Ryanair: как полетать лоукостом за 7 евро
Ещё раз о Ryanair в Украине. Вчера меня спросили, почему по моему мнению цены лоукоста на украинском направлении значительно выше, чем ожидали украинцы, и когда можно надеятся на билеты по знаменитые 7 евро.
Сразу скажу, внизу мое оценочное мнение как эксперта, а не какой-то инсайд.
Во-первых, надо понять, как в Польше (или другой западной стране) появляются такие цены от 7 евро, тогда как согласно презентации авиакомпании себестоимость средней перевозки у неё выше 32 евро, при средней цене билета 42 евро (презентацию можно найти на сайте Ryanair).
Ryanair традиционно работает в аэропортах Европы на особых условиях. Оставим вопрос прямых дотаций – сейчас в ЕС они практически запрещены, вернее очень ограничены. Возьмём ситуацию проще: лоукостер приходит в забитый провинциальный аэропорт X-бург, с минимальным существующим пассажиропотоком или без оного и обязуется перевезти за год 500 тысяч пассажиров. За это аэропорт обещает авиакомпании скидку на обслуживание 90% с 10 до 1 евро (цены условные, порядок цен реальный). Но, в случае невыполнения обязательства по пассажиропотоку, авиакомпания будет обязана заплатить полную плату по обслуживанию за всех пассажиров. То есть, перевезя 500 тыс человек, лоукост заплатит 500 тысяч евро, а за 480 тысяч пассажиров – 4,8 миллиона евро!
Авиакомпания продаёт билеты с большой глубиной – продажи открыты на год вперед. И уже в марте-апреле, максимум в мае – лоукостер видит динамику и знает, выполнит ли он обязательства по пассажиропотоку перед аэропортом. Если нет, допустим не хватает тысяч 50 пассажиров, аэропорт попадает в список аукционных на очередную распродажу Ryanair – и так появляются билеты по условным 7 евро. Что, напомню, примерно на 25 евро дешевле себестоимости. Билеты мгновенно раскупают любители шары и просто счастливые пассажиры, которым подходят даты. Это несёт авиакомпании 1, 250 млн евро убытка.
Вот почему я считаю, что лоукостер запущенный не из центральных, а глубоко провинциальных, но околостоличных аэропортов – будет выгоден не только им, но и пассажирам! И вот почему считаю позицию министра Омеляна глубоко ошибочной изначально. Особенно по Киеву.
Ну и ещё 2 объективных обстоятельства:
- 1. Из аэропортов Украины примерно на 1 (Львов)-2 (Борисполь) часа лету дальше до любого западноевропейского аэропорта, чем из польских конкурентов. (Скандинавские исключения тут не рассматриваем). Дальше летишь – больше расходов – выше себестоимость и, соответственно, цена билета.
- 2. Все польские аэропорты, как и прочие восточноевропейские, полностью отреставрированные, обладают новыми терминалами, взлетно-посадочными полосами, башнями и осветительной-навигационным оборудованием, в среднем на 50% продотированным из бюджетов ЕС. Ну и ещё, строительство 15 провинциальных новых терминалов аэропортов Польши (все, кроме Шопена) вместе стоили дешевле, чем один Львовский или Донецкий, про Бориспольский вообще молчу. У них изначально себестоимость обслуживания меньше в разы, так как затраты были меньше – порой на порядок!
- 3. Да, и кто там смеялся, что аэропорт Варшава Шопен сейчас обанкротится из-за полётов Ryanair? Для справки, ирландский лоукостер летает из этого аэропорта только в 3 региональных польских аэропорта (Вроцлав, Щечин, Гданьск), дотации таких рейсов официально разрешены регламентом ЕС. Все прочие рейсы Ryanair выполняет из военного аэропорта Warszawa Modlin в 40 км от Варшавы, (Шопена, если кто не знает, находится в черте города).
P.S. Сейчас мониторинг, а не инсайд:
Ну и дешевых билетов на сайте компании пока полно. А если 30-40 euro за билет осенью в одну сторону в Лондон или Стокгольм вам дорого, то как вы собираетесь там из аэропорта в центр доехать – пешком далеко будет.
P.S. И ещё, считаю ли я лоукостер и, в частности Ryanair, благом для Украины – однозначно да. Но, так же как спички требуют серьезного обращения, чтобы не сжечь дом, так и лоукостер требует ответственности, в первую очередь от профильных чиновников и политиков.
Александр Ланецкий
По материалам: Контракти
Поделиться новостью