собственность государства.
  • Низкая финансовая привлекательность проектов платных дорог в Украине.
Несовершенное законодательство и неблагоприятный экономический климат делает инвестиции в дорожные проекты в Индии, Бразилии или Польше более привлекательными, чем в нашей стране.
Принцип простой: капитал идет в те страны, где можно получить более высокую отдачу при низких уровнях риска. А какие перспективы окупаемости у наших платных дорог, пока неизвестно.
Риски для инвесторов
Планируя привлекать частный капитал в строительство платных дорог, государство вполне может столкнуться с отсутствием интереса иностранных компаний по причине низкого инвестиционного рейтинга нашей страны.
В рейтинге Doing Business 2016 Украина занимает 62 место, а в рейтинге восприятия коррупции – 128 место. Экономическая ситуация в Украине такова, что иностранные инвесторы даже в краткосрочные проекты в нашей стране заходят с опаской. А инвестиции в инфраструктуру – долгосрочное капиталовложение. И захочет ли иностранный капитал рисковать своими деньгами в долгосрочном периоде, это вопрос, на который ответ может оказаться отрицательным.
Что касается внутренних инвесторов, то внутренний бизнес, как правило, не вкладывается в проекты, с отдачей более 3-5 лет. А в случае с дорожным строительством на отдачу можно рассчитывать через 20-25 лет. Поэтому есть сомнения, что внутренний капитал активно откликнется на участие в проектах концессионных дорог.
Сергей Савенко
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас