Дмитрий Варчук: почему идея Минфина о создании новой госструктуры по работе с проблемными активами изначально провальная — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дмитрий Варчук: почему идея Минфина о создании новой госструктуры по работе с проблемными активами изначально провальная

Кредит&Депозит
677
Инициатива Министерства финансов Украины о создании государственной структуры по работе с токсичными банковскими активами – изначально провальная, и вот почему.
Напомним, у государства уже есть аналогичный опыт и он абсолютно негативный. Так, Кабинет министров Украины своим распоряжением от 14 сентября 2011 года на базе проблемного ОАО «Родовид Банк» создал санационный банк, основной задачей которого было продолжение работы по возвращению собственных активов; работа с проблемными активами государственных банков и банков, капитализированных при участии государства.
И что в итоге? ОАО «Родовид Банк» за счет полученного в 2009 – 2011 гг. из госбюджета рефинансирования на сумму 12,5 млрд грн полностью рассчитался со всеми вкладчиками, а, учитывая, что эту стопроцентную сумму размещенных в банках депозитов смогли получить лишь клиенты трех банков, можно сделать вывод, что вкладчики здесь были очень непростые.
При этом банк так и не взял в работу проблемные активы других банков. Более того, менеджмент «Родовид Банка» не смог вернуть даже свои собственные кредитные средства.
Таким образом, госменеджмент все бюджетные деньги освоил, а «Родовид Банк» в феврале 2016 года отправил на ликвидацию.
Вот как, напомню, сформулировало Министерство финансов причину ликвидации «Родовид Банка»: «Во-первых, потому что на законодательном уровне так и не были созданы механизмы передачи и реализации проблемных активов банков государственного сектора, что необходимо для эффективной работы санационного банка. Во-вторых, в качестве санационного банка “Родовид банк” показал низкую результативность работы с собственными активами. В течение деятельности банка как санационного доходы банка по сути покрывали лишь его административные расходы, государство не имело никаких дивидендов от его деятельности”.
Итак, на сегодня – лицензия у «Родовид Банка» отозвана, а проблема токсичных активов все на том же девственном уровне. Но главное – мы потеряли 6 лет, а государство нам предлагает повторить этот же путь.
Напомню, что по информации НБУ, по состоянию на 1 апреля 2017 года объем неработающих кредитов в банковской системе составил 568,8 млрд грн из общего объема в 1,032 трлн грн.
Кроме того, из заявления Минфина не ясно, как госменеджмент, провалив работу по взысканию проблемной задолженности в «Родовид Банке», сможет это сделать во второй раз, при этом, по сути, сменив лишь вывеску?
Зачем создавать еще одну государственную структуру, на содержание которой необходимо дополнительное финансирование из госбюджета, если так и не доработано законодательство, по-прежнему нет реалистичного механизма взыскания проблемной задолженности?
К тому же Минфин планирует на первом этапе работать лишь с активами госбанков и только потом, если получится, перейдут к проблемной задолженности коммерческих банков? То есть, «масло масляное» получается и, что мы получим на этот раз? А мы получим посредническую госструктуру, которая по сути наделена монопольным правом работать с токсичными активами еще каких-то 6 лет…
Складывается впечатление, что задача государства состоит не в возвращении денег от продажи проблемных банковских активов, а в недопущении к этому вопросу частного бизнеса, эффективность которого априори выше. То есть государство убивает конкуренцию, и создает еще один потенциально коррупционный путь.
Непонятно, зачем усложнять этот и без того архисложный процесс, создавая именно посредническую государственную структуру?
Рассмотрим другой «позитивный» опыт работы государственной структуры по возвращению денежных средств, полученных от реализации активов ликвидированных банков – Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Именно с принятием решения о создании Фондом консолидированного офиса по управлению активами – процесс продажи залогового имущества значительно усложнился.
Так как с появлением данного подразделения любая низкая цена актива рассматривается как признак коррупции.
Сотрудники Фонда не могут ни понят, ни тем более отрапортовать, что многомиллионный актив реально можно продать лишь по цене “бумаги”, на которой написана цифра!
Причем, обращаю внимание, что оценивается актив сейчас также с привлечением иностранных экспертов. В итоге – цена, которую устанавливает Фонд, – нереальная, спроса на актив нет и в ближайшей перспективе не будет!
Ещё труднее, если этот актив в виде прав требования по кредиту был заложен в НБУ и регулятор должен дать согласие на его продажу, а также дать оценку предлагаемой Фондом цены за объект, что в целом наделяет данный процесс признаками бесконечности.
Считаю, что на данный момент необходимо создать прозрачные условия продажи проблемных банковских активов на открытом для всех рынке, где оценка Фонда свободно будет корректироваться спросом на рынке.
Это именно тот случай, когда лучше продать пусть и за меньшие деньги, чем сидеть на активе вечность. А те активы, которые нельзя уже реализовать за адекватную цену, лучше выставить на общедоступный аукцион, где продать по установленной правительством процедуре.
Процесс возврата проблемной банковской задолженности необходимо максимально упростить.
Нужен диалог между всеми участниками данного процесса, важно вносить в законодательство изменения по упрощению процедуры взыскания.
Принятый Закон «О финансовой реструктуризации», как видим, не стимулирует недобросовестных заемщиков, а это, преимущественно, крупный отечественный бизнес, рассчитываться по своим долгам. У нас вообще не принято, я бы сказал, не модно выплачивать банковские кредиты.
Государство должно стать примером и показывать со своей стороны, как нужно выполнять свои обязательства! А искать проблему, почему актив стал плохим, необходимо на этапе ее зарождения, чтобы не допустить квалификации – безнадежный.
Мое мнение – сегодня государству необходимо комплексно мотивировать бизнес выполнять свои кредитные обязательства: например, предоставить льготы тем компаниям, которые выплатили долги, а еще более существенные льготы, если у тебя безупречная кредитная история.
Создайте в стране бизнес-климат, в котором невыплата кредита будет общепринятым позором, а не так как сейчас – все только и козыряют цифрами “списания” своих долгов!
Дмитрий Варчук, директор и основатель компании KVADRA INVEST
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас