Ольга Сапрунова: 9 критических ошибок в документации по трансфертному ценообразованию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ольга Сапрунова: 9 критических ошибок в документации по трансфертному ценообразованию

Фондовый рынок
1264
Компании, самостоятельно занимающиеся подготовкой документации по трансфертному ценообразованию, во время ее сдачи в контролирующие органы могут сталкиваться с определенными проблемами. Для уменьшения риска отказа, сохранения времени и нервов предлагаю рассмотреть некоторые моменты и недостатки в документации по трансфертному ценообразованию, известные мне из многолетнего опыта работы в органах фискальной службы.
Копирование шаблонов, подготовленных в Группе компаний или другими компаниями по подобным операциям. Такой подход создает иллюзию защищенности от проверок и может больше навредить. Ведь каждый нюанс условий проведения операций может быть ключевым и повлиять на результаты их экономического и сравнительного анализа.
Неотражение в полном объеме информации, определенной в подпункте 39.4.6 статьи 39 Налогового кодекса. Наиболее распространенным является игнорирование требования отображения информации обо всех связанных лицах с раскрытием критериев признания их таковыми. В частности речь идет о лицах, корпоративными правами которых в размере 20% и более, владеет компания, а также о лицах, обладающих корпоративными правами компании в размере 20% и более.
Невнимательное отношение к анализу соответствующих рынков товаров (работ, услуг), описанию факторов, которые повлияли на формирование и установление цены. В то время как, например, наличие рыночных, внешнеэкономических, политических, социальных факторов и событий может оказывать значительное влияние на ценообразование.
Приведение в документации сведений по договорам (контрактам) об условиях сделок, не соответствующих фактическим обстоятельствам их проведения (особенно в отношении условий расчетов). Это искажает оценку и приводит к избранию ошибочного подхода для дальнейшего анализа.
Отображение функций, которые стороны на самом деле не совершали в контролируемых операциях, так же как и активы, которые не использовались в проведении этих операций, и коммерческие риски, которые фактически не материализовались. Такая ситуация влияет на фактический результат функционального анализа и может привести к неверному избранию стороны, которая будет тестироваться.
Избрание стороной исследуемого нерезидента, на которого нет документально подтвержденных сегментированных финансовых данных для проведения экономического и сравнительного анализа. В таком случае использование указанной информации неуместно, ввиду того, что нерезидент может осуществлять много различных операций (как контролируемых, так и неконтролируемых), которые нельзя должным образом сравнить на объединенной основе.
Неверный расчет финансовых показателей. В таком случае стороной исследования выбирают резидента и не изымают расходы и поступления, не связанные с контролируемой операцией. Это может влиять на совместимость с неконтролируемыми операциями.
Отсутствие достаточного обоснования отказа от избрания методов сравнительной неконтролируемой цены, цены перепродажи, затраты плюс при наличии потенциально сопоставимых операций. Если различия между коммерческими и/или финансовыми условиями контролируемых операций и таких сопоставимых операций не существенны или могут быть скорректированы, контролирующий орган может применить другой метод трансфертного ценообразования, чем тот что выбрала компания, и соответственно получить другие результаты расчетов.
Неучет особенностей учетной политики в ходе исследования финансовых показателей компаний. Различия в учетной политике компаний могут привести к тому, что эти показатели не будут сопоставимы. Учитывая, что в общедоступных источниках, в том числе в базах данных Amadeus и Ruslana, отсутствует информация об особенностях учетной политики и методологии формирования себестоимости продукции потенциально сопоставимых компаний, необходимо с осторожностью использовать для анализа финансовых показателей, на которые влияют особенности бухгалтерской отчетности.
Ольга Сапрунова: 9 критических ошибок в документации по трансфертному ценообразованию
На самом деле, принцип «вытянутой» руки – это тонкий инструмент, а документация по трансфертному ценообразованию является первой линией обороны для бизнеса во время налогового контроля. Поэтому компании, которые готовят ее качественно, аргументированно и подробно минимизируют как риски дальнейшего истребования у них дополнительной информации, так и риски назначения проверок.
А те, кто подготовке документации уделяет недостаточно внимания и считает, что проще заплатить штраф за ее непредоставление или подать бессмысленный, формальный ответ, подвергают себя штрафам за непредоставление документации по трансфертному ценообразованию.

Справка Finance.UA:

  • до 200 размеров прожиточного минимума (за отчетный 2016 год – до 266 тыс.грн!) За ее неподачу на запрос ГФС;
  • 5 размеров прожиточного минимума (за отчетный 2016 год – 6650 грн!) за каждый календарный день непредставления документации по истечении 30 дней после предельного срока для уплаты штрафа за первичное ее непредоставление.
Иногда расходы на уплату штрафных санкций за непредставление могут значительно превышать инвестиции в ее качественную и тщательную подготовку.
Ольга Сапрунова, Заместитель директора Департамента трансфертного ценообразования Kreston GCG
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас