Новые тарифы на перевозки заложат в ценники: что подорожает в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Новые тарифы на перевозки заложат в ценники: что подорожает в Украине

Личные финансы
1266
Украинские перевозчики готовятся пересмотреть тарифы. Как заявил член правления компании ПАО «Укрзализныця» Иренеуш Василевский, компания планирует с 1 июня 2017 года повысить расценки на грузоперевозки на 20-25%, что даст дополнительные 7 млрд грн на закупку нового подвижного состава. При этом он добавил, что компания отказалась от идеи повысить тарифы на 40%.
Напомним, железнодорожные тарифы на грузоперевозки хотели поднять еще с февраля текущего года, но Госрегуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Мининфраструктуры и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки повышения.
Одновременно дорожает и топливо. По прогнозам экспертов, за апрель средний рост цен составит 1,5 грн на литре. Это неминуемо скажется на стоимости перевозок автотранспортом и в конечном итоге – на ценниках товаров.
Как сообщили опрошенные эксперты, больше всего подорожание перевозок скажется на товарах, которые транспотируются по железной дороге.
Вагонные споры
Руководители отраслевых объединений и ассоциаций, представляющих около 90% грузоотправителей в Украине, выступают против увеличения на грузоперевозки на 25% тарифов без анализа предыдущих повышений и создания Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта.
Например, глава частной транспортно-экспедиторской компании «Лемтранс» Владимир Мезенцев считает, что тарифы поднимать нужно, но сам подход к тарифообразованию должен быть иным. Устанавливать расценки должен независимый регулятор по четкой и прозрачной формуле.
И главное, чтобы рост тарифов не привел к сокращению грузоперевозок, что может нивелировать предполагаемый рост доходов «Укрзализныци».
Тем не менее, по словам первого замминистра инфраструктуры Евгения Кравцова, рост тарифов – это пока единственный источник средств для модернизации и обновлений подвижного состава, в которую нужно вложить не менее 27 млрд грн.
«Поскольку окончательное решение о размере повышения тарифов на грузоперевозки еще не принято, нельзя сказать, как именно изменятся цены на основные виды грузов, которые перевозит железная дорога. Прямой линейной зависимости цены товара от стоимости его перевозки нет», – рассказал координатор реформы транспортной отрасли координационного Центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава.
По его словам, важен не столько размер тарифа, сколько вид перевозимого груза. Например, владельцы высокорентабельных товаров (а также идущих на экспорт) платят больше других.
Например, цена перевозки пшеницы второго класса по Украине стоит 113 грн/т, а на экспорт – 140 грн/т. После планируемого повышения тарифа эти суммы вырастут на 28 грн и 35 грн соответственно.
«И металлурги платят меньше, так же, как и производители стройматериалов и экспортеры зерна. Зато владельцы высокорентабельных грузов платят больше. Получается еще одно перекрестное субсидирование», – поясняет Александр Кава.
Правительство рассматривало на 2017 год два варианта повышения тарифов на ж/д перевозки – на 25% или 44 . По расчетам Минэкономразвития, в первом случае цены на продукцию украинского производства могли бы вырасти дополнительно на 0,4, а во втором – на 0,7%.
Так рост стоимости услуг железной дороги на 25% увеличил бы себестоимость 1 т проката черных металлов всего на 0,4%, пшеницы второго класса – на 0,7%, кокса – на 0,8%, железорудных окатышей – на 1,3%.
В то же время сами представители отраслевых ассоциаций называют другие цифры. Например, строительные компании ожидают подорожание стройматериалов в среднем на 10-15%.
По словам президента Всеукраинского союза производителей строительных материалов и изделий Ивана Салия, кроме ожидаемого повышения тарифов на грузовые ж/д перевозки на стоимость продукции влияет электроэнергия, которая уже выросла в цене для промпотребителей.
«Каждый год УЗ поднимает тарифы и каждый год ситуация только ухудшается, потому что нет вагонов. Оборот вагона с трех суток вырос почти до 14-ти. Дефицит создает ажиотаж и переплаты», – рассказал Иван Салий.
Поэтому, по его словам, все стройматериалы подорожают, а за ними и недвижимость.
Например, строители ожидают, что себестоимость железобетона вырастет на 15-17%, поскольку арматура, как и другой металлопрокат, транспортируется по железной дороге. Вырастет в цене и кирпич (примерно на 10%), так как производители используют железную дорогу дважды – доставляют сырье и развозят готовую продукцию. Будет дорожать строительство объектов и продукции, где высока доля щебня и песка, которые также в основном везут по железной дороге.
Подорожание стройматериалов наверняка скажется на стоимости жилья в новостройках. Впрочем, застройщики утверждают, что транспортная составляющая не так велика, чтобы это сразу сказалось на ценах.
Ранее глава Федерации металлургов Украины (ФМУ) Сергей Беленький рассказал, что
эффективность работы УЗ не повышается, несмотря на то, что в 2015 году повышение тарифов составило 30%, в 2016 году – 15%.
По данным объединения «Укрметаллургпром», ж/д перевозки в себестоимости продукции металлургов составляют в среднем 7%, по некоторым позициям – 10%. Металлурги считают, что из-за роста тарифов УЗ рискует потерять объемы перевозок, так как предприятия могут сократить объемы производства.
Например, как ранее сообщал исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергей Кудрявцев, для ферросплавных предприятий повышение тарифов выльется в дополнительные 200 млн грн в год.
Что касается альтернативы – автотранспорта, то и здесь может произойти рост стоимости перевозок.
Машинная возня
По данным консалтинговой компании «А-95», с начала апреля стоимость бензина А-95 поднялась почти на 60 копеек за литр, до 25,07 грн/л. На 50 копеек подорожал и сжиженный газ – его стоимость на украинских заправках уже достигает в среднем 11,58 грн/л. На столько же поднялся в цене и дизель. К маю эксперты ожидают подорожания топлива еще на 70 коп/л. Как ранее отмечал эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, экономически оправданным будет удорожание горючего в целом примерно на 1,5 грн./л.
Топливо продолжит дорожать по мере того, как у наших нефтетрейдеров «вымывается» закупленный ранее более дешевый ресурс. Поэтому резонно ожидать роста стоимости транспортировки грузов по автодорогам.
Как рассказал директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, большинство торговых сетей сейчас отказываются от собственных автопарков, поручая перевозки специализированным предприятиям.
«Транспортные расходы составляют 1,5-2% стоимости, в зависимости от группы товаров. Именно такой процент берут сети за развоз продукции с распределительного склада по отдельным магазинам. Разумеется, в самой цене произведенной продукции также «сидит» транспортная составляющая, но она также невелика. Потому говорить о заметном подорожании каких-то продуктов в магазинах из-за повышения цен на топливо пока нельзя», – рассказал Алексей Дорошенко.
По его словам, сейчас все больше автотранспорта переводится на более дешевый по сравнению с бензином автогаз. Потому данный факт также служит дополнительным препятствием для роста цен.
Александр Кава тоже не ожидает существенного повышения цен на грузы, которые возят фурами. Сейчас стоимость автоперевозок не ниже $0,35 за перевозку тонны груза на 10 км.
Напомним, всего в Украине по железной дороге перевозится 60% всех грузов. В 2015 году этот объем составил почти 350 млн тонн. Однако уже в 2016-м грузовые перевозки по железной дороге сократились, в том числе благодаря росту тарифов на 15%.
Константин Симоненко
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас