Тяжёлый труд. Почему новый Трудовой кодекс оказался скандальным
Президент Украины Пётр Порошенко не так часто принципиально отказывается подписывать новые законопроекты. Ситуация с новым Трудовым кодексом — именно тот случай. Корни проблемы кроются в антидискриминационных нормах, перечень которых в последний момент изъял Комитет по вопросам социальной политики, ограничившись общей фразой “Запрещается дискриминация в любой форме и по любым признакам”. Такой подход может негативно повлиять на сотрудничество с Евросоюзом, в частности — голосование в Европарламенте 6 апреля за предоставление Украине безвизового режима.
Странные сложности
Проект Трудового кодекса (законопроект №1658) принят в первом чтении Верховной Радой ещё в ноябре 2015 года. Существует и вариант с поправками, размещённый на сайте профильного парламентского комитета. Доработок будет ещё немало и, скорее всего, к дедлайну, который назначен на июнь, народные депутаты не успеют подготовить финальную версию документа.
Последний спор возник вокруг антидискриминационных норм проекта нового Трудового кодекса. Изначально статья 3 законопроекта должна была выглядеть следующим образом: “Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности нарушения принципа равных прав и возможностей, прямое или непрямое ограничение прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, состояния здоровья, беременности, инвалидности, сексуальной ориентации, подозрения или наличия заболевания ВИЧ/СПИД, семейного или имущественного состояния, семейных обязанностей, места проживания […]”. Это бы соответствовало обязанностям, которые Украина взяла на себя Договором об Ассоциации между Украиной и Европейским союзом, а также Плану действий по либерализации визового режима, который Украина выполнила в ожидании заветного безвизового режима. Согласно европейским директивам, запрещена “любая прямая или косвенная дискриминация на основании религии или вероисповедания, ограниченных физических возможностей, возраста или сексуальной ориентации”.
Народный депутат фракции “Народного фронта” Павел Унгурян внёс поправку №46 в проект Трудового кодекса, решив “усовершенствовать” европейские нормы. Его правка предусматривает запрет дискриминации в любой форме и по любым признакам в сфере труда без определённого перечня этих признаков. Вечером 27 марта на сайте “Народного фронта” появилось объяснение: “Комитет по вопросам соцполитики не исключал из текста проекта Трудового кодекса нормы, запрещающие дискриминацию в сфере труда”. Заметка выглядит как попытка сохранить лицо в случае если 6 апреля в Европарламенте что-то пойдёт не так.
Разные религиозные радости, и чем они грозят
Церковь искренне радуется поправке Унгуряна. Официальный представитель Украинской церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря) заявил, что украинские политики “манипулируют европейско-американской сентиментальностью к штампам гендерной идеологии”.
“К сожалению, скандал может существенно повлиять на решение 6 апреля по безвизовому режиму. В Европейском союзе есть силы, которые скептически относятся к предоставлению Украине безвизового режима. Они могут использовать ситуацию. В последнем отчёте по прогрессу Украины в выполнении Плана действий напрямую указывается, что новый Трудовой кодекс должен содержать антидискриминационные нормы. Даже если голосование состоится, введение безвизового режима могут отложить”, — объясняет ситуацию менеджер по адвокации и партнёрству представительства Freedom House в Украине Зорян Кись.
Самое позитивное во всей истории вокруг неудачных правок в Трудовой кодекс — однозначные заявления Петра Порошенко, первого вице-спикера Верховной Рады Ирины Геращенко и вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе. “Президент не допустит ревизии обязательств Украины, которые мы реализовали для получения безвизового режима. Решение парламентского комитета изъять из проекта нового Трудового кодекса так называемые антидискриминационные нормы глава государства считает ошибочным и даже провокационными”, — заявил пресс-секретарь президента Святослав Цеголко. Именно подобные заявления, возможно, и спасут судьбу украинского безвиза от евроскептиков.
И другие новации
Проект нового Трудового кодекса обещает много других новаций, не влияющих на евроинтеграционное будущее Украины, но не менее спорных, чем предложение Унгуряна. Вот наиболее интересные из новаций:
- работодатель может проводить конкурс при приёме на работу, устанавливая определённые требования, связанные с характером работы;
- испытательный срок может быть не более полугода для руководителей, бухгалтеров, 3 месяцев – для остальных и месяца – для рабочих специальностей;
- во время испытательного срока работник может быть уволен с предупреждением за три дня;
- работодатель может без согласия работника перемещать его на другое рабочее место, если нет существенных изменений в трудовой деятельности;
- сотрудники смогут сами планировать своё рабочее время, если это предусмотрено трудовым договором;
- “как правило” “нормальная” продолжительность рабочей недели – 40 часов. Ежедневный отдых может быть не менее 12 часов.
Выражения “как правило” и “нормальная” допускают разные толкования нового Трудового кодекса работодателями. Вероятно, во время обсуждений последнего пункта будет ещё немало баталий, но самые первые в очереди сейчас – антидискриминационные нормы, исчезновение списка которых может дорого обойтись Украине.
Алексей Коваленко
По материалам: Фокус
Поделиться новостью