Богдан Данилишин: о возобновлении кредитования реального сектора экономики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Богдан Данилишин: о возобновлении кредитования реального сектора экономики

Кредит&Депозит
830
Меня часто спрашивают о возобновлении кредитования реального сектора экономики. На мой взгляд, это один из самых наболевших вопросов восстановления эффективного функционирования экономики страны.
Отмечу, что кредитование банками реального сектора экономики постепенно восстанавливается. Объемы кредитования реального сектора экономики в гривне начали восстанавливаться с июня 2016 года, стабилизировавшись с ноября того же года на уровне около 90% от уровня кредитования концу 2013 года и достигнув 418,6 млрд грн по состоянию на апрель 2017 года.
Одновременно продолжается тенденция снижения объемов кредитования в иностранной валюте. В целом задолженность нефинансовых корпораций перед банками по состоянию на апрель 2017 года составила 788,4 млрд грн.
При этом решение банков относительно кредитования зависят прежде всего от их собственной кредитной политики и спроса со стороны реального сектора.
Текущий уровень ликвидности банковской системы не является фактором, который сдерживает банковское кредитование, а «ресурсный голод» банков» – это миф.
Банки в Украине работают в условиях структурного профицита, о чем свидетельствуют существенные остатки на корсчетах банков по депозитным сертификатам Национального банка: по оперативным данным, по состоянию на 09.06.2017 остатки составили 40,0 млрд грн и 73,2 млрд грн соответственно.
Значение вклада инфляции как одного из факторов высокой стоимости заемных средств также не является критичным и будет продолжать снижаться по мере достижения ценовой стабильности.
В текущих условиях высокого уровня ликвидности и дезинфляционного тренда главной причиной сдержанной кредитной активности банков выступает крайне низкий уровень защиты прав кредиторов.
В частности, продолжительность и затратность судебных и правовых процедур, которые связаны с процессами банкротства должников и обращения взыскания на залоговое имущество, фактически делают невозможным быстрое и эффективное возвращение банками просроченной задолженности должников и не стимулируют наращивание кредитования.
По результатам изучения рисков банковского сектора установлено, что юридический риск больше всего мешает банкам восстанавливать кредитование.
Особенно негативную роль для постоянного роста этого риска имеют противоречивые судебные решения в отношении банков-банкротов, а также без ожидания в течение длительного времени рассмотрения необходимых для развития финансового сектора законов.
Кроме того, высоки риски банков, связанные с асимметричностью информации – информация о заемщиках недостаточна, в частности из-за отсутствия доступа к ряду государственных реестров и промедления парламента с законодательным урегулированием вопроса создания Кредитного реестра Национального банка Украины.
Следствием сложившейся ситуации является высокий уровень неработающих кредитов, при котором банки не готовы брать на себя новые кредитные риски, поскольку не уверены в эффективной защите своих прав в отношениях с заемщиками.
Так, в конце апреля 2017 года доля неработающих кредитов составляла около 57% (без учета NPL Приватбанка – 46%).
Высокая доля неработающих кредитов является одним из ключевых системных рисков банковского сектора, что, среди прочего, сдерживает восстановление кредитования.
При этом больше всего неработающих кредитов приходится на такие секторы экономики, как строительство и недвижимость (71%), металлургия (60%), машиностроение и добывающая промышленность (58%), пищевая промышленность (55%), а меньше всего – на легкую промышленность (12%).
Реструктуризация имеющихся неработающих кредитов проходит медленно, вследствие чего кредитные риски сохраняются. Одной из причин этого является наличие негативных налоговых последствий для банков в случае резервирования и списания неработающих кредитов за счет резервов.
Реализация задач Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года должна решить вышеуказанные проблемы, которые ограничивают кредитование реального сектора экономики.
При этом самым важным шагом для стабилизации банковской системы и возобновления кредитования экономики Украины должно быть принятие ряда законов Украины, которые находятся на рассмотрении Верховной Рады Украины и направлены на решение неотложных проблем финансового сектора, а также связаны с выполнением Украиной обязательств по Меморандуму об экономической и финансовой политике от 02.03.2017, заключенным в рамках общей с МВФ программы по Механизму расширенного финансирования (EFF).
Разработка нормативно-правовой базы для защиты прав кредиторов с учетом международного опыта, которая предоставила бы возможность создать действенные механизмы защиты финансовой системы и снизить влияние кризисных явлений на участников финансового рынка, предусмотрена также Соглашением о коалиции депутатских фракций «Европейская Украина».
Кроме того, положительную роль в восстановлении кредитования реального сектора экономики может сыграть изменение государственного механизма поддержки предприятий-заемщиков.
Так, до сих пор в Украине действует механизм компенсации процентных ставок по кредитам, прежде всего для предприятий аграрного сектора. Однако еще в 2012 году эксперты ОЭСР рекомендовали вместо этого ввести в Украине схемы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий (далее – МСП) как инструмента, который будет способствовать расширению доступа к кредитным ресурсам.
По их выводам, такой инструмент применяется как в развитых странах, так и в развивающихся и является более эффективным, чем используемый в Украине механизм компенсации процентных ставок по кредитам.
Возобновлению активного кредитования реального сектора экономики в Украине будут способствовать:
1) достижение и обеспечение ценовой стабильности в государстве совместными усилиями Правительства и Национального банка Украины;
2) снижение значительных рисков в банковской деятельности путем реализации задач Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года и принятие соответствующих законов;
3) совершенствование государственного механизма кредитной поддержки МСП.
Богдан Данилишин, Председатель Совета Национального банка
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас