Почему белорусы не опускают цены на украинских заправках — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему белорусы не опускают цены на украинских заправках

Энергетика
1562
Украинский топливный рынок мощно лихорадит в последнее время. После продолжительного дефицита автогаза и его резкого подорожания, заправщики стали опускать свои расценки. За неделю они просели уже на 30 копеек (до 11,40 грн./л). В тоже время стоимость бензина и дизеля на АЗС выросла на 20-80 копеек (до 26,99 грн./л), и не хочет опускаться.
Выровнять цены в опте, а затем и в рознице должен был поток транзита через Украину каспийской нефти в Беларусь. Однако он так и не активизировался, несмотря на обещания властей. Поток каспийской нефти к Батьке незначителен, но он позволяет Минску выдавливать из Москвы более выгодные условия поставок российского сырья на белорусские НПЗ.
За первые месяцы 2017 г. на Беларусь пришлось 48,9% импорта нефтепродуктов в Украину: с января по март мы заплатили белорусским НПЗ более $285 млн. Импорт из РФ составил 27% на $158,2 млн., Греция отгрузила Украине 8% всего импортного топлива, на $47,4 млн. А все остальные страны ввезли в нашу страну бензина, дизеля и автогаза на $91 млн.
Еще в конце 2016 г. ожидалось, что Азербайджан сможет расширить поставки своей нефти в Беларусь благодаря обещанной в Киеве 75%-ной скидки за перевалку транзитной танкерной нефти в порту Южный. Однако, расширение каспийских поставок белорусским НПЗ затягивается из-за того, что стороны транзита спихивают друг на друга необходимость нести большие стартовые расходы.
Они нужны для вытеснения российской технической нефти из трубопровода «Дружба» на участке Броды-Мозырь и технического заполнения второй нитки этой трубы нефтью каспийской.
Как «Роснефть» заново проникла в Киев
Неизвестно, обсуждали ли эту проблему лидеры Украины и Белоруссии на рабочей встрече, которая состоялась в конце апреля по формальному поводу годовщины аварии на ЧАЭС: переговоры Лукашенко и Порошенко всегда раздражали Москву, поэтому о нефтяном аспекте нынешней встречи прессе ничего не было сказано.
Ранее, в 2016 г., Порошенко обещал президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву уменьшить тариф порта Южный, чтобы начать большой трубопроводный транзит в Беларусь. В Баку надеялись, что обещание Киева позволит Беларуси и Азербайджану возобновить выполнение так и не реализованных нефтяных соглашений 2011 года. Они подразумевали не 75%-ную, как сейчас, а 50%-ную скидку порта «Южный», и поставку для транзита в Украину по 18 млн т азербайджанской нефти в год.
Из этого объема 2 млн т причиталось одному из НПЗ Украины, 5 млн т двум НПЗ Чехии, и по 12 млн т, Мозырскому и Новополоцкому НПЗ Беларуси. Этот проект транзита тогда встретил сопротивление со стороны РФ, которое продолжается до сих пор.
Прямой жертвой этого так и не состоявшегося проекта является российская «Роснефть», которой придется уступить часть своего рынка в Восточной Европе поставщикам каспийской нефти. По циркулирующим в украинской прессе слухам, на протяжении 2015-2016 годов киевским партнерам «Роснефти» удалось повысить свое влияние в украинской власти. В частности, эта российская компания смогла безнаказанно переписать на третьих лиц свои украинские активы, и избежать таким образом риска ареста имущества в счет погашения судебных исков по компенсации ущерба, нанесенного в ходе российской агрессии в Крыму.
Благодаря таком лавированию «Роснефть» в начале украино-российского противостояния смогла достичь парадоксального результата — ее позиции в Киеве не ослабились, а наоборот, усилились.
Сегодня украинские партнеры «Роснефти» контролируют весь трубопроводный экспорт нефтепродуктов Беларуси, в том числе и в Украину. Этот экспорт идет по продуктопроводу, который проходит через Украину от Мозырского НПЗ до Словакии и Венгрии.
Что касается поставок сырой нефти по украинскому нефтепроводу «Дружба», то и здесь «Роснефти» удалось достичь успеха. Она нашла оригинальный способ не дать Украине и Азербайджану возможности заполнить каспийской нефтью вторую нитку нефтепровода на участке Броды-Мозырь в конце 2016 г. «Транснефть» по просьбе «Роснефти» передала операционное управление прокачкой российской нефти по этому нефтепроводу самому крупному в мире нефтетрейдеру — швейцарской Glencore. До ее прихода у Киева был шанс вышвырнуть «Роснефть» с украинского рынка транзита нефти, пользуясь ситуацией украино-российского конфликта. Сейчас же время упущено.
Возможно, кто-то в Киеве от такого упущения и выиграл. Но в результате, перед Азербайджаном и Украиной на пути к реанимации проекта «большого транзита» нефти в Беларусь возникают все новые и новые сложности.
В результате странностей в противостоянии Киева и «Роснефти», Баку к настоящему времени решил взять паузу в политике большого трубопроводного транзита в Беларусь. Главный азербайджанский экспортер — государственная компания Socar — переориентировался с больших задач 2011 года на более достижимые и менее масштабные цели.
Это и развитие импорта каспийской нефти на украинский Кременчугский НПЗ, и проработка варианта малого железнодорожного транзита нефти в Беларусь. Чтобы изучить возможность начала сквозных поставок цистерн с нефтью из Баку на украинские железные дороги, 26 апреля порт Черноморск посетил глава азербайджанской государственной судоходной компании Сaspar Рауф Валиев, который предложил украинским портовикам изучить возможность сдачи в аренду или покупку украинской ж.д. паромной линии Черноморск-Поти.
Этот малый транзит вряд ли решит для Беларуси проблему заполнения ее НПЗ сырьем, альтернативным российскому импорту — этой стране нужен именно крупный транзит через Украину.
В 2016 г. белорусские НПЗ переработали 18,6 млн тонн нефти, из которых 18,1 млн тонн пришлось на импорт из РФ. Порядка 0,5 млн тонн пришлось на ж.д. поставки из Азербайджана. По некоторым данным, азербайджанская нефть стоила для Минска по $30/барр. в период, когда мировые цены сорта Brent колебались на уровне $40-45/барр. Как стало известно совсем недавно, в тот же период Польша воспользовалась ростом конкуренции между Ираном и Саудовской Аравией, и умудрилась контрактовать иранскую нефть по цене $17-20/бар. Такие цены откровенно пугали экспортеров нефти из РФ, и заставляли их идти на уступки.
Большие премии к импорту позволяют трейдерам больше зарабатывать и расширять инструментарий ценовой конкуренции на украинском рынке импорта нефтепродуктов. Эта конкуренция напрямую сказывается на кошельках потребителей — розничная торговля при закупках в опте получает больше ценового выбора, и АЗС начинают более ожесточенную ценовую конкуренцию, от которой и выигрывает конечный покупатель автомобильного топлива.
В перспективе, когда Иран присоединится к намерениям Азербайджана увеличить транзит нефти в Беларусь, этот фактор будет все больше сказываться на украинском рынке. Но пока этого не произошло, украинский рынок будет болезненно реагировать на любые изменения в снабжении Беларуси нефтью, а сама Украина будет выглядеть жертвой слабой транзитной политики и полного отсутствия политики развития своих собственных НПЗ. Вполне возможно, что такая слабость появилась по объективным причинам, но похоже, что «Роснефть» в 2014-2016 годы очень неплохо поработала в Киеве.
Иван Петров
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас